Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика и тенденции развития мирового рынка услуг, специализация отдельных стран на рынке услуг




 

Для того, чтобы оценить ситуацию, сложившуюся в сфере услуг на настоящее время, необходимо проанализировать основные экономические показатели, характеризующие сектор, и рассмотреть их динамику. К этим показателям относятся: доля сектора услуг и её составляющих в ВВП отдельных стран, доля занятых в сфере услуг от общего количества занятых в странах, темпы роста мирового экспорта и импорта услуг.

Обратимся к доле третичного сектора в структуре ВВП некоторых стран, а так же её составляющих и сравним показатели.

Таблица 1 – Доля сферы услуги и ее составляющих в ВВП стран в 2010 году, процентов[10]

 

Страны Производство услуг
Всего Транспорт и связь Торговля Фин.услуги Прочие услуги
Весь мир 70,0 9,0 20,0 31,2 9,8
США 75,0 8,5 22,0 25,0 19,5
Германия 69,1 20,0 19,0 27,1 3,0
Япония 75,7 22,7 21,0 22,0 10,0
Великобритания 74,0 12,5 19,0 40,0 2,5
Китай 41,5 12,2 22,0 5,0 2,3
Россия 63,0 9,2 21,0 14,0 18,8

 

Из данных, представленных в таблице, следует, что в большинстве из рассмотренных стран доля сектора услуг в ВВП составляет более 60% (исключение – Китай). Это говорит о высоком экономическом развитии стран и их ориентации на современные тенденции увеличения доли третичного сектора в экономике. Что касается Китая, то его показатель (41,5%) типичен для молодой индустриальной экономики, недавно перешагнувшей рубеж преимущественно сельскохозяйственного производства. Однако, Китай намерен ускорить развитие отраслей сферы услуг и довести долю в ВВП к 2015 г. до 47%[11].

Данные о составляющих сферу услуг по странам разнятся. Например, финансовые услуги в Китае составляют всего 5% от доли услуг в ВВП, тогда как Великобритания со своей сильной и эффективно функционирующей финансовой системой (в том числе банковской), показывает результат в 40%. Такая разница говорит о разнонаправленности стран в становлении и развитии национальных экономик, то есть о разности приоритетов и первостепенных задач.

Нельзя не сказать о том, что прочие услуги (деловые, профессиональные, правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные), хоть и среди других категорий услуг занимают небольшую долю в мировом ВВП, имеют тенденцию к самому интенсивному развитию. Рассмотрим изменение доли экспортных и импортных поставок различных категорий услуг (в том числе прочих) от торговли всего объема услуг. Ниже проанализируем показатели.

Таблица 2 – динамика доли экспортных и импортных поставок различных категорий услуг от торговли всего объема услуг в 2005-2011 гг., процентов

  Доля от общего объёма услуг
               
Экспорт  
Транспорт 23,4 23,3 22,9 23,7 20,9 21,2 20,0
Туризм 27,6 25,3 26,0 23,0 29,0 26,7 28,0
Прочие услуги 49,0 51,4 51,1 53,1 50,1 52,1 52,0
Импорт  
Транспорт 29,1 29,0 30,0 26,6 24,0 25,2 26,0
Туризм 29,5 22,7 25,5 27,9 27,7 25,8 24,2
Прочие услуги 41,4 48,3 44,5 45,5 48,3 49,0 49,8

 

Исходя из данных в таблице нетрудно заметить, что в структуре как экспорта, так и импорта за рассматриваемый период времени весомую долю занимают прочие услуги (около 50%). Это связано со спецификой преобладающих потребностей общества. Например, это перепродажа товаров за границей, техническое обслуживание автомобилей, ремонт бытовых товаров, юридические, бухгалтерские услуги, реклама, НИОКР и т.д., то есть прочие услуги охватывают широчайший спектр различных услуг, которыми население пользуется ежедневно, вследствие чего мы видим рост их популярности, следовательно, рост доли среди всех видов услуг.

Следующий показатель – доля занятых в сфере услуг от общего количества занятых в отдельных странах. Рассмотрим те же страны, что были представлены в предыдущей таблице и для сравнения добавим страны со средним и низким развитием экономики и сектора услуг в частности.

Таблица 3 - доля занятых в сфере услуг от общего кол-ва занятых в 2011 году, процентов[12]

 

Страна Доля занятых в сфере услуг от общего кол-ва занятых, %
США 78,0
Великобритания 75,0
Япония 70,0
Норвегия 74,0
Китай 23,0
Германия 77,0
Россия 60,0
Чили 60,0
Гана 25,0

 

Высокоразвитые страны (США, Великобритания, Германия и т.д.) закономерно показывают высокие результаты по данному показателю – доля занятых в сфере услуг составляет более 70% от общей численности занятых в экономике. Однако, Китай, несмотря на быстрые темпы развития и огромное значение в мировой экономике и МЭО, снова демонстрирует низкий уровень показателя – 23%. Это связано как с недостаточным развитием сектора услуг, так и с относительно низким уровнем урбанизации в стране.

Россия показывает средний показатель (60%, наравне с чилийской экономикой). Для сравнения был приведён показатель Ганы (африканская страна с низким уровнем развития). Очевидно, что, так как в стране превалирует доля сельского хозяйства и низкая доля сферы услуг (37,4%), то и доля занятых в данной сфере будет низкой (25%).

Рассмотрим темпы роста мирового ВВП, экспорта и импорта товаров и услуг в разрезе 2000-2011 гг. и проведём сравнительный анализ.

Таблица 3 – темпы роста мирового ВВП, экспорта и импорта товаров и услуг в период 2003-2011 гг., процентов к предыдущему году[13]

 

Показатели                  
ВВП 3,8 5,3 4,9 5,1 3,8 1,8 -2,3 3,6 3,1
Экспорт услуг 7,4 11,2 12,5 17,0 20,0 12,0 -12,0 8,0 13,0
Импорт услуг 5,1 20,0 20,0 16,1 17,5 15,0 -18,0 11,0 13,5

 

ВВП стабильно сохраняет тенденцию своего увеличения (положительные темпы роста). Исключение составил 2009 г. – показатель отрицателен, так как мировая экономика находилась в кризисной ситуации. Самые высокие темпы роста были продемонстрированы в 2004 г. и 2006 г. – более 5%.

Теперь обратимся к экспорту и импорту услуг. Из таблицы видно, что и экспорт, и импорт услуг показывают неплохие темпы роста. Начиная с 2004 г. темпы роста по этим пунктам резко увеличились. Однако, только в последние годы (с 2006 г.) данные по темпам роста экспорта и импорта относительно сравнялись. Например, в 2007 г. на экспорт и импорт пришлось 17% и 16,1% соответственно.

Как и в ситуации с мировым ВВП, отрицательные темпы роста наблюдаются в 2009 г.

Обратимся к характеристике экспорта услуг. По данным ВТО, за три года 2008-2010 гг. общий объём эксперта услуг составляет около 20% в общем объёме мирового эксперта товаров и услуг. Немаловажно то, что торговля услугами развивается быстрее, чем торговля товарами. Наиболее быстрыми темпами растет мировой экспорт прочих услуг.

На мировом рынке услуг преобладают развитые страны, по данным ВТО, их доля в мировом экспорте услуг составляет около 80 %, где лидирующие позиции занимают США (470 млрд. долл.), Великобритания (240 млрд. долл.), Германия (215 млрд. долл.), Франция (652 млрд. долл.), Япония (124 млрд. долл.) и т.д.

Таким образом, мировая торговля услугами в последние годы развивается быстрыми темпами, чему способствуют сами государства, ориентированные на современные тенденции экономики, технико-технологические факторы, а так же рост спроса на отдельные услуги и укрепление международных экономических связей. В целом показатели характеризуются положительным трендом развития, что даёт право полагать о совершенствовании и расширении третичного сектора в будущем.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.