Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности детей младшего школьного возраста





В этом возрасте постепенно формируются основные типы «замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга», лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).
Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.
Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.
Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста ещё с трудом связывают в своей

 

памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьнике; отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.


Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.


Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.


Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.


Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия,
внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.
Однако такое положительное влияние достигается лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Подвижные игры полезны и для развития способностей младших школьников регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции. если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний. представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные дели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.


Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием.


Специфика физических упражнений открывает большие возможности для воспитания и развития у детей необходимых волевых качеств.

1.2 Игры нашей страны с Древнейших Времён до ХХI века

Начальный этап становления подвижных игр характеризуется подражательными действиями, имитирующими собирательство к охоту (как наиболее древние формы человеческой деятельности). Поэтому характерным является то, что фольклорные фонды всех народов СССР содержат подвижные игры, связанные как с образами и повадками птиц, животных, так и с ловлей их (белорусская игра «Волю>, все аналоги русских игр «Волк и овцы», «Гуси-лебеди», «Прыгающие воробушки», «Лиса и куры» и т. п.; эстонские «Стрельба в тетерева» и «Ужение ерша»; литовские «Скачки лис» и «Ловля куропаток»; таджикские «Нах-чирш и кор» и «Шикер бо шоин» и др.).
Подражательные трудовым действиям игры, по-видимому, очень рано стали представлять собой объективно существовавшие средства физического воспитания. С развитием общества появилась потребность осуществлять эти действия в более эмоциональной форме в форме игр и плясок, доставлявших одновременно и эстетическое удовлетворение. По мнению профессора В. К. Никольского, уже на самой ранней ступени развития человеческой культуры «игра приобретает характер зародышевой физкультуры, подготовляющей человека к его функциям как члена коллектива» подражательные действия в игре еще не были отдифференцированны от трудового процесса. Примером здесь может служить грузинская игра «Спуск сена», содержание которой заключается в аналогии действий, связанных с этим видом сельскохозяйственного труда.
Множество игр уже отдифференцированны от трудовых действий. К таким играм относятся, например. белорусские игры «Што робиш» и
«У шашу», литовские «Кнут», «Табалас», эстонские и латвийские «В сапожника», «В рыболова» л др., украинские - «Баштан» и «Маковочка». «Пекарь», армянские «Вар» и «Гунз» и другие, отражающие локальные условия историко-экономического развития общества.

Как показывают исследования, проведенные многими специалистами из союзных республик, общим для всех народов, живущих в одном регионе, является влияние природных, климатогеографических, производственных и других особенностей, в том числе этнических. В качестве примера можно привести игры у среднеазиатских народов, проводимые на лошадях, в которых обязательными компонентами служат аркан и нарта. Вместе с тем это не исключает топографических игр (можно говорить о них обобщенно), которые характерны для отдельных регионов (например, горных районов), а также подвижных игр, обусловленных не только особенностями быта и культуры, но и необходимостью с детства готовиться к боевым действиям в условиях ограниченного пространства там, где имели место частые боевые столкновения. Собственно, в таких местах и девочки готовились определенным образом к боевым действиям. Таким содержанием отличаются, например, некоторые игры Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Армении, Грузии.
Во многих играх, отдифференцированных от боевых условий, сохранились сюжеты военного характера, представленные в аллегорическом виде. Игры детей на военную тему, в процессе которых развивались физические в нравственные качества, формировались прикладные навыки, отвечающие требованиям военной подготовки, поощрялись взрослыми, поскольку считались лучшей формой подготовки к жизни.

 

Если в историческом плане подвижная игра представляет собой подражание выполнению какого либо трудового, бытового или военного действия, то в настоящее время такое действие не всегда осознается играющими.
Дети выбирают игру сообразно опыту сверстников или взрослых. по это не исключает, а предполагает, что в лес постоянно вносится творчество самих играющих, их небольшой, но все же определенный жизненный опыт. Вместе с тем происходит постепенное абстрагирование, частично связанное с состязательным характером, стремлением проявить превосходство в тех или иных двигательных действиях, в физических качествах в. т. д. Именно поэтому состязательный характер подвижных игр способствовал тому, что определенная часть их легла в основу формирования спортивных игр. Надо отметить, что развивающийся спорт так же оказывал влияние на народные игры (в некоторые из них стали включаться отдельные элементы спорта, в ряде игр стал применяться спортивный* инвентарь).
Как показывает анализ фольклорного фонда всех народов СССР, дети в своих играх не только подражают действию, поведению старших. но в используют инвентарь, весьма сходный с обычным, применяемым в повседневной жизни. При этом в подавляющем большинстве случаев в игры включаются уже готовые предметы, т. е. дети стараются найти их, приспособить к требованиям игры соответственно собственной фантазии. Это не исключает, конечно, и того что они
весьма искусно, в меру своих сил изготовляют этот инвентарь по свету, а иногда и под руководством старших.
Таким образом, родившись на основе различных трудовых операций и отображая их, используя в качестве инвентаря приближенные копии орудий труда, игры способствуют формированию действий, которые необходимы для самостоятельного изготовления игрового инвентаря. В сущности, каждый мальчишка гордился своей способностью изготовить биту, или лук, или чиж, такими, каких не было у других. Уже одно это удовлетворение от созданного служило стимулом к игре, поскольку в ней он не хотел показать себя хуже, чем в мастерстве изготовления предметов. Но для успеха необходимо было овладеть и такими навыками труда, которые в игре не встречались. Поэтому в народных подвижных играх с использованием предметов ярче всего проявляется взаимосвязь прикладности с трудовым воспитанием.

 

Любая народная игра, попадая в иную среду. в зависимости от условия бытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета.
Убедительным примером, отражающим исторический ход развития игр, является русская игра «Городки». В сущности, под этим названием понимается множество игр с метанием биты в деревянные чурки, имеющих целью захват «городов» (очерченной площадки),
У разных народов наблюдается большое количество однотипных игр, представляющих модификации, которые Складывались применительно к локальным условиям (например, «Русская лапта», сходная с литовской игрой «Муштукас»). Благодаря этому у многих из живущих поблизости сохранились формы подвижных игр и физических упражнений, дающие возможность проследить за отдельными этапами развития той или иной игры (например, конная игра «Козлодрание» у казахов называется «Кок- пар», у киргизов - «Улактарыш», у узбеков «Улак», у таджиков - «Бузкаши»). Вместе с тем, например, у народов Кавказа наблюдаются отдельные элементы, указывающие на длительность сохранения местных традиций, (например, грузинские игры «Дарбева», «Лахти», армянские «Ероцик». «Вагана- хах»).

 

Принадлежность игры к тому или иному этнографическому району или региону, видимо, следует определять но наибольшей полноте сохранения первоначальной игровой канвы. В одних случаях игра сохранилась более полно, в других частично, в третьих же изменилась настолько, что лишь пристальное изучение сюжета может дать ключ к отысканию некоторых сторон истоков.
Встречаются нетипичные игры, часть которых со временем настолько адаптировалась к местным условия м, что появилась местная терминология («Лапта», «Альчики» и др.).
Следует остановиться еще на одной черте игр в связи с различной структурой бытового устройства у народов в прошлом. Общественные обязанности, как известно, выполняли тогда мужчины, на женщин же был возложен большой круг семейных забот, что и проявилось в содержании игр. Если мужское население тяготело к состязательным, то женское -- больше к сюжетным играм хозяйственного характера, пляске и танцам. Эти тенденции, отражающие половые различия в зависимости от сферы деятельности, наблюдаются и в играх детей.
Анализ формы и содержания народных подвижных игр показывает диалектику тесной взаимосвязи ее национальной и интернациональной сторон. Национальная форма подвижных игр выражается в том, что она по своему происхождению и развитию является характерной для конкретной нации, определена общественно историческим ее развитием, своеобразием быта, особенностью психического склада и т. д. Получив распространение за пределами своей страны (несмотря па то, что для данной нации эта игра продолжает оставаться национальной), она становится международной.
В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни.

 

1.3 Значение подвижных игр в развитии физических качеств младших
школьников.

В подвижных играх, в отличие от других видов игр, большое место в решениях задач, которые ставятся перед их участниками, занимают бег, прыжки, метания и другие двигательные действия. Достижение поставленных задач требует от участников игр инициативы и творческого подхода. в коллективных играх взаимодействие играющих регламентируются правилами, исключающими применение недоступных (опасных, неэтичных) приемов, нетактичных действий в отношении друг к другу.
Подвижные игры и развлечения могут быть индивидуальными и коллективными. В первом случае каждый учащийся занимается
самостоятельно: играет в мяч, прыгает через скакалку, катает обруч, играет в классики и катается на самокате. Во втором случае в игре участвует не менее
двух детей, и таким играм присущи элементы соперничества, соревнования, причем каждый борется только за себя, или за свою команду, что требует взаимодействия и взаимопощи игроков.
Какими критериями следует пользоваться при выборе подвижных игр для занятий с тем или иным контингентом учащихся? Прежде всего, следует отбирать игры нужной степени сложности и подвижности. По степени сложности игры делят на некомандные, полукомандные и командные. Полукомандные игры самые простые: в них каждый стремится проявить все свои способности в силе, ловкости., быстроте, сообразительности, чтобы добиться равенства среди других участников, но борется только за одного себя. В некомандных играх участники тоже в первую очередь стараются добиться результата для себя, но могут и
помогать другим - выручать в игровые моменты игры, а также вступать с некоторыми играющими во временное сотрудничество, чтобы легче достичь цели, В командных играх участники соревнуются группами, и результат зависит не только от успешных действий каждого игрока, но и от умения играющих взаимодействовать, подчиняя личные интересы коллективным.
По условиям и правилам игры делятся на два вида: с относительно четко установленными требованиями, во допускающие произвольные изменения размеров площадки, количества игроков, инвентаря; с совершенно четко установленными правилами. Самые твердые т ранила существуют в спортивных играх; в них ограничены рамки действий игроков, размеры площадок, установлены требования к инвентарю, определено время игры (с учетом возраста играющих). Самые же произвольные действия допускаются в так называемых свободных, или вольных, творческих, ролевых играх. В них дети сами намечают цель игры, сюжет, отдельные роли, которые разыгрывают участники, и лишь некоторые самые общие правила, которых и придерживаются.
По степени подвижности. т. е. интенсивности двигательной деятельности, напряженности физической и эмоциональной нагрузки игры делятся на три категории: большой, средней и малой подвижности. Признак интенсивности - один из главных при выборе игр. Так, когда дети находятся на свежем воздухе, особенно в прохладную погоду, проводят игры высокой подвижности - с бегом, прыжками, метанием разных предметов на дальность; во время длительных прогулок, походов проводят игры средней интенсивности;
в перерывах между приготовлением домашних заданий рекомендуются игры малой подвижности.

 

Группировка игр по преимуществеппому проявлению у заниающихея физических качеств.

Игры, в которых преимущественно проявляются Характеристика игровых действий Примеры игр
Ловкость Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим; не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, сигналам). Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, игры с увертыванием). “Салки”, Ловкая подача”, “Ловкие меткие”.
Быстрота Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, игры с короткими перебежками типа догоняй-убегай. “Шёлк желуди, орехи” Эстафета на полосе препятствий.

 

     
Быстрота Игры с расстояний в кратчайший срок. Игры с бегом на скорость в изменяющихся условиях.  
Сила Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статистического характера. Сильный бросок «Бой петухов» «Перетягивание через черту»
Выносливость Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим Бег командами «не давай мяча водящему» «Перетягивание каната»

 

В школьные годы ребята получают знания и умения, проходят школу воспитания и формирования основных морально-волевых качеств, необходимых для последующей жизни в обществе. Однако какими бы обширными и глубокими знаниями пи обладал ученик, как бы хорошо ни был он подготовлен в этом плане к введению в самостоятельную жизнь, многое у него может не получиться если с детства не будет заложен фундамент крепкого здоровья. Урон в этом случае понесет и сам человек, и все наше общество.

 

Наукой и практикой доказано, что физическая активность является главным стимулятором практически всех физиологических функций организма, залогом нормального умственного и физического развития человека.
Физические упражнения, подвижные игры способствуют развитию центральной нервной системы и внутренних органов, обогащают ребенка новыми ощущениями, помогает быстрее познать окружающий мир. Они укрепляют здоровье и закаливают организм, делают детей более организованными, волевыми, целеустремлёнными.
Следовательно, достаточное двигательная активность необходимое условие гармонического развития личности детей.

 

В каждом возрасте следует уделять одинаковое внимание воспитанию всех важнейших двигательных качеств, учитывая, конечно, что соотношения уровней развития каждого из них ловкости, силы, быстроты, выносливости, а также способности произвольно расслаблять мышцы — гибкости — у детей различны.
Ловкость проявляется в способности овладевать новыми движениями и быстро перестраивать их в соответствии с изменением обстановки, Показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми.
Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12— 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы.

 

Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке («Салки» —6—7 лет, «Зайцы в огороде» —8 лет, «Подвижная цель» —9 лет).

При развитии силы нагрузки не должны быть придельными:
максимальные напряжения и большие по объёму нагрузки связаны с большими энерго- затратами, а это может привести к общей задержке роста. Силовые упражнения в подвижных играх не должны вызывать длительного натуживания. Мышцы у детей имеют тонкие волокна, развивать их надо разносторонне и постепенно.

 

Особое внимание при проведении игр должно быть обращено на совершенствование быстроты. При развитии у детей быстроты решают две основные задачи: увеличение скорости простых движений и увеличение частоты движений.
Простые двигательные реакции — это ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В жизни человека они имеют большое
обладающий приобретает и в других, непривычных и более сложных условиях. Это очень важно, особенно при возникновении внезапной опасности, когда быстрота реакции часто спасает человеку жизнь. Большое значение имеют и сложные двигательные реакции. Основные из них — реакции на движущийся объект и реакции выбора. В реакциях на движущийся объект основную часть времени занимает фиксирование движущегося предмета глазами. Реакция выбора — это нахождение из значение, например при управлении механизмами. Человек, быстрой реакцией в определенных (привычных) условиях, способность быстро реагировать на сигналы (действия) нескольких возможных вариантов наилучшего способа действия или ответа на сигнал.
Быстрота реакции ребенка в определенной степени зависит от типа нервной системы и является качеством наследуемым от родителей, но и ее можно развивать с помощью физических упражнений и подвижных игр.
С помощью подвижных игр ещё более развивается, частота, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений у детей.
Проявления такого качества, как быстрота, многообразны это и быстрота реакции, и быстрота мышления, и быстрота действия.
В основе этого качества лежат сила и подвижность нервных процессов, которые могут совершенствоваться под влиянием занятий физическими упражнениями и играми. Развитие быстроты тесно связано с развитием других физических качеств. Однако отдельные ее проявления мало зависят друг от Друга, поэтому необходимо специально работать над всеми ее составляющими.
Целенаправленное развитие быстроты лучше всего начинать в детском и подростковом возрасте.
Скоростные качества лучше совершенствовать в процессе выполнения игровых упражнений.

 

Выносливость в подвижных играх развивается путем применения физических упражнений и игр, оказывающих на организм ребенка общую физическую нагрузку несколько большую той, которую он уже привык переносить.
В играх с детьми младшего возраста нагрузки должны быть очень непродолжительными и чередоваться с достаточным отдыхом. Дети младшего школьного возраста часто не могут долго поддерживать какое — то усилие на постоянном уровне. Даже при непродолжительной работе они отвлекаются. Это объясняется легким распространением процессов возбуждения или торможения в коре большого мозга, а так же неумением точно дифференцировать степень мышечного напряжения. С возрастом способность к поддержанию усилий на постоянном уровне улучшается.
С помощью игр осуществляется развитие физических качеств младшего школьника. Одновременно происходит совершенствование двигательных навыков. Под влиянием игровых условий эти навыки быстрее закрепляются и совершенствуются. В свою очередь проявление двигательных качеств
становится более полным и разнообразным.

 

Игры можно систематизировать и оценивать по преимущественной направленности на развитие физических качеств.
В последние годы много внимания уделяется вопросам использования народных игр и физических упражнений в рамках школьного физического воспитания [11, 27, 28, 31]. Эти игры используются в учебном процессе, во внеклассной физкультурно-спортивной работе, во время проведения спортивных и игровых праздников, на подвижных переменах, в “часы здоровья”, в группах продленного дня и т.д. [6, 8, 19, 30, 31].
Развлекательные подвижные игры все шире используются и во внешкольной физкультурно-спортивной работе. Во многих странах Америки и Европы особой популярностью пользуется, например, сквош (игра с мячом и ракеткой) и сходный с этой игрой рэкетбол. Эти игры несложны по правилам, увлекательны и хорошо развивают физические возможности человека. Почти во всех досуговых и спортивных центрах, особенно для детей и молодежи, есть небольшие залы для игры в сквош (на площади одного теннисного корта можно разместить 9-10 сквош-кортов). В США, а также в Германии, Финляндии и многих других странах Европы очень популярен также боулинг - разновидность игры в кегли. В этих странах непрерывно растет число членов боулинг-клубов, а в Японии боулинг занимает у молодежи первое место среди развлекательных видов спорта. Среди детей и молодежи за рубежом популярностью пользуются и такие новые игры, как крокет, спиральбол, стенбол, боча, ринг-теннис, шафлбод и др. [35].

 

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

 

1.4 Роль подвижных игр в повышении эффективности проведения урока физической культуры у младших школьников.

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в пионерских лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.
Любую игру нужно проводить живо и интересно. Только тогда она будет эффективным средством развития физических качеств на уроке.
Более высокая двигательная подготовленность детей шести лет дает возможность шире использовать в играх разнообразные движения (броски и ловлю мяча в игре «Подбрось и поймай», метание колец в игре «Серсо», прыжки в игре «Поймай мотылька» и т. д.). для детей этого возраста большое значение имеют игры с мячом, скакалкой, обручем, флажками.
В системе физического воспитания детей семи лет подвижным играм отводится значительное место. Характерной особенностью поведения детей данного возраста в игре является большая их самостоятельность. Они сами определяют элементарные правила, по своему желанию могут их изменять. Содержание игр часто бывает связано с использованием разнообразного инвентаря, что побуждает детей к определенным действиям: скакалка — к прыжкам, мяч — к метанию в цель, подбрасыванию или прокатыванию. Общая продолжительность игры составляет 12—15 минут,
Физическую нагрузку регулируют размерами дистанции, которую пробегают дети, уменьшением или увеличением количества преодолеваемых препятствий, усложнением правил, введением кратковременных пауз для отдыха или анализа ошибок.

Учитывая то, что зимой движения ребенка ограничены, нагрузку уменьшают или увеличивают перерывы между повторениями игры. То же самое делают летом при высокой температуре воздуха.
Игра исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.
Подвижные игры, как средство и метод физического воспитания, широко применяется в школе на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках физкультуры в сочетании с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми или лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В играх на уроках физкультуры в отличие от других форм занятий главное внимание надо обращать на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Сложное движение, включённое в игру, предварительно осваивается с занимающимися с помощью специальных упражнений. Подвижные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа тренировки. Если вся основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причём подбираются игры различные и по характеру движений. Методика проведения подвижных игр на уроках физкультуры специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность урока. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась.

Вместе с тем наблюдается тенденция к использованию на уроках физкультуры совершенно новых подвижных игр и физических упражнений, таких, как брейк-данс, аэробика и др., которые стимулируют развитие ловкости, подвижности, дают возможность отдохнуть после напряженных занятий в школе.
Важное место отводится сюжетным подвижным играм. Разрабатываются новые виды этих игр - подвижные приключенческие игры для детей, подвижные игры на современные сюжеты типа звездных войн и др. [40, 42, 43]. В нашей стране интересную систему сюжетных игр для использования на уроках физической культуры разработал И. В. Присяжнюк [21]. Им составлены методические рекомендации по организации таких игр, как “Путешествие во времени года, “Юные строители”, “Потанцуем и споем”, “Соревнования республик”, “Поиск секретного пакета’ и др. Учитель из Архангельской области В. В. Пестерев организует занятия по физкультуре со школьниками 3-го класса в виде театрализованного урока. Один из таких уроков проводится, например, в виде “урока индейцев” {см. 15].
Лесгафт подчёркивал, что игра, в отличие от строго регламентированных движений (например, гимнастики), всегда связана с инициативными моментами решения физических задач. Игра является потребностью для восстановления как физических, так и духовных сил. Подвижные игры помогают не только в решении ряда специальных задач, но и (имея в виду природу игровой деятельности) всегда встречает хороший приём у занимающихся, новый интерес к тренировочным занятиям. Игра является толчком к спорту. Провести игру или эстафету, т.е. включить “эмоциональный” рычаг у занимающихся продолжать тренировку с желанием и интересом. На уроке широко используются игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и др. качеств. При подборе и проведении игр (как вспомогательные средства) усиливается избирательное направление, их воздействие на развитие специальных навыков и качеств, необходимых спортсмену. Игра является также лучшим активным отдыхом после тренировок.

 

Игра — морально волевое воспитание. Игры служат дополнением к обычному учебному процессу.

 

2. Исследование влияния подвижных игр на развитие физических
качеств учащихся начальных классов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.