Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объемные модели коммуникации




Многоступенчатые модели коммуникации

 

1)Нелинейная модель коммуникации Т. Ньюкомба – представляет собой треугольник, вершины которого составляют реципиент, коммуникатор и социальная ситуация.

Взаимодействие реципиента с коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой.

Если стороны настроены друг к другу положительно, они будут стремиться к совпадению своих отношений к рассматриваемой ситуации. При негативном отношении друг к другу отношение сторон к ситуации не будет совпадать.

2) Циркулярная модель Г. Малецке – человек одновременно и постоянно выступает источником и получателем информации, т.е. происходит непрерывный процесс коммуникации.

В компонентах коммуникации (коммуникатор, сообщение, получатель, медиум) под медиумом подразумевается одновременно и каналы коммуникации и информационный носитель.

В области обратных связей рассматривается давление на коммуникатор содержания сообщения и медума, а медиума – на получателя.

 

3) Двуступенчатая (многоступенчатая) модель коммуникации П. Лазарсфельда, Р. Мертона: сообщение, посланное аудитории, достигает вначале наиболее авторитетного члена группы.

При усвоении содержания полученной информации люди склонны прислушиваться, прежде всего, к неформальным лидерам

Суждение, предлагаемое аудитории через СМИ, приводится в действие посредством межличностных коммуникации и наибольшее влияние на принятие решения оказывают лидеры. Лидеры мнений – связующие звено между СМК и массой.

 

1) Диффузная модель Э. Роджерса – коммуникация не влияет сразу на всех, а убеждает критические 5%, а затем информация растекается сама собой по всем уровням объемной социальной структуры.

Любая новая идея проходит 5 этапов:

- внимание

- интерес

- оценка

- принятие

- подтверждение

 

Реципиенты по степени восприимчивости инноваций разделены на 5 типов:

- новаторы, способные сразу схватить на новые идеи – 2,5%

- ранние принимающие – большинство лидеров мнений, с которыми советуются при принятии решений – 13,5 %

- раннее большинство – принимают новые идеи чуть раньше, чем их примет среднестатистический гражданин – 34% населения

- позднее большинство – скептики, принимающие новые идеи вслед за ранним большинством – 34%

- поздние принимающие – подозрительно относятся к новым идеям – 16%

 

2) Модель речевой коммуникации Р. Якобсона – рассматривает 6 функций языка.

Между коммуникатором и реципиентом помещают элементы: контекст, сообщение, контакт, код.

Эти элементы модели находятся в различных видах связей и отношений с функциями языка

· Экспрессивная функция – связана с коммуникатором и выражает его отношение в исходящей речи. Одно и то же содержание может иметь множественный интонационно – эмоциональный оттенок.

· Метаязыковая функция – имеет непосредственную связь с кодом, с помощью которого можно узнать значение слова через описание его содержания, не зная само слово, а, например, показав предмет.

 

5.Роль средств массовой коммуникации в формировании общественного мнения

 

Исследователи массовой коммуникации подразделяют историю изучения эффективности слияния СМК на несколько этапов:

· Первый этап (20-30гг.) – характеризуется наделением массовой коммуникации безграничным влиянием на общественное мнение и поведение людей.

Были выделены элементы структуры общения: коммуникатор (активное звено), сообщение (средство воздействия), реципиент (пассивное звено)

 

Основной целью акта коммуникации является изменение социальных установок (мнений, суждений, представлений) реципиента посредством организованного определенным образом сообщения и поведения коммуникатора.

Уязвимое звено подобных моделей – представление о пассивности реципиента. Однако реципиент активно ведет себя по отношению к СМИ, его восприятие выборочно и его необходимо представлять как равного партнера по общению.

· В 40 – 60гг под влиянием эмпирических исследований возможности воздействия СМК на массовую аудиторию были сдержаны. Появляется теория «минимального эффекта» (Лазарсфельд, Мертон). В результате появилась двухступенчатая модель массово – коммуникативного воздействия на аудиторию, при которой уже не массовые коммуникации играли роль доминирующей силы, а личностное влияние лидера мнений.

Концепция удовлетворения потребностей аудитории Б. Берельсона, исходит из того, что массовые коммуникации ориентируются на потребности (ожидания) аудитории и этот факт во многом определяет содержание сообщений.

 

Период оценки влияния СМК на формирование позиции аудитории, начавшийся в 1970-х гг. происходит под знаком поиска новых мощных эффектов СМК.

Фокус исследований сменился с изменения установок на изучение когнитивных факторов.

Г. Маршалл Мак-Люен разработал теорию, основа которой состоит в том, что все прогрессивные этапы в развитии общества причинно обусловлены развитием технических средств информационных связей.

 

· 80-е годы характеризуются социальным конструктивизмом – с одной стороны, СМК оказывают мощное влияние, конструируя социальную реальность, формируя образы реальности на предсказуемый манер. При этом отличием от первого этапа является то, что влияние СМК не считается универсальным и неизбежным и основано на специальных (правильных) коммуникационных технологиях, используемых в специальных (правильных) обстоятельствах.

С другой стороны, рассматривается взаимодействие между СМК и аудиторией.

Сообщение СМК рассматривается как часть процесса, с помощью которой индивиды конструируют значение, и общественное мнение.

 

6.Массовая культура: понятие и особенности

Содержание социальной коммуникации определяется целями, которые она призвана реализовывать – обеспечение жизнеспособности социума и различных аспектов его существования.

Понятие «базовые (первоначальные) системы коммуникации» - позволяет определить характеристики общественных систем, функционирующих в определенном коммуникативном пространстве, а также закономерности и перспективы их развития.

Исследователь Холл (1996г) выделил критерии оценки состояния социальной среды, которые объединены вокруг трех полюсов:

· Первый полюс – «ядро» - включаются понятия: существование, объединение. Его содержание обусловлено необходимостью выживания и репродукции человека, и для того, чтобы выжить, живые существа объединяются.

· Второй полюс – «ориентация», «позиционирование». Содержит понятие территории и времени, т.е. основные элементы, вокруг которых индивидуумы общаются с окружающей средой и между собой

· Третий полюс – в процессе общения индивиды развивают эмоциональную, чувственную сферу, накапливают знания.

 

Категории, определяющие массовую культуру:

1.Осознание себя и пространства

2.Коммуникация и язык

3.Одежда и внешний вид

4.Еда и правила поведения за столом

5.Время и его восприятие

6.Взаимоотношения

7.Нормы и ценности

8.Система религиозных убеждений и представлений

9.Умственная деятельность

10.Организация труда

 

Виды коммуникаций:

Виды коммуникативных пространств:

· Пространство внутренней коммуникации (общение человека с самим собой)

· Пространство межличностной коммуникации (общение 2-х человек)

· Пространство межгрупповой коммуникации (от 3 до 10 человек)

· Пространство публичной коммуникации (от 10 до 100 человек)

· Пространство организационной коммуникации (сотни участников). Структурированы не только по признаку «активность – пассивность», но и по типу «высшее – низшее», присуща иерархия

· Пространство массовой коммуникации (более 1000 человек)

 

Участники процесса коммуникации:

- коммуникатор (создатель сообщения)

- реципиент (получатель сообщения)

- посредник, промежуточное звено – может взять на себя функции коммуникатора, канала, реципиента (первичное восприятие – декодирование). Может вносить изменения, искажать информацию.

 

Эффект коммуникации – коммуникативное воздействие, которое позволяет оценивать как коммуникатора и посредника, так и реципиента.

 

Классификация коммуникаций:

1. По критерию отношения к границам организации:

- внутренние (осуществляются в рамках самой коммуникации_

- внешние (выходят за рамки организации)

2. По характеру взаимодействия

- личные

- неличные (требуют наличия посредника)

3. По направленности:

- горизонтальные (один и тот же социальный статус)

- вертикальные

- диагональные (коммуникации людей, принадлежащих к одной вертикали управления или иерархии)

4. По времени функционирования:

- текущие

- эпизодические

5. По степени формальности:

- формальные (характеризуются документированностью)

- неформальные

6. По пространственному масштабу:

- локальные (местные)

- региональные

- национальные

- глобальные

7. От целей организации:

- коммуникации с отдельными личностями

- коммуникации с организациями (физическими и юридическими лицами)

8. По признаку мощности охвата:

- внутриличностные – связаны с организацией внутреннего коммуникативного пространства индивидуума

- межличностные

9. По критерию преобладающей системы кодирования идеи сообщения:

- вербальные (2 формы: устная и письменная)

- виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение)

 

Коммуникативное воздействие происходит на каждом уровне языка: фонетический, семантический, синтаксический.

Ассоциации:

А – ярко-красный

О – светло-желтый или белый

И – светло-синий

Е- зеленый, светло – коричневый

Ы – темно-коричневый, черный

 

Гром – грубый, сильный, злой

Свирель – светлый

Треск – шероховатый, угловатый

Шепот – тихий

 

Невербальные коммуникации

 

Включает в себя знаковые системы:

1) Оптико – кинетическую

2) Параэкстралингвистическую

3) Организация пространства и времени

4) Визуальный контакт

Нужны для:

- дополнения речи

- замена речи

- интерпретация эмоциональной составляющей партнеров

 

1. Свойства моторики различных частей тела, лица, позы

2. Системы вокализации, тембр голоса, диапазон

3. Включение в речь пауз, покашливания, смех, плач, сам темп речи

 

Кинесика – совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения.

Тагесика (хаптика) – изучает роль и значение прикосновений при общении

Сенсорика – основана на чувственном восприятии

Проксемика – поведение в пространстве, значение дистанции между собеседниками

Хронемика – использование времени в невербальном коммуникационном процессе.

Уровни информации в невербальном общении:

1. Сведения о характере сообщения

2. Эмоциональное состояние человека

3. Отношение к собеседнику

 

4 зоны коммуникации:

- интимная (достаточно близкие люди, не посвящяют в жизнь третьих лиц) 0 – 45см

- личная 45 – 120 см

- социальная (при формальном общении) 120 – 400 см

- публичная (на публичных мероприятиях) 400 – 750 см

 

Виды коммуникации:

1. Перфоманская коммуникация (основа – ритуалы)

2. Мифологическая коммуникация

3. Художественная коммуникация

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.