Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Для конца речи

II. Для середины.

I. Для начала.

Цена 3 000 000т р

 

тел: +7 (950) 4567 230

e-mail: [email protected]

Ленина 60, офис 203

(ТЦ Колизей «Атриум», вход со стороны у. Кирова)

 

 

1. Начинают обращением к предмету.

2. Начинают временем (дня, года…).

3. Начинают местом.

4. Наконец, начинают случайностями, потом нечувствительно останавливают внимание на главном предмете.

(К этим категорическим пунктам давалось примечание: «Все сии правила требуют собственных соображений: какой предмет чем начать лучше и приличнее… Тут очень полезно для начинающего собственное размышление и решимость следовать собственному чувству»).

1. Располагайте части по мере увеличивающегося интереса.

2. Не смешивайте частей, и каждую мысль или картину, которая сама собой отделяется от другой, отделяйте новым предложением или новою строкою (в устной речи — паузой).

3. Не повторяйте одного и того же, хотя и другими словами.

4. Не входите слишком в подробности: они помрачают ясность.

1. Обращаться к предмету, прибавляя собственные чувствования, прекрасные желания.

2. Если описание напоминало о близком подобии или противном, то оканчивать уподобляемым, или главным противного предметом, или близким применением.

3. Оканчивать речь «нравственною занимательною мыслью, или высокою и разительной истиной».

 

 

53. Методы изложения материала. Индуктивный метод — изложение материала от частно­го к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то поло­жения, а потом разъясняет их смысл на конкретных приме­рах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии — сопоставление различных явлений, со­бытий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хо­рошо известно слушателям.

Концентрический метод — расположение материала вок­руг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод — последовательное изложение од­ного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, ора­тор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод — изложение материала в хроно­логической последовательности, описание и анализ измене­ний, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения мате­риала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестан­дартной.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудито­рию, но и соответствующим образом повлиять на нее, выз­вать ответную реакцию, желание действовать в определен­ном направлении. Поэтому при работе над композицией не следует забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов посте­пенно нарастают, самые сильные доводы используются в кон­це рассуждения.

 

54. Основные требования логики к ораторской речи: определенность, последовательность, непротиворечивость, достаточная обоснованность мыслей. Правила оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями в публичном выступлении. Требования закона тождества, закона непротиворечия, закона исключения третьего и закона достаточного основания и их соблюдение оратором. Ошибки, возникающие при нарушении правил доказательства в ораторской речи: «подмена тезиса», «ложный аргумент», «порочный круг», «предвосхищение оснований», «мнимое следование», «от сказанного с условием - к сказанному безусловно» и другие.

 

 

55. Оратор в публичном выступлении аргументирует определенную точку зрения, т.е. осуществляет аргументацию.

Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.

Тезис - это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.

Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, - словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос "Почему?", а аргументы отвечают: "Потому, что".

Например: Телевизор смотреть полезно - тезис нашего выступления. Почему?

Аргументы - потому, что:

1) по телевизору мы узнаем новости;

2) по телевизору сообщают прогноз погоды;

3) по телевизору мы смотрим учебные передачи;

4) по телевизору показывают интересные фильмы и т.д.

Аргументы, которые приводит оратор, бывают двух типов: аргументы "за" (за свой тезис) и аргументы "против" (против чужого тезиса).

Аргументы "за" должны быть:

правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми и понятными;

максимально близкими установившимся в аудитории мнениям;

отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы "против" должны убедить аудиторию в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики.

Важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе. Это значит, что надо продумать, с каких аргументов начать, а какими закончить.

1. Убедительность аргументов

Аргументы должны быть убедительными, т.е. сильными, с которыми все соглашаются.

Когда мы рассуждаем, мы выдвигаем тот или иной тезис, а потом приводим аргументы в его поддержку. Наши собеседники анализируют наши аргументы и если находят их убедительными, то соглашаются с ними, а если не находят, то не соглашаются и не признают наш тезис.

Сила, убедительность аргумента - понятие относительное, так как многое зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и других факторов - их пола, возраста, профессии и т.д. Однако можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев.

К сильным аргументам обычно относят:

* научные аксиомы;

* положения законов и официальных документов;

* законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

* заключения экспертов;

* ссылки на признанные авторитеты;

* цитаты из авторитетных источников;

* показания очевидцев;

* статистические данные.

основные виды аргументов

 

Во время публичного выступления, в ходе презентации, при проведении беседы, переговоров
постоянно приходится отстаивать свою точку зрения, опровергать мнение оппонентов, убеждать, а
зачастую и переубеждать слушателей.

Изучением наиболее эффективных в коммуникативном процессе методов и приемов
убеждающего воздействия занимается особая отрасль знания — теория аргументации («новая
риторика»).

Аргументация — это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений и
оценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-
психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

Исследователи выделяют в аргументации два аспекта — логический и коммуникативный.

В логическом плане аргументация выступает как процедура отыскания оснований (доводов) для
некоторого положения (тезиса), выражающего определенную точку зрения.

В коммуникативном плане аргументация есть процесс передачи, истолкования и внушения
реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора. Конечная цель этого процесса
— формирование убеждения. Аргументация достигает этой цели лишь в том случае, если
реципиент: а) воспринял, б) понял и в) принял тезис аргументатора.

Чтобы доказать правильность выдвинутых положений, убедить в их истинности, в процессе
общения используются различные виды аргументов

Начиная с античных времен принято делить доводы на логические, обращенные к разуму
слушателей, и психологические, оказывающие воздействие на чувства.

К логическим аргументам относятся следующие суждения:

—теоретические или эмпирические обобщения и выгоды;
—ранее доказанные законы науки;

— аксиомы и постулаты;

— определения основных понятий конкретной области знаний;
—утверждения о фактах.

В ходе аргументации важно разграничивать факт и мнение. Факт — это действительное,
невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Мнение — суждение,
выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо. Факты существуют сами по себе, независимо
от того, как мы их оцениваем и используем в своих целях. На мнения влияют социальные
установки, личностные ориентиры, особенности характера, психологическое состояние, уровень
подготовки, степень осведомленности и многое другое. Мнения могут быть предвзятыми,
необъективными, ошибочными. Поэтому факты являются более надежными аргументами. К
мнениям же необходимо относиться критически, учитывая исторические и социальные условия,
которые оказали влияние на их формирование.

Достаточно весомыми логическими доводами считаются статистические данные. Однако
цифрами нельзя злоупотреблять. Обилие цифр оглушает слушателей, затрудняет восприятие
содержания речи. Важно, чтобы статистические данные отражали реальное положение дел, не
искажали действительность.

Значительную роль в убеждающей речи играют психологические доводы. Если оратор в своем
выступлении затрагивает какие-либо чувства, то его речь больше воздействует на слушателей, она
лучше запоминается. Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает
эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. И. Ильф и Е.
Петров в «Двенадцати стульях» великолепно показали, как Остап Бендер играет на честолюбивых
чувствах васюкинцев, рисуя им потрясающие перспективы развития Васюков в случае проведения
там международного шахматного турнира. Васюкинские шахматисты внимали ему «с сыновней
любовью».

Психологические доводы практически могут затрагивать любые чувства, помогая добиться
желаемого результата. Наиболее распространенными считаются следующие доводы:

— довод к чувству собственного достоинства;

— довод от сочувствия;

— довод от обещания;

— довод от осуждения;

— довод от недоверия;

— довод от сомнения и т.п.

Используя психологические доводы, не следует забывать, что риторическая этика запрещает
говорящему обращаться к низменным чувствам, а также к эмоциям, способным породить те. или
иные конфликты. К ним относятся злоба, зависть, алчность, агрессивность, тщеславие и др.

Необходимо учитывать, что психологические аргументы могут быть использованы
недобросовестными людьми в качестве уловок и спекулятивных приемов. Вот некоторые из них:

— аргумент к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видам
принуждения);

— аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента);

— аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо
отношении);

— аргумент к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости,
человеколюбию, состраданию);

— аргумент к верности (склоняют принять тезис в силу верности, привязанности, почтения и
т.п.) и др.

Не следует забывать, что дело не в количестве приводимых доводов, а в их качестве. Различают
доводы сильные и слабые. Довод, против которого легко найти возражение, трудно опровергаемое,
называют слабым. А если оппонент вынужден согласиться с доводами без каких-либо уточнений,
значит, был использован сильный довод. Конечно, применение доводов во многом определяется

теми целями, которые были поставлены.

Кроме того, чтобы добиться своей цели, надо хорошо знать того, к кому обращены доводы, и
приводить аргументы с учетом индивидуальных особенностей оппонента. Блестящее
подтверждение этому можно найти а поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», проследив, как Чичиков
искусно убеждает местных помещиков

 

56. виды. Один из важнейших вопросов, возникающих при подготовке публичного выступления, - обязательно ли сдавать письменный текст речи. Следует сказать, что это зависит от опыта оратора (начинающему писать текст речи обязательно, экспромты может себе позволить только опытный оратор) и обстоятельств, при которых происходит выступление. Для митинга или политического клуба характерным является спонтанность; научный выступление, лекция - заранее подготовленные и обоснованные.
Конечно, писать текст выступления - дело нелегкое. Но это имеет много преимуществ. Записанную речь можно проверять, исправлять. ее можно показать коллегам, специалисту, добиваясь таким образом совершенствование содержания и формы изложения, а этого не достигнешь, если речь только в голове. Написан выступление легче запоминается и дольше удерживается в памяти, чем неоформленный в конечном виде материал.
Существует 4 типа подготовки к произнесения речи:
- те, что написаны и читаются за конспектом;
- те, что готовят заранее, но не учат наизусть;
- те, что готовят заранее и учат наизусть;
- импровизированные (экспромты). Этика ораторского выступления.


Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.
Доброжелательность предполагает невозможность таких форм ре чевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).
Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение ра ботать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжела тельно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудито рию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора — его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чув ства, эмоции, отношения.
Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают вы ступающие (даже помимо своей воли).
1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете. Нельзя следовать утверждению: «Непоследова тельный человек не может быть прав». Надо разбирать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, а не его жизнь.
2. Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией. Предположим, выступление направ лено против кого-либо из администрации города и носит критичес кий характер. Не следует говорить о разгуле преступности в городе. и т.п., что вызывает негативные чувства у слушающих, и связывать их с именем оппонента, если он по своим должностным обязаннос тям не может влиять на соответствующие стороны городской жизни. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, свя зывая их с социальным положением или национальностью оппонен та, играя на низменных чувствах части аудитории.
3. Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т.д., совсем не обязательно, что его взгляды полностью со впадают со взглядами лидера партии или партии в целом.
4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полеми зируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторож но следует обращаться с цитатами.
5. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.
6 Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.
7. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов,

 

«57»

«58»

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цена 5999т р | Генетика популяций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.