Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка и реализация методов эффективного развития экономики




В процессе создания законов и их применения возникают межотраслевые и иные юридические коллизии. Их недооценка на первых этапах может привести в дальнейшем к серьезным экономическим потерям и нарушениям законности. Речь идет, во-первых, о неправомерности развития отраслей, когда быстрое развитие гражданского и финансового законодательства не сопровождается адекватным развитием административного и других отраслей законодательства. Страдает комплексность и снижается качество регулирования.

Меняется система и компетенция министерств, действующих в сфере экономики. Минэкономразвития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной социально-экономической политики. Главной задачей является определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс РФ. Оно выполняет следующие функции:

1. организует и координирует разработку и осуществляет обоснование социально-экономической политики государства, приоритетных направлений развития экономики;

2. организует и координирует разработку комплексного прогноза социально-экономического развития РФ, ее регионов, отраслей и секторов экономики на соответствующий период с использованием системы национальных счетов;

3. подготавливает предложения по прогнозной части ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию;

4. разрабатывает сводный финансовый баланс государства, обеспечивает экономическое обоснование отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета, в т.ч. бюджетной заявки на финансирований поставок продукции (выполнение работ и услуг) для федеральных государственных нужд;

5. принимает участие в подготовке предложений по общим направлениям финансовой, денежно-кредитной и валютно-кредитной политики;

6. проводит анализ состояния экономического положения РФ, тенденций социально-экономического развития, подготавливает годовые и ежеквартальные доклады о состоянии российской экономики, выявляет, 6ucnponopuuu в ее развитии и определяет пути их устранения, а также осуществляет контроль за выполнением принимаемых Президентом и Правительством решений по развитию экономики и проведению экономической реформы;

7. обосновывает государственную структурную политику, организует работу по ее проведению, стимулированию развития производства, а также участвует, в реализации мер, связанных с несостоятельностью (банкротством) предприятий;

8. осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ, формирует в установленном порядке перечень целевых программ, предусматриваемых к финансированию за счет федерального бюджета;

9. анализирует проведение экономической реформы, определяет стратегические направления и тактические задачи ее дальнейшего развития, а также подготавливает предложения по организационно-правовому обеспечению проведения экономической реформы;

10. организует и координирует разработку государственной инвестиционной политики и мер по стимулированию инвестиционной активности, изучение спроса на инвестиции, реализацию и контроль за осуществлением инвестиционных проектов с использованием централизованных капитальных вложений;

11. формирует предложения по основам ценовой политики РФ и реализует ее, разрабатывает предложения по совершенствованию механизма регулирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, а также в соответствии с действующим законодательством согласовывает, утверждает и регистрирует цены и тарифы, участвует в осуществлении контроля за их применением;

12. принимает участие в разработке предложений по экономической политике в сфере международного экономического сотрудничества, развитию и совершенствованию механизма регулирования внешнеэкономических связей, осуществлению совместных проектов и программ, объемам федеральных валютных поступлений и платежей, участвует в составлении отдельных статей платежного баланса;

13. в установленном порядке формирует и обеспечивает контроль за выполнением государственного оборонного заказа, мобилизационного плана экономики страны;

14. формирует в установленном порядке объемы и структуру поставок продукции (выполнения работ и услуг) для федеральных государственных нужд;

15. участвует в разработке и осуществлении региональной экономической политики, проводит анализ экономической ситуации в регионах РФ, разрабатывает региональный аспект прогноза социально-экономического развития РФ, стратегии размещения производительных сил и совершенствования территориальной структуры экономики, а также подготавливает предложения по совершенствованию экономического взаимодействия с субъектами РФ;

16. участвует в разработке и реализации социальной политики, включая вопросы государственной поддержки отраслей социальной сферы, общие направления политики в области доходов и потребления населения, демографии, миграции, занятости населения, создания рабочих мест, социального партнерства и социальной поддержки и защиты отдельных слоев населения с учетом экономических возможностей государства;

17. обеспечивает разработку и реализацию экономического механизма стимулирования деловой активности и поддержки предпринимательства.

Совершенствование компетенции и взаимодействия всех экономических министерств и ведомств - важная и актуальная задача.

Собственность как объект государственного управления

В центре воздействия всего спектра средств административно-правового управления в сфере экономики - вопросы собственности. Их правовое решение служит основой экономической стабильности и роста, формирования гражданского общества Административно-правовое управление занимает свое место в общем объеме воздействий, не всегда, к сожалению, адекватное его роли и меняющимся ситуациям. Управление государственным имуществом, развитие разнообразных форм собственности и разграничение функций управления между разными структурами менялось и меняется до сих пор.

Для административного права важнейшее значение имеет государственная собственность и юридические режимы, а также управление ею. В последние годы резко изменилось отношение к государственной собственности. Вместо приоритетного признания и универсальности наступило время падения ее роли, поскольку в стране формируется рыночная экономика. Государственное имущество стали признавать «ничейными и бесполезным, начались распродажи. Но объективные тенденции неумолимы и сейчас приходит отрезвление. Вновь усиливается воздействие государства на экономику, на формирование ее реального сектора. Использование государственной собственности в национальных интересах и эффективное управление ею позволят укрепить опоры, нашей экономики.

Конституционное признание равенства государственной собственности и иных форм собственности (ст. 8) сочетается с совместным решением Федерацией и ее субъектами вопросов разграничения государственной собственности (ст. 72). А п. «д» ст. 71 относит к ведению Федерации федеральную государственную собственность и управление ею. Содержание права государственной собственности определено в ст. ст. 113, 124-125, 214 ГК РФ. Это - объекты собственности, которые либо закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями либо средства бюджета и иное государственное имущество, составляющее казну Федерации и ее субъектов. Это -осуществление прав собственника от имени Федерации и ее субъектов соответствующим органами государственной власти. Это - унитарные предприятия, которым принадлежит часть имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Указанные основополагающие нормы были конкретизированы в целом ряде федеральных законов - о естественных монополиях, о железнодорожном транспорте, о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли, в Воздушном кодексе и др.

Но одновременно появлялись многочисленные указы Президента РФ, касающиеся государственной собственности. С их помощью решались вопросы акционирования, порядка участия представителей государства в правлениях акционерных обществ, организации управления. К тому же и в конституциях и уставах субъектов Федерации по-разному определяются объекты государственной собственности и режимы ее использования.

Противоречивость и пробелы в регулировании режима государственной собственности снижают ее потенциал. А ведь именно единый собственник в лице государства должен обеспечивать эффективность управления ею в масштабе страны. Поэтому полезны предложения о принятии федеральных законов «Об управлении государственной собственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» «Об управлении государственными долями акционерных предприятий». Тогда появятся рациональные режимы использования государственной собственности.

Наиболее актуальным является вопрос о круге объектов государственной собственности и ее содержании. Заметим, что круг объектов федеральной собственности определен Конституцией РФ, а объектов государственной собственности регионов - в их конституциях и уставах, правда, иногда чрезмерно широко. И все же подвижность объектов возможна, что наблюдается в ходе приватизации. Нельзя исключать и обратный процесс, и поэтому оправдана подготовка ФЗ «О национализации».

В субъектах РФ по-разному определяется состав и перечень объектов государственной собственности - в соответствующих законах, постановлениях или конкретных решениях. Например, в Санкт-Петербурге было принято постановление Законодательного Собрания «О разграничении государственной собственности в Санкт-Петербурге». Утвержден предложенный Комитетом по управлению городским имуществом перечень объектов федеральной собственности, передаваемых в государственную собственности города.

Важным каналом влияния государства на деятельность акционерных обществ является участие его представительств. Указами или постановлениями Правительства образуются коллегии представителей для обеспечения интересов государства по управлению находящимися в федеральной собственности акциями. Среди них руководители федеральных министерств и ведомств, региональных комитетов по управлению государственным имуществом, специалисты и главы администраций.

Своеобразным режимом использования государственной собственности является управления государственными пакетами акций. Оно создает рычаги для участия государства в управлении прежде всего предприятиями стратегического значения. Вопрос в том, как их использовать в интересах не только предприятия, но и отрасли всей экономики. В результате доверительного управления имуществом также создается своеобразный режим. Возникающие здесь отношения регулируются ст. ст. 1012-1026 ГК РФ.

Нужна и более строгая координация работы. Сейчас курсы развития малого и среднего бизнеса и государственных предприятий как бы «разведены». А ведь было бы лучше их сблизить, и тогда предприниматели могли бы действовать в договорных связях с крупными предприятиями, удлиняя технологическую цепь, увеличивая число рабочих мест, использую отходы и т.п.

Собственность области составляет экономическую основу области, обеспечивающую ее экономическое и социальное развитие. Управление собственностью области регулируется законами РФ, указанным законом, а также иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Челябинской области. Собственность области может быть использована для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В собственности области находятся имущество органов государственной власти области, средства областного бюджета, областных внебюджетных и валютных фондов. В собственности области в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ и. области могут находиться земельные участки, природные объекты, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, имеющие областное значение: предприятия и учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, другие организации, созданные или приобретенные за счет средств области, в т.ч. на долевых началах, или переданные области и ее органам государственной власти от других субъектов РФ, ценные бумаги, доли участия, финансовые активы, и другое имущество в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ и области.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.