Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное развитие рынка услуг в России, основные проблемы, пути их решения




 

Сфера услуг в развитых западных странах занимает ведущие позиции в хозяйстве, а уровень её развития оказывают определяющее воздействие на экономический и социальный прогресс и позиции стран в глобальном мире. Модернизация российской экономики так же предполагает повышение роли третичного сектора.

Рассмотрим современное состояние сервисного сектора России.

Структура отечественной торговли услугами носит характер, наиболее типичный для развивающихся государств: преобладают «традиционные» виды услуг – туристические и транспортные (подобная структура характерна для Китая и Р.Корея). На настоящее время Россия имеет ориентацию на перестройку сервисного сектора в сторону доминирования отраслей, высокое развитие которых наблюдается в западных странах, например, финансовые услуги, роялти и лицензионные платежи, а также услуги информационно-коммуникационного характера. Большую популярность приобретает и такой сектор, как прочие услуги. Это можно связать с несколькими факторами:

1) Развитие малого бизнеса (появление множества разнопрофильных организаций, например, занимающихся ремонтом автособилей или техники).

2) Ориентация на западные тенденции.

3) Растущие потребности потребителей в грамотном ведении дел (юридические, бухгалтерские и консалтинговые услуги).

4) Потребность в использовании высококачественных и современных устройствах (развитие НИОКР) и т.д.

Приход иностранного капитала имеет важнейшее значение для перестройки сферы услуг России.

По объёмам зарубежных инвестиций услуги настойчиво следуют за лидером – топливно-энергетическим комплексом. Основные потоки капитала оседают в отраслях телекоммуникаций, розничной торговле, системе общественного питания, ряде деловых услуг и транспорта. В последние годы иностранные инвесторы продвигаются на рынки финансовых, страховых, туристических и гостиничных услуг.

Отечественные производители получают не только дефицитные финансовые влияния, но и шанс преодолеть отставание в уровне технологий, организации и управления. Огромный эффект, в том числе и демонстрационный, имеет деятельность на российских рынках ТНК, таких, как Metro Cash and Carry, Raiffaisenbank, Mc-Donalds, Spar.

Существенны преобразования в материальной базе многих отраслей, где концентрируется новое строительство, ориентированное на мировые стандарты в области технологий, комфорта и удобства для потребителей. В результате не так давно появились предприятия ранее неизвестных форматов: супермаркеты, мини- и гипермаркеты, развлекательные и офисные центры и т.д. На основе новых технологий работают телекоммуникации, продвинутый сегмент торговли, деловые, финансовые услуги, расширяется применение ИКТ в медицине, образовании и даже в таких далёких от технологиях видах деятельности, как музеи и библиотеки.

Крупнейшим торговым партнером России в торговле услугами является ЕС. На ЕС в 2010 г. в российском экспорте и импорте приходилось около 2/5, по сравнению с 2005 г. доля ЕС в экспорте увеличилась на 10%, а в импорте на 13%[15].

Теперь обратимся к задачам, выполнение которых необходимо для развития сектора. Среди основных задач, стоящих перед государством в плане повышения эффективности и конкурентоспособности сферы услуг, а также в целях расширения экспортного потенциала, можно выделить следующие:

· создание равных условий для частного бизнеса и контролируемых государством компаний;

· содействие конкуренции путем сравнительной оценки качества услуг;

· создание гарантий альтернативного доступа к услугам с помощью независимых поставщиков и взимание платы за услуги;

· расширение практики конкурентных процедур государственных закупок товаров и услуг;

· повышение эффективности налогового и бюджетного администрирования;

· создание благоприятной среды для привлечения прямых иностранных инвестиций в в сферу услуг;

· стимулирование расширения экспорта путем информационного обеспечения и помощи в поиске партнера за рубежом;

· содействие в ускоренном доведении разработок НИОКР до коммерческого использования и экспорта технологий.

В целях обеспечения дальнейшего развития российской сферы услуг, на современном этапе очень важен аспект приведения национального законодательства в соответствие с принципами и правилами ГАТС/ВТО, согласование с целью последующего употребления во всех российских законодательных и подзаконных актах единых терминов и определений, приведение в соответствие с правилами ООН и ВТО статистики и классификаторов услуг, а также своевременно закрепление в обязательствах по присоединению к ГАТС/ВТО, защитных мер.

Присоединение России к ГАТС/ВТО является оправданным шагом, даже несмотря на отдаленный период возникновения положительного эффекта от внешнеторговой либерализации. Мобилизация существующих ресурсов не позволит резко увеличить экспортный потенциал российского третичного сектора, поэтому требуется интенсифицировать развитие инфраструктуры, оптимизировать масштабный нерыночный сектор, привлечь новые современные зарубежные технологии для модернизации российской экономики и увеличения производительности труда. Вместе с тем требуется ограничить присутствие иностранных инвесторов в значимых для национальной экономики секторах, в интересах предотвращения нежелательных структурных сдвигов в экономике.

Итак, для расширения участия России в международном обмене услугами в среднесрочной и долгосрочной перспективах необходима не только детальная работа государства по усовершенствованию и расширению области сервисного сектора внутри страны, но и активное участие государства на международной арене – привлечение иностранных инвестиций в развивающиеся отрасли сферы и налаживание связей с ГАТС/ВТО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Природа сферы услуг, особенности, отличающие сервисную деятельность от материального производства, обуславливают специфику рынка услуг, который может рассматриваться в единстве с товарным рынком как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. Сфера услуг является составной частью народнохозяйственного комплекса, участвующей в общей системе мировых социально-экономических отношений.

Изучение данной темы потребовало анализа со стороны различных точек зрения, ведь сектор услуг имеет множество нюансов и несовершенств, которые необходимо устранять, а так же демонстрирует быстрые темпы роста и даёт возможности выходить экономике на принципиально новый уровень развития.

В рамках этой работы были выполнены следующие задачи:

1) Описана сущность сферы услуг, приведены классификации видов услуг.

2) Продемонстрированы факторы развития и проанализированы основные показатели, характеризующие сектор услуг на современном этапе развития экономики.

3) Рассмотрена система регулирования сферы услуг.

4) Описана современная ситуация сферы услуг в России: преобладающие тенденции, проблемы и задачи, необходимые к выполнению.

В результате анализа показателей, характеристики структуры сектора и ситуации на рынке услуг, было выявлено, что данная сфера является доминирующей на международной арене. Она позволяет не только развивать экономики стран в технико-технологическом, финансовом, коммуникационном и культурном планах по отдельности, но ещё и даёт возможность действовать странам в симбиозе в системе международных отношений, создавая организации, направленные на поддержку международной торговли услугами и в целом на развитие этого сектора.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.