Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ результатов работы




Система и организация игр, применяемых в 1 классе.


Воспитателю следует подумать, какие игры рационально использовать в занятиях с учащимися, принимая во внимание класс, время года, воспитательные задачи и прочие условия.
Но главное место в занятиях осенью и весной на школьных площадках отводится играм с бегом, прыжками, метанием разных предметов. с мячами, лазанием, силовыми упражнениями. В это время на уроках физической культуры проходится материал легкой атлетики. Кроме того, естественно, могут проводиться игры и соревнования по футболу.
Желательно также разнообразить и сделать более интересными такие игры, как “классики”, прыжки через резиночку, в которые дети играют самостоятельно небольшими группами в свободное время.
Игры-испытания - это выполнение одним или нескольким участникам определенных заданий, с соблюдением некоторых правил, без вмешательства одного играющего в действие других. Играющие имеют полную самостоятельность в выборе приемов выполнения поставленной задачи. Можно придумать множество таких игр: Кто быстрее добежит до какого- ни будь «предмета» и т.д.
Игры-поединки отличаются от предыдущего вида игр тем, что каждый играющий может одним участникам оказывать помощь, а другим, наоборот, затруднять выполнение задания. К этим играм относятся простейшие единоборства и групповые соревновательные упражнения, например:
перетягивание друг друга, выталкивание из круга и т.п.
Регулярно проводя с учащимися те или иные игры, воспитатель должен вместе с тем сделать, чтобы дети не были чрезмерно “заорганизованы”. Надо оставлять детям достаточно времени и для свободных игр.

 

Подвижные игры на уроках физической культуры являются важным условием комплексного совершенствования двигательных навыков, физического развития, укрепления здоровья.
Подбирая игры для урока, я учитывал задачи его проведения, физиологическую нагрузку, а также анатомо-психологические особенности детского организма. В 1 классе подвижные игры желательно включать в каждый урок, в любую его часть (подготовительную, основную, заключительную).
В процессе игры я контролировал и стимулировал действия учащихся. Любая сюжетная игра или командная эстафета требовала от участников соблюдения определенных правил. Я пытался учить детей играть не только на уроке под моим руководством, но и самостоятельно. для этого на уроках ребятам рассказывал о правах и обязанностях капитанов команд и судей, объяснял способы выбора водящих, правила подведения итогов игры. Я считаю, что важное значение для решения задач обучения и воспитания учащихся имеет правильное распределение игр в течение учебного года.
Например, в З классе в 1 четверти целесообразно использовать следующие игры: «Хомячки», «Бегом вокруг колонны», «Бег за флажками», «Забрось мяч в кольцо».

 

 

Эти игры способствуют изучению строевых команд, учат правильно ходить, бегать, прыгать, метать, четко выполнять коллективные действия. Они просты по содержанию и правилам и в основном некомандного характера.

 

В начале своей практики я определил игровую подготовленность детей, выяснил, какие игры им знакомы, как ими воспринимается объяснение игры, могут ли они играть, соблюдая правила, и т. д. для этого на уроке следует выделить 5—1О мин и провести игру по выбору ребят.
Во 2 четверти чаще всего изучается учебный материал по разделу «Гимнастика». Третьеклассники повторяют ранее изученные игры, узнают новые. Это, как правило, уже переходные к командным и командные игры, развивающие координацию движений и другие физические качества. Благодаря таким играм, как «Карлики и великаны», «Кот идет», «Запрещенные движения», «Быстро по местам», «Ловишки», «Зима и лето», «Попрыгунчики –воробушки», «Через ручеек», «Красная шапочка» успешно решаются задачи обучения и воспитания учащихся. На первых уроках можно использовать игровые эстафеты, чередуя задания на сохранение равновесия при ходьбе и прыжках с преодолением небольших препятствий.

 

В III четверти основное содержание уроков посвящено разделу «Лыжная подготовка».
Подвижные игры «Прокладка железной дороги», «Поезд», «Шире шаг», «Быстрый спуск», «Кто дальше проскользит», «Лыжники десантники», «Самокат», «Кто лучше?» направлены на овладение техникой лыжных ходов, спусков, поворотов, развитие физических качеств. Необходимо помнить, что игры на лыжах должны проходить при быстром и активном участии всех детей, на морозе до 100, без ветра.
В конце 3 четверти первоклассники приобретают необходимые организационные навыки. Следят за дисциплиной и порядком в своей команде, поэтому можно проводить игры и эстафеты с самостоятельным разделением учащихся на команды.

 

В 4 четверти закрепляются ранее сформированные умения и навыки, повторяются как гимнастические, так и легкоатлетические упражнения и игры, разучиваются новые. К концу учебного года учащиеся уже научились правильно бегать, выполнять различные прыжки, метать мяч. На оставшихся уроках нужно научить детей успешно сочетать двигательные действия, изменять их в зависимости от условий, замечать и объяснять ошибки при проведении игр: «Товарищ командир», «Пустое место», «Птица без гнезда», «Кот проснулся», «Летучие рыбкю>, «Филин и пташка», «Пчелы и медвежата. В зависимости от задач урока и условий проведения занятий учитель в последующие годы выбирает те игры, которые, по его мнению, более целесообразны на данном этапе обучения.

 

Организация подвижных игр.
Подготовка. Чтобы игра прошла успешно, я предусматривал следующие правила:
1.Из числа известных игр выбрать игру, в наибольшей степени соответствующую задаче, которую хочет осуществить воспитатель.
2.При проведении игр в новом месте обязательно осмотреть состояние площадки или помещения и устранить все.
3.Подготовить вместе будущими участниками игры
инвентарь, средства сигнализации для руководителя и помощников.
4.Рассчитать общее время, необходимое для проведения
игры.
Организация играющих.
Приступая к проведению игры, я располагал участников таким образом, чтобы все учащиеся хорошо меня видели и слышали, объяснял содержание и правила игры. Основные движения игроков я показывал сам, а взаимодействия между несколькими игроками объяснял с помощью играющих. Я указывал назначение линий, проводимых на площадке. На прямоугольных площадках линии обычно называют: лицевая, боковая, средняя. Обязательно предупреждал о сигналах, которые будут даваться для начала и остановки игры.
Детям следует периодически напоминать требования к поведению во время игры. Участники должны беспрекословно выполнять все указания ведущего, посредников и капитанов команд. Протесты в отношении судейства падают через капитанов, все обязаны играть честно, соблюдая правила, следить, чтобы и другие участники не нарушали их, согласовать свои действия с действиями партнеров, всегда выручать товарищей.

 

Руководство игрой. В процессе игры мне приходилось внимательно наблюдать за играющими, в случае грубого нарушения правил останавливать игру, при несущественных нарушениях делать замечание на ходу. Если кто-либо из участников не знает, как действовать, можно подсказать возможные варианты, но в такой форме, чтобы играющий сам делал выбор. Важно следить за физической и эмоциональной нагрузкой. Если эти нагрузки велики, делается перерыв, во время которого обсуждаются действия играющих, уточняются условия игры и т.д.
Судьями были старшеклассники. для того, чтобы тестирование отвечало поставленным задачам, мы соблюдали определенные условия:
-одинаковый способ выполнения теста;
-одинаковые условия выполнения теста;
-одинаковые измерения или одинаковая точность
измерения.

 

2.2 Методика диагностики уровня развития физических качеств
учащихся

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо, Выявлено, что дефицит физической активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

 

Основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека.
Кроме того, школьный (ранний) возраст считается наиболее благоприятным для развития разнообразных координационных способностей, а также развития двигательных умений и навыков, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.
В младшем школьном возрасте необходимо сформировать пять групп двигательных умений и навыков.
1. Умения и навыки, с помощью которых ребенок перемещает себя в пространстве: ходьба, бег, ходьба на лыжах;
2. Навыки управления стратегическими позами и положениями тела при передвижениях: стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.;
3. Умения и навыки выполнять различные движения с предметами:
мячи, скакалки, ленты, гантели, палки;
4. Навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела: кувырки, перевороты, висы, равновесия;
5. Умения выполнять комплексные движения для преодоления препятствий: прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту.
Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта:
- условия и правила выполнения физических упражнений;
- влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма;
- правила самостоятельных занятий физическими упражнениями;
- основные приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями.

 

В школьном возрасте создается фундамент всестороннего физического развития, формируется тип телосложения, осанка, разнообразные
двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье.
По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья детей является их физическое развитие. Рост и массу(вес) тела считают наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружающей среды на организм ребенка.
Показатели физического развития (в норме) тесно связаны с показателями физической подготовленности. Как правило, дети нормального развития имеют хорошие показатели физической подготовленности.

 

Специалистами в области физической культуры и спорта (Л.Б.Кофман, В.А.Кабачков, А Я.Тяпин, Л.А.Захаров) [19] разработана тест-программа, которая предусматривает периодическое (сентябрь, май каждого учебного года) тестовое обследование уровня физической подготовленности учащихся 6-17 лет,
В таблице приведены показатели, характеризующие низкий, средний и высокий уровни физической подготовленности учащихся. Программа базируется на стандартных тестах, которые просты в выполнении и информативны.

 

 

Физические способности Контрольное упражнение тест Возраст лет Мальчики Девочки
Уровень
низкий средний высокий низкий средний высокий
Скоростные Бег 30 м, с   7,5 6,6 6,8 7,2   7,3-6,2 6,5-5,6 6,7-5,7 7,0-6,0   5,4 5,2 5,0   7,6 7,3 7,0 6,6   7,5-6,4 7,2-6,2 6,9-6,0 6,5-5,6   5,8 5,6 5,3 5,2  
Координационные Челночный бег 3х10 м, с   11.2 10,4 10,2 9,9 10,8-10,3 10,0-9,5 9,9-9,3 9,2-9,0 9,9 9,1 8,8 8,6 11,7 11,2 10,8 10,4 11,3-10,6 10,7-10,1 10,3-9,7 10,0-9,5 10,2 9,7 9,3 9,1
Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см   100 110 120 130 115-135 125-145 130-150 140-160 155 165 175 185 85 90 95 100 110-130 125-140 135-150 140-150 150 155 160 170
Выносливость 6-минутный бег, м   700 750 800 850 750-900 800-950 850-1000 900-1050 1100 1150 1200 1250 500 550 600 650 600-800 650-850 700-900 750-950 900 950 1000 1050
Гибкость Наклон вперед из положения сидя, см     1 1 1 2 3-5 3-5 3-5 4-6 9 7,5 8,5 2 2 2 3 6-9 5-8 6-9 7-10 12,5 11,5 13,0 14,0
Силовые Подтягивание на высокой перекладине из виса(мальчики), количество раз; на низкой перекладине из виса лёжа(девочки), количество раз   1 1 1 1 2-3 2-3 3-4 3-4 4 4 5 5 2 3 3 4 4-8 6-10 7-11 8-13 12 14 16 18
                         

 

Таблица 2 Уровень физической подготовленности учащихся 7 -10 лет

 

 

Во время прохождения преддипломной практики мной была спланирована работа по применению соревновательного игрового метода на уроке физической культуры и во внеурочное время. Так как времени для объективного диагностирования было недостаточно, я взял показателя контрольных срезов на начало года у учителя физкультуры и провёл повторные срезы в конце февраля, т.е. в середине З четверти. динамику показателей контрольных срезов показал с помощью таблицы 1.
Таблица 1
Динамика показателей контрольных срезов 1 класса 2ОО9-2О10г.
Староивановской СОШ

Класс   Количество в группе     Количество тестируемых     Пол     Прыжок в длину с места Подъём туловища 30 сек     Наклон вперёд из положения сидя   Вис на перекладине     Челночный бег 3 х 10  
Начало года Конец февраля Начало года Конец февраля Начало года Конец февраля Начало года Конец февраля Начало года Конец февраля
      М 79% 82% 74% 75% 78% 79% 81% 83% 83% 85%  
      Д 77% 79% 75% 77% 78% 81% 78% 80% 82% 83%  
                                   

 

Проводя тесты среди учащихся 1 класса, я получил следующие данные. С помощью соревновательно- игрового метода можно достичь высоких результатов в спортивной деятельности. С помощью подвижных игр у детей развиваются разнообразные качества: скорость, сила, гибкость и т.д.
У детей появляется стимул к выполнению той или иной игры. В игры они играют с удовольствием, заинтересованностью. Благодаря подвижным играм в среднем звене они совершенствуют элементы баскетбола, волейбола, легкой атлетики. У детей развиваются моральные качества: дружба, коллективизм, помощь, добросовестность, справедливость и многие другие.

Особые качества, сформулированные в процессе применения соревновательно- игрового метода, складываются в процессе подвижного общения детей. Некоторые из них получают развитие в дальнейшей спортивной деятельности.

Рисунок 1

Результаты тестирования мальчиков 1 класса

(результаты указанны в процентах)

Тесты
На рисунке 1 приведены результаты тестирования на развитие
физических качеств у мальчиков 1 класса.
Я заметил, что у мальчиков в начале учебного года процент скоростно- силового качества прыжка в длину с места составил 79%, а в конце учебного года - 82%. Прослеживается прирост развития данного качества на 3%. Этому способствовало проведение таких подвижных игр, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, как, например, «Прыжки из обруча в обруч», «догнать обогнать» и т.д.
Результаты теста на развитие силовых качеств «Подъем туловища ЗО сек» в начале года составили 74%, а в конце 75%. Прослеживается прирост показателей данного качества на 1%. Этому способствовало проведение таких подвижных игр, направленных на развитие силовых качеств, как, например, «Пленники», «Схватка», «Цепь» и т.д.

Результаты теста на гибкость «Наклон вперед из положения сидя на полу» в начале года составили 78%, а в конце года 79%. В данном случае прирост развития этого качества также составил 1%. Этому способствовало регулярное проведение таких подвижных игр, как «Кто быстрее», «Мостик и кошка» и др.
Результаты теста на выносливость «Вис на перекладине» составили 81%. а в конце учебного года 85%. Таким образом, наблюдается прирост развития качества на 4%. Этому способствовало проведение таких
подвижных игр, как «Перетягивание каната», «Не наступи в круг», «Полено» ит.д.
Координационный тест «Челночный бег 3* 10 м» показал результаты развития исследуемого качества в начале учебного года равным 83%, а в конце — 85%. В результате чего прослеживается прирост развития данного качества на 2%, чему способствовало проведение таких подвижных игр, как «Светофор», «Бой с разведкой», «Гусеница» и др.

Рисунок 2

Результаты тестирования девочек 1 класс

(результаты указанны в процентах)

Результаты тестирования девочек 1 класс.
На рисунке 2 приведены результаты тестирования на развитие физических качеств у девочек 1 класса.

Я заметил, что у девочек в начале учебного года процент скоростно-силового качества прыжка в длину с места составил 77%, а в конце учебного года - 79%. Прослеживается прирост развития данного качества на 2%. Этому способствовало проведение таких подвижных игр, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, как, Например, «Прыжки из обруча в обруч», «догнать обогнать» и т.д.

Результаты теста на развитие силовых качеств «Подъем туловища 30 сек, в начале года составили 74%, а в конце — 75%. Прослеживается прирост показателей данного качества на 1%. Этому способствовало проведение таких подвижных игр, направленных на развитие силовых качеств, как, например, «Пленники», «Схватка», «Цепь» и т.д.
Результаты теста на гибкость «Наклон вперед из положения сидя на полу» в начале года составили 78%. а в конце года 81%. В данном случае прирост развития этого качества составил 3%. Этому способствовало регулярное проведение таких подвижных игр, как «Кто быстрее», «Мостик и кошка» и др.
Результаты теста на выносливость «Вис на перекладине» составили 78%, а в конце учебного года 80%. Наблюдается прирост развития качества на 2%. Этому способствовало проведение таких подвижных игр, как «Перетягивание каната», «Не наступи в круг», «Полено» и т.д.
Координационный тест «Челночный бег 3* 10 м» показал результаты развития исследуемого качества в начале учебного года равным 82%, а в конце — 83%. В результате чего прослеживается прирост развития данного качества на 1% чему способствовало проведение таких подвижных игр, как «Светофор», «Бой с разведкой», «Гусеница» и др.
Таким образом, видно, что применение различных учебных методов на уроке физкультуры способствует развитию различных физических качеств учащихся, формировано доброжелательных товарищеских отношений, соучастия, сопереживания, чувства взаимовыручки. Наиболее показательным в этом плане является соревновательно- игровой метод обучения физической культуре.

Заключение

Изучив специальную литературу для данной работы, были определены ключевые понятия по теме исследования, что позволило конкретизировать направление в работе. Анализируя различные формы занятий, мы выбрали наиболее эффективные варианты, формирующие необходимые физические умения и навыки. Урок физической культуры по-прежнему является основной формой воспитания, обучения и развития школьников, и альтернативы ему в настоящее время не существует. Однако, в условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми на уроках.
Специальные наблюдения показывают: чем больше приятных ощущений учащиеся получают во время уроков, тем лучше они выполняют предлагаемые им учебные задания тем выше привлекательность, активность и результативность проводимых уроков. Разумеется, хорошо бы всегда заниматься на фоне положительных эмоций, а не принуждать себя и детей работать вопреки желанию, через «не хочу!», стиснув зубы, и, мобилизировав всю свою силу воли.
Уроки физкультуры в наших учебных заведениях давно уже не вызывают у учащихся того энтузиазма, на который, казалось бы, можно рассчитывать. Тем не менее, учащиеся начальных классов занимаются физической культурой с удовольствием.
Я считаю, что в современной школе эффективен соревновательно
игровой метод проведения урока физкультуры. Соревновательно-игровой метод — это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению в обучении вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Подвижная игра - комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в
формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и моральноволевых качеств.
Разнообразие двигательных действий в подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреплению здоровья занимающихся.
Педагогические наблюдения и исследования, заключавшиеся во включении в школьную программу преимущественно подвижных игр и проведение уроков на их основе, показали прежде всего активизацию отношения учащихся к этим занятиям, более быстрое овладение двигательными навыками, улучшение Дисциплины, повышение заинтересованности родителей в школьных занятиях детей физической культурой и спортом в целом.
Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Автор работы во время преддипломной практики провел экспериментальную проверку данного предположения в Староивановской СОШ, Волоконовского района в 1 классе. Проведя серию уроков, изучив методическую литературу по проблеме исследования, побеседовав с опытными учителями и учитывая их мнение, автор работы приходит к выводу о том, что предполагаемая гипотеза подтверждается, а именно проведение подвижных игр на уроках физической культуры является наиболее рациональным развитием физических качеств у детей младшего школьного возраста, если используется система игрового обеспечения для программы начального курса физической культуры и выполняется этапность в проведении подвижных игр на уроках и во внеурочное время.

 

Список литературы

1. Барчуков И.С.,Пеньковский Е.А, Теоретические основы
физического обучения и воспитания студентов - М, 1996
2. Бергер Г.И., Бергер Ю.Г. Уроки физической культуры, 2002
3. Богданов Г.П. Здоровый образ жизни.
4. Богданов Г.П. Игры и развлечения в группах продленного дня М., 1985
5. Богданов Г.П. Физическая культура в школе, М. «Просвещение», 1971
6. Богданов Г.П. Школьникам - здоровый образ жизни - М., 1989
7. Бутин i4.М. Физическая культура в начальных классах - М. Владос-Пресс,2001
8. Былеева Л., Коротков И., Яковлев В. Подвижные игры М.
4хФизкультура и спорт», 1974
9. Владимирова Т.I1. Физическое воспитание, 1989
10. Головин В.А. Физическое воспитание, М. «Просвещение», 1983
11. ЖуковМ.Н. Подвижные игры - М.,2000
12. Журнал «Физическая культура в школе», М. 1, 2003
13. Журнал «Физическая культура в школе», 2, 2003
14. Журнал «Физическая культура в школе»,)4, 1999
15. Качашкин В.М. Методика физического воспитания - М., 1980
16. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе - М., 1983
17. Каюр В.С. Книга учителя физической культуры М.,1980
18. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура и спорт, 2000
19. КоробковА.В. Двигательный режим и здоровье, 1999
20. Косицкая Н.П. Искусство быть здоровым, 1977
21. Лосева О.А, Продленный день в школе - М. Педагогика, 1991
22. Лях В.И. Мой друг - физкультура, 2001
23. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников - М., 1998

Приложения

Приложение 1
Урок физкультуры в 1 классе

Тема: Ловля мяча. Бросок мяча двумя руками снизу. Подвижные игры.

 

Цель и основные задачи: учить ловить мяч. который лежит ниже пояса, бросать мяч двумя руками снизу; содействовать развитию силовых качеств; воспитывать дисциплинированность, необходимость соблюдения правил игры, коллективизма.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: баскетбольные мячи




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.