Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование прибыли предприятий. Показатели рентабельности




Результатом торговой деятельности выступает прибыль (убыток) от продаж. Конечными финансовыми результатами являются: прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль отчетного периода.

Прибыль от продаж формируется как разность между доходами и расходами по обычным видам деятельности. В торговых организациях из выручки от продажи товаров (без налога на добавленную стоимость и аналогичных обязательных платежей) вычитают стоимость реализованных товаров по ценам приобретения и издержки обращения.

Прибыль до налогообложения формируется с учетом про­чих доходов и расходов (операционных и внереализационных).

Чистая прибыль — это прибыль после уплаты налогов.

В процессе хозяйственной деятельности прибыль выпол­няет важные функции.

Прибыль является источником финансовых ресурсов, необходимых для развития материально-технической базы, прироста собственных оборотных средств, подготовки и повышения квалификации кадров, для обеспечения социальных нужд и др.

Прибыль служит критерием эффективности ведения хозяйства.

Прибыль выступает экономическим рычагом стимулирования интересов собственников и участников хозяйствен­ной деятельности (владельцев капитала и наемных работни­ков).

4. Прибыль является источником формирования доходов бюджетов разных уровней (часть прибыли поступает в бюджет через налоги).

Организации торговли, общественного питания заинтересованыв увеличении прибыли. С этой целью они стремятся к увеличению объемов хозяйственной деятельности, росту доходов, экономии текущих затрат, совершенствованию орга­низации и технологии торговых процессов. Конкуренция побуждает организации квнедрению новшеств, к упрочению своих рыночных позиций, укреплению финансового состояния.

Прибыль характеризует результат деятельности организации. Для оценки экономической эффективности работы и сравнительного анализа деятельности различных организа­ций используются показатели рентабельности.

Рентабельность характеризует соотношение прибыли с затратами или используемыми ресурсами. Наибольшее распространение в торговых организациях в настоящее время имеют следующие показатели рентабельности.

1. Рентабельность продаж — отношение прибыли от продаж к объему оборота торговой организации за определен­ий период в процентах. Этот показатель характеризует долю прибыли в цене товара. По существу рентабельность продаж позволяет оценить эффективность хозяйственной деятельности, однако на практике этот показатель легко сопостав­ить с уровнем издержек обращения, уровнем доходов от торговых надбавок.

2.Рентабельность текущих затрат — отношение прибыли продаж к издержкам обращения за определенный период в процентах. Этот показатель используют при сравнении рентабельности предприятий оптовой и розничной торговли, об­щественного питания, заготовительной деятельности. Он широко применяется при обосновании размеров торговых надбавок (наценок), так как позволяет соизмерять соотношение издержек и прибыли в их состав.



3.Рентабельность оборотных средств — отношение прибыли до налогообложения за определенный период к средней
за этот период сумме оборотных средств организации.

4.Рентабельность вложенного капитала — отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой сумме вложенно­го капитала. Этот показатель позволяет сравнивать рента­бельность организаций, занимающихся разными видами деятельности.

5.Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала организа­ции.

В зависимости от целей анализа могут быть использованы и другие показатели рентабельности.

 

12.4. Планирование доходов и прибыли

Прибыль, как финансовый результат деятельности предприятия отражается в перспективных и годовых планах.По­скольку прибыль формируется на базе доходов, планирование этих показателей тесно связано.

В потребительской кооперации в годовых планах хозяйственно-финансовой деятельности доходы и прибыль отпро­даж рассчитывают по видам деятельности, кроме того, по организации в целом в планах содержатся показатели прибыли до налогообложения и чистой прибыли.

План доходов разрабатывается по видам (доходы от обычной деятельности, операционные доходы).

Для расчета доходов от торговых надбавок используют следующую информацию:

- материалы анализа доходов в предплановом периоде;

-планы оборота розничной торговли по общему объему, по группам товаров, планы оборота предприятий питания по видам, планы закупок и реализации сельскохозяйственных продуктов и сырья;

-действующие на момент разработки плана торговые надбавки, наценки в предприятиях питания, закупочные цены и заготовительно-сбытовые наценки, оптовые (отпускные) цены на товары, сельскохозяйственную продукцию всоответствиис заключенными договорами;

Для расчета плановых сумм доходов от обычных видов деятельности может быть использован опытно-статистичес­кий метод, базирующийся на материалах анализа. При этом за основу берется средний уровень доходов от торговых над­бавок (наценок) в базисном (текущем) году.

Пример 1.

В текущем году средний уровень доходов от торговых надбавок в предприятии розничной торговли соста­вил 18% к обороту.

В планируемом году оборот розничной торговли предприятия составит 28 ООО тыс руб.

Возможная плановая сумма доходов 5040 тыс. руб. (18 х 28 ООО : 100).

Однако такой метод можно использовать при следующих условиях:

-товарная структура оборота розничной торговли не изменяется;

-размеры торговыхнадбавок по группам товаров не ме­няются.

Более точные результаты получают, используя метод технико-экономических расчетов. При этом за основу берут планы продажи по группам товаров и действующие на момент разработки плана доходов торговые надбавки.

В размеры торговых надбавок могут быть внесены коррективы при следующих условиях:

-прогнозируются изменения в конъюнктуре рынка, в ценах конкурентов;

-изменяется стратегия предприятия (например, ставится цель — завоевать рынок, расширяя продажи по низким ценам). Пример 2.

План продажи кондитерских изделий на предстоящийгод — 300 тыс. руб.

Торговая надбавка — 15%,НДС -18%.

Выручка от реализации кондитерских изделий без НДС —254,2 тыс. руб. (300 : 1,18).

Доход от торговой надбавки —33,2 тыс.руб. (254,2 х 15 : 115).


При закупках и реализации сельскохозяйственной продукции в организациях потребительской кооперации расчет доходов может быть произведен на основе разницы в ценах закупки и продажи.

 

Пример 3.

В соответствии с заключенными договорами потребительское общество должно отгрузить 50 т картофеля оптовым покупателям по цене 5 тыс. руб. за 1 т.

Картофель закупается у населения.

Средняя закупочная цена(с учетом конъюнктуры рынка) — 3 руб. 50 коп. за 1 кг, НДС- 10%

Доход от продажи картофеля оптовым покупателям (включая НДС) : (5 - 3,5) х 50 = 75 тыс. руб.

Доход без НДС — 68,2 тыс. руб. (75 : 1,10).

Кроме доходов от обычной деятельности, планируют операционные доходы по видам:

-доходы от сдачи имущества в аренду — на основе заключенных договоров;

- доходы от со­вместной деятельности, от операций с ценными бумагами и денежными средствами — на основе материалов анализа и прогнозов деятельности предприятия в этой сфере и т. д.

На основе плана доходов от торговых надбавок (наценок) и плана издержек обращения определяется прибыль от продаж.

Операционные доходы и расходы на планируемый год используют для определения прибыли до налогообложения. Внереализационные доходы и расходы обычно не планиру­ют.


Прибыль до налогообложения может быть рассчитана на основе целевого подхода. В этом случае первоначально определяют потребность предприятия в средствах для экономического и социального развития за счет прибыли. Затем определяют необходимую сумму прибыли до налогообложе­ния

Пример 4.

Торговая организация определила потребность в средствах для экономического и социального развития за счет прибыли на планируемый год в сумме 750 тыс. руб.( на финансирование капитальных вложений — 450 тыс. руб., на пополнение собственных оборотных средств — 120 тыс.руб.,

на социальные мероприятия — 100 тыс. руб.,

на прочие нужды - 80 тыс. руб.). Это расчетная сумма чистой прибыли. Среднем налоговые платежи составляют 24% суммы при­были до налогообложения.

Сумма прибыли до налогообложения (целевой прибыли) может быть определена следующим образом:

Пц = Пч : (100 - Н) х 100,

где Пц - целевая прибыль в планируемом году;

Пч -расчетная сумма чистой прибыли на планируемый год;

Н- средний размер налоговых платежей за счет прибыли, %

 

Необходимая сумма прибыли (до налогообложения) составит 986,8 тыс. руб. (750 : 0,76).

Наиболее простым методом расчета плановой суммы прибыли является расчет на основе плана оборота и прогнозиру­емой рентабельности в процентах к обороту:

Пц = РхТпл: 100,

Где Тпл — план оборота;

Р— рентабельность, % к обороту.

Особое значение имеет подход к планированию прибыли на основе взаимосвязи показателей прибыли, объемов оборота, издержек обращения.

Модель расчета при этом имеет следующий вид:

П = (уД - уИпер)хТпл –Ипост

или

П = (уД - уИпер)х(Тпл –Тб), где

уД — плановый уровень доходов от торговых надбавок, выраженный десятичной дробью;

уИпер - плановый уровень переменных издержек обращения, выраженный десятичной дробью;

Тпл - план оборота;

Тб— объем оборота, обеспечивающий достижение точки безубыточности;

Ипост — сумма постоянных издержек обращения в планируемом году.

Пример 5.

План оборота розничной торговли предприятия - 28 ООО тыс. руб.

Оборот, обеспечивающий безубыточную работу, — 16 667 тыс. руб.

Плановый уровень доходов от торговых надбавок — 18% к обороту,

уровень переменных издержек обращения — 12% к обороту.

Плановая сумма прибыли составит — 680 тыс. руб.

(0,18 - 0,12) х (28 ООО - 16 667).

Плановые расчеты доходов и прибыли всегда связывают с мероприятиями по их увеличению. Такими мероприятиями могут быть:

- рост оборота;

- увеличение объемов закупок това­ров непосредственно у производителей без посредников по более низким ценам;

-управление ассортиментом товаров установление наиболее выгодной для организации структу­ры оборота;

-расширение дополнительных услуг для покупа­телей, что позволяет увеличить доходы;

- увеличение дохо­дов от финансовых операций.

 

Задачи

Задача 12.1

Рассчитайте размер торговой надбавки для розничного торгового предприятия.

Годовой план оборота розничной торговли предприятия-25 ООО тыс. руб. Издержки обращения по предварительному расчету — 14% к обороту. По данным анализа и с учетом условий деятельности в планируемом году прибыль предприятия должна составить 500 тыс. руб. Налог на добавленную стоимость (НДС) — 18%.

 

Задача 12.2

Рассчитайте размер торговой надбавки для розничного торгового предприятия. Годовой план оборота розничной торговли — 120 000 тыс. руб. Плановый уровень издержек обращения - 12% к обороту. Необходимая прибыль — 40% к издержкам обращения. Стоимость товаров по закупочные ценам (без НДС) составляет 65% в розничной цене товаров.

 

Задача 12.3

Рассчитайте размер торговой надбавки для предприятия розничной торговли по реализации сахара.

Исходя из сложившейся конъюнктуры рынка, предприя­тие может продавать сахар по цене 20 руб. за 1 кг. Сахар закупается по цене 15 руб. 20 коп. за 1 кг, включая НДС 10%.

 

Задача 12 4

Рассчитайте сумму доходов от торговых надбавок для тор­гового предприятия на II квартал. План оборота розничной торговли 7200 тыс. руб. Размер торговой надбавки в среднем - 25 %, НДС -18%.

 

Задача 12.5

Рассчитайте доходы предприятия питания от наценок в планируемом году на основе следующих данных.

План оборота предприятия: всего 24 850 тыс. руб., в том меле по продукции собственного производства 18 250 тыс. руб.

Средний размер наценки на продукцию собственного про­изводства 60%, на покупные товары — 35%. НДС в среднем о всему ассортименту реализуемых товаров — 12%.

 

Задача 12.6

Рассчитайте прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль торгового предприятия за отчетный
год на основе следующих данных (суммы в тыс. руб.):
1. Выручка от продажи товаров без НДС, (выручка нетто) —12000;

2.. Стоимость проданных товаров в ценах закупки (без НДС) — 9500;

3.Издержки обращения — 1800; 4.Проценты к получению — 50;

5. Проценты к уплате — 60;

Доходы от участия в других организациях — 40;

Доходы от продажи имущества — 100;

Доходы от сдачи торговых площадей в аренду — 80;

Штрафы полученные — 13;

 

Штрафы, пени неустойки, уплаченные за нарушение условий договоров, — 6;

Сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, — 5;

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи из прибыли — 270.

 

Задача 12.7

Рассчитайте сумму прибыли по торговле потребительс­кого общества на планируемый год на основе следующих данных.

По расчетам в планируемом году необходимо направить на развитие хозяйственной деятельности 400 тыс. от распределяемой прибыли, на прочие нужды — 150 тыс. руб., на кооперативные выплаты — 100 тыс. руб.

Возврат банку долгосрочной ссуды, погашаемой за счет прибыли в планируемом году — 50 тыс. руб.

По данным анализа доля налогов в общей сумме прибыли составляет 25%.

Удельный вес прибыли от торговой деятельности в общей сумме прибыли потребительского общества до налогообложения по прогнозу составит 45%.

 

Задача 12.8.

Рассчитайте сумму прибыли от продаж на планируемый год по заготовительной деятельности потребительского общества.

План заготовительного оборота 3500 тыс. руб. Выручка от реализации закупленной продукции в планируемом году по предварительному расчету должна составить 4025 тыс. руб. НДС - 10%. Издержки обращения по реализации продукции- 400 тыс. руб. (закупки производятся у населения).

Задача 12.9

Сделайте прогноз суммы прибыли от продаж и рентабельн­ости продаж для предприятия торговли на основе следующих данных.

В отчетном году рентабельность продаж составила 3,5% к обороту.

В процессе анализа выявлены нерациональные (излишние) расходы —- 0,35% к обороту, потери от бесхозяйствен­ности— 0,22% к обороту.

На основе прогнозов развития материально-технической базы, намеченных мер по укреплению конкурентоспособности предприятия предполагается повысить уровень издержек обращения на 0,40% к обороту.

Прогнозируемый оборот розничной торговли на предстоящий год — 23500 тыс. руб.

 

Задача 12.10

В потребительском обществе разработан план прибыли от продаж на год. Определите сумму прироста прибыли в планируемом году за счет увеличения объема оборота розничной торговли и за счет повышения рентабельности продаж на основе следующих данных:

 

(суммы в тыс. руб.)

Показатели Текущий год Планируемый год
1.оборот розничной торговли
2..прибыль от продажи

 

Вопросы для самопроверки

1.Что понимается под доходами предприятий?

2.Какие виды доходов выделяют на предприятиях в зависимостиот характера, условий получения и направлений деятельности?

3.Каково назначение торговой надбавки, наценки в предприятиях питания и заготовительных предприятиях?

4. Каков порядок установления торговых надбавок?

5.Какая информация необходима для экономического обоснования размеров торговых надбавок, наценок в предприятиях питания?

6.Какие факторы влияют на формирование доходов торгового предприятия, предприятия питания?

7.Какие существуют показатели доходности торговой деятельности?

8.Какие факторы влияют на формирование доходов заготовительных предприятий потребительской кооперации?

9Каковы пути увеличения доходов в предприятиях тор­говли и питания?

10.Каков порядок формирования финансовых результа­тов деятельности предприятий?

11.Какое значение имеет прибыль для предприятий?

12.Какие виды прибыли отражаются в бухгалтерской отчетности?

13.Какие факторы влияют на прибыль от продаж в пред­приятиях торговли, питания, в заготовительных предприя­тиях потребительской кооперации?

14.Какие показатели рентабельности используют в экономической работе предприятия торговли и питания?

15.Назовите пути повышения рентабельности торговой деятельности?

16.Какие подходы используют при планировании прибы­ли предприятий?



 

 





Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.80.29.228
Генерация страницы за: 0.091 сек.