Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, способствующие развитию рынка услуг и проблемы его функционирования




Появление и развитие видов услуг на мировом рынке, их современная классификация

 

Сфера услуг как особый вид экономической деятельности зародилась на самых ранних этапах развития человечества. К сожалению, сейчас наука не имеет достоверной информации о первых формах функционирования сервисной сферы, но, можно отметить, что в доисторические времена преобладала своеобразная форма самообслуживания, то есть одно и то же лицо являлось как производителем, так и потребителем услуги.

Позднее, в связи с дифференциацией общества, стали зарождаться более конкретные виды услуг. К одному из первых видов можно отнести административные услуги и связанные с ними социальные (первые, в свою очередь, порождали вторые).

В то же время возросла роль культурных ценностей и степень заинтересованности ею людей, то есть появилась форма организации культурных мероприятий.

Зарождение товарно-рыночных отношений повлекло за собой появление торговых услуг. Их активное развитие проходило в период 3000-4000 гг. до н.э.

Развитие письменности и зачатки науки дали начало становлению услуг образовательного характера.

Таким образом, хозяйственная практика и социальные связи в древнем мире развивалась благодаря различным видам услуг, но они носили еще тогда слишком патриархальный характер. В целом для общества был характерен замедленный темп развития, экономика развивалась экстенсивным путем.

В ходе развития сферы услуг в средние века (V-XV вв.), были выработаны производственно-финансовые механизмы, углубляющие дифференциацию хозяйства и рыночные отношения, что имело прямое отношение к формированию экономики и услуг нового типа.

Начиная с эпохи Нового времени, происходят значительные изменения в сфере экономических, трудовых отношений, мировоззрении людей и т.д. Одним из главных событий для становления сервисной сферы является появление банков и других кредитно-финансовых учреждений, т.е. начинает активно развиваться финансовый сектор услуг. Экономика стран Запада оживленно развивается во многом благодаря улучшению системы торговли. Несмотря на это, сфера услуг считалась второстепенной экономической деятельностью, так как работники не обладали достаточной квалификацией и информированностью, необходимыми для работы в секторе услуг.

Эпоха индустриализации дала толчок перераспределению ресурсов в мировом хозяйстве. Большая часть ресурсов сосредотачивалась на крупнейших производствах и в кредитно-банковском секторе. Вследствие этого, растет удельный вес городского населения, появляются новые профессии, связанные с продуктами научно-технического прогресса. Предприниматели начинают использовать услуги системы связи и коммуникации в своих интересах для влияния на личное и общественное сознание.

Современная сервисная сфера в условиях постиндустриального включает значительное число отраслей, подотраслей и видов деятельности, объединённых в группы с помощью различных классификаций. Так, в рамках Всемирной торговой организации выделяют свыше 150 видов услуг, классифицированных в 12 секторов:

· деловые услуги;

· услуги связи;

· строительные и инженерные услуги;

· дистрибьюторские услуги;

· образовательные услуги;

· услуги, связанные с защитой окружающей среды;

· финансовые услуги;

· услуги здравоохранения и социального обеспечения;

· услуги туризма;

· услуги организации досуга;

· услуги организации культурных и спортивных мероприятий;

· услуги транспорта;

· и прочие услуги, не вошедшие в перечисленные[4].

Помимо классификации ВТО существуют другие классификации, например, в мировой практике используется классификация ОЭСР. В данную классификацию помимо видов, представленных в классификации выше, входят услуги складирования, услуги госсектора (в них включаются социальные), услуги общественного питания и т.д[5].

Ещё одну классификацию разработала такая международная организация, как ООН – Международная стандартная отраслевая классификация[6]. Здесь выделяются такие виды услуг, как транспортные, услуги по ремонту транспорта, размещение и общественное питание, финансовая деятельность и страхование. В отдельные категории выделяют операции с недвижимостью, оборону и т.д.

Таким образом, не существует единой классификации услуг в связи с их многочисленностью и неоднородностью, и на настоящее время изыскиваются способы преодоления сложностей, связанных с разночтением и несопоставимостью классификационных схем анализа, принятых в разных регионах и странах мира.


2 Анализ развития мирового рынка услуг на современном этапе функционирования международных экономических отношений

 

 

Активное развитие сферы услуг обусловлено рядом факторов[7]. К этим факторам относятся:

1) Политика государства.

2) Социальные изменения.

3) Тенденции развития бизнеса.

4) Развитие информационных технологий.

5) Интернационализация и глобализация организаций сферы услуг.

6) Научно-техническая революция.

Государство оказывает воздействие посредством смягчения регулирования или усилением контроля над ценообразованием путём снижения ограничений в торговле услугами, ужесточения законов, способствующих защите потребителей и производителей услуг.

Социальные изменения выражаются в росте доходов многих групп населения, трансформации стиля жизни.

Среди актуальных для сферы услуг тенденций бизнеса выделяются расширение сервисной деятельности промышленных предприятий, распространение франчайзинга, ориентацию на повышение качества услуг, ужесточение требований при найме персонала.

Развитие информационных технологий проявляется в интеграции компьютерных и телекоммуникационных технологий, активном использовании Интернета.

Интернационализация и глобализация тесно связаны с активизацией процессов слияния и поглощения на международном уровне, выходом организаций сферы услуг на новые рынки, повышением активности ТНК.

Научно-техническая революция обуславливает выход на рынок широкого спектра инновационных услуг, связанных с информационными технологиями и компьютеризацией. НТП снимает барьеры оказания услуг на расстоянии.

С развитием мировой торговли услугами, по мнению специалиста в области изучения экономической конкуренции М. Портера, усиливается и международная конкуренция в этой сфере[8]. Это обусловлено несколькими причинами:

1) Сходство в различных странах мира ряда сервисных потребностей, например, в образовательных, банковских услугах.

2) Распространение сети Интернет, обуславливающее высокую информированность потребителей и возможность контактов организаций с территориально удалёнными клиентами.

3) Развитие транспортных систем, обеспечивающее мобильность потребителей услуг и сервисного персонала.

4) Межстрановые различия в качестве и стоимости услуг.

Как и в любом другом секторе экономике, в сфере услуг существует ряд проблем, мешающих рациональному развитию и функционированию данной формы МЭО.

Выделим основные проблемы, преобладающие в секторе услуг на международном уровне:

1) Неравномерность развития сектора услуг в различных странах.

2) Слабая укомплектованность квалифицированными специалистами, текучесть кадров.

3) Высокие входные барьеры для производителей.

Одна из главных трудностей – это неравномерность развития данного сектора в разных странах. Судить об этой проблеме можно по доле сектора в структуре ВВП. В связи с этим все страны разделим на 4 группы[9]:

· страны с наиболее высокой (более 70%) долей в ВВП доходов от сферы услуг (США – 76,8%, Франция – 75,8%, Великобритания – 74,0%);

· страны, приближающиеся к первой группе с долей в ВВП доходов от сферы услуг 65-70%. Австрия – 67,4%, Финляндия – 65,9%;

· страны с долей в ВВП доходов от сферы услуг около 50-65%. Среди стран данной группы – Коста-Рика – 62,6%, Марокко – 53,8%, Чили – 51,6%;

· страны с относительно низкой (менее 50%) долей в ВВП доходов от сферы услуг – Бурунди – 28,4%, Гана – 37,4%, Мали – 38,5%.

Исходя из данного списка ясно, что общая экономическая неравномерность развития находит своё выражение и в сфере услуг.

Вторая проблема относится, скорее, к внутренним проблемам предприятия, но, несмотря на это оказывает влияние на всю систему сферы услуг. Для её решения необходима поддержка государства, но на сегодняшний день попытки помочь малому предпринимательству незначительны и практически не приносят результатов. Так, например финансовая поддержка малого предпринимательства в Германии составляет 20 млрд. долл., а годовая процентная ставка для субъектов малого предпринимательства - 1,5%; в США - 70 млрд. долл. и 3% соответственно, а в России - всего 130 млн. долл., а процентная ставка составляет 17-19%. Помимо этого на настоящее время существует множество учреждений, занимающихся подготовкой специалистов, но не отвечающих современным требованиям уровня профессионального образования для работы в этой сфере.

Если говорить о высоких входных барьерах для производителей услуг, это напрямую зависит от роста конкуренции внутри сферы. Помимо этого, ряд мер и требований устанавливается Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС), которые действуют для стран-участниц ВТО и которые жёстко регламентируют функционирование производителей услуг на рынке. Так же каждая страна проводит политику, касающуюся и торговли услугами в зависимости от нужд национальной экономики.

Таким образом, факторам развития рынка слуг сопутствует ряд серьёзных проблем, неизбежно возникающих на пути становления данной формы МЭО. Успешное их решение напрямую зависит от совместных усилий стран, развивающих своё хозяйство согласно современным тенденциям мировой экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.