Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назовите методы, характерные для теоретического уровня научного познания




Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний. Теоретические методы научного познания имеют одну главную задачу, направленную на получение объективной конкретной истинности всего процесса. Они имеют следующие характерные признаки:

Преобладание таких рациональных моментов, как законы, теории, понятия и прочие формы мышления;

Основным подчиненным аспектом методов выступает чувственное познание;

Направленность на исследование самого познавательного процесса (его приемов, форм и понятийного аппарата).

Методы теоретического познания помогают делать логические выводы и умозаключения, основанные на исследовании полученных фактов, вырабатывать суждения и понятия.основными из них являются:

Идеализация – создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования;

Синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;

Анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности;

Формализация – отражение полученных результатов мышления в утверждениях или точных понятиях;

Рефлекси я – научная деятельность, направленная на исследование конкретных явлений и самого процесса познания;

Математическое моделирование – замена реальной системы на абстрактную, в результате чего задача превращается в математическую, поскольку состоит из набора конкретных математических объектов;

Индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знаний общего процесса;

Дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению.

 

3. Назовите три теоретические школы, претендовавшие на роль лидера в период кризиса классической парадигмы 70-х годов Х1Х века?

70-е гг. – кризис кейнсианства: наступление кризисных процессов несмотря на активное госрегулирования; кейнсианство не смогло предотвратить галопирующей инфляции, объяснить стагфляцию, кризисы мирового хозяйства.

Основные школы: Чикагская, «экономики предложения», «рациональных ожиданий» (новая классическая теория).

Чикагская школа – лидер М.Фридмен. Этапы формирования современной теории монетаризма: 1) разработка теории «перманентного дохода» (50-е гг.) 2) создание монетарной теории хозяйственного цикла (60-е гг.) 3) появление монетарной концепции «номинального дохода» и объяснение влияния денег на основные экономические параметры.

Особенности монетаризма: он в большей степени представляет собой теорию и практику денежного обращения, чем общую экон.теорию; в центре исследования – богатство во всех его видах; ключевой тезис: если деньги – одна из форм богатства, то спрос на них определяется их предельной доходностью в сопоставлении с предельной доходностью других форм богатства; совокупный спрос на деньги есть величина устойчивая, изменяющаяся лишь пропорционально темпу изменения ВНП и национального богатства.

В теории перманентного дохода Фридмен доказал, что существует постоянная устойчивая связь между потреблением и доходом, что является основой устойчивости рыночной экономики обладает большим потенциалом саморегулирования. В теории номинального дохода было доказано, что динамика ВНП опережает по времени соответствующие ей изменения денежной массы, в результате их реальные изменения могут не совпасть во времени, что и нарушает экономическое равновесие, т.е. непредсказуемое увеличение предложения денежной массы есть причина нарушения равновесия. Этот «выдающийся феномен» стал основой и объяснением причин экономического цикла. Вывод: чтобы деньги не мешали циклическому развитию экономики, они не должны подстраиваться под цикл, тогда денежная политика государства не будет причиной депрессии.

Экономика предложения – школа появилась в 70-е гг. в США (М.Фелдстайн, А.Лаффер). Основные направления теоретического анализа: безработица и инфляция, концепция экономического роста, налоговая реформа (кривая Лаффера). Нет собственной четкой научной платформы, синтез теоретических предшественников и современников:неоавстрийцы, монетаристы, элементы теории предельной производительности факторов производства. Основные выводы (переход к долгосрочному государственному регулированию факторов производства, направлением которого должно стать снижение налогов и проведение ограниченной денежной политики) имеют больше политическое содержание, чем экономическое.

Новая классическая теория (школа рациональных ожиданий) – Л.Лукас, Т.Сарджент, РомерН.Уоллес, Э.Прескотт, Р.Барроу, Б.Маккалум). Исходный тезис (Дж.Мут, 1961 г.): экон.агенты используют всю доступную информацию и поэтому не делают систематических ошибок в предсказаниях, в этом смысле их ожидания рациональны.

Исследование взаимосвязи инфляции и безработицы, в результате была опровергнуты «кривая Филипса» в ее кейнсианском варианте и предложена ее интерпретация в точки зрения рациональных оживаний; собственное решение вопроса о причинах циклических колебаний – два подхода 1) теория несовершенной информации, сформулированная РЛукасом, 2) теория реального бизнес-цикла (источник циклических колебаний – в реальном секторе экономики. Это может быть технический прогресс, организационные изменения, рост гос.расходов и т.д.

4.В чем особенности позитивистского подхода в экономической науке, утвердившегося в экономической науке с 50-х гг. ХХ века?

Начиная с 60-х гг. XX в. наиболее значимыми становятся концепции постпозитивизма. Представители, наиболее известными из которых являются К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (род.в 1922), И. Лакатос (1922 — 1974), П. Фейерабенд (род. в 1924), уточняют теорию развития знания. В противоположность логическому позитивизму, принимавшему в качестве критерия научности принцип верификации, К. Поппер выдвигает принцип фальсифицируемости. Подчеркивая, что современное научное знание носит крайне абстрактный характер, что многие его положения не могут быть возведены к чувственному опыту, он утверждает, что главным для определения научности является не подтверждение, а возможность опровержения положений науки: если возможно найти условия, при которых протокольные (т. е. базисные, первичные) предложения теории ложны, то теория опровержима. Если опытного опровержения нет, теория считается «оправданной».

Абсолютизируя фактор относительной истинности знания, Поппер выдвигает положение о том, что научными считаются лишь те теории, которые в принципе могут быть опровергнуты, и что опровергаемость — фундаментальное свойство научного знания.

Поппер считал, что если теория опровергнута, она должна быть немедленно отброшена и выдвинута новая, поэтому научная жизнь представляет собой поле борьбы теорий, которые могут возвыситься только посредством «убийства» противостоящих им.

Необходимо отметить, что для постпозитивизма говорить о научности теорий — не одно и то же, что говорить об их истинности. Так, хотя истина, по Попперу, объективно существует, она в принципе недостижима вследствие предположительного, и, в конечном итоге, ложного (ибо каждая теория будет опровергнута) характера любого знания. Человеческое знание может создавать лишь более или менее правдоподобные теории.

 

5.В чем суть современного радикального рационализма как метода современной экономической науки?

Радикальный рационализм - экономическая теория базируется на нескольких аксиомах (например, рациональность поведения, неопределенность будущего), из которых выводятся все экономические теоремы. Факты не в силах их опровергнуть или подтвердить, т.к. истинность теории гарантирована логикой выведения ее из априорно истинных положений. Наоборот, сами факты полежать интерпретации на основе теории.

Слабость: разные теоретические конструкции могут брать в качестве исходных аксиом различные положения. Например, понятие стоимость у маржиналистов и марксистов. Отсюда различные выводы. Разрешить их спор на чисто рациональной основе невозможно.

6.Какими экономистами (школа, имена) осуществлялся неоклассический синтез?

Неоклассический синтез представляет собой дальнейшее развитие и вместе с тем в некотором роде "примирение" подходов к анализу экономических процессов. Если, к примеру, Кейнс довольно критически оценивал способность цен гибко реагировать на перемены рыночной конъюнктуры, то представители неоклассического синтеза стремились "реабилитировать” цены, доказывая, что они способствуют оптимальному распределению и наиболее полному использованию ресурсов. Рассматривая проблему занятости, сторонники "смешанной" системы выражают несогласие с "неполной занятостью", выдвинутой Кейнсом. В то же время корректируются взгляды противников Кейнса.

Основная идея "синтеза" заключается в том, чтобы разработать более общую экономическую теорию, отражающую изменения в хозяйственном механизме, результаты позднейших исследований и все позитивное, что содержится в работах предшественников.

Наиболее известными представителями неоклассического синтеза являются американский экономист Пол Самуэльсон (род. 1915), американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев (род. 1906), английский ученый Джон Хикс (1904-1989).

Особенности неоклассического синтеза:

1) Для неоклассического синтеза характерно расширение и углубление тематики исследований. Речь идет не о коренном пересмотре, а о развитии общепринятой теории, создании систем, объединяющих, согласующих различные точки зрения;

2) Широкое использование математики в качестве инструмента экономического анализа;

3) Сторонники неоклассического синтеза уточняли старые и разрабатывали новые проблемы в соответствии с изменениями, происходящими в индустриальной основе и механизме рыночной экономики. Дискутируя с оппонентами, они стремились синтезировать традиционные взгляды с новыми представлениями и подходами.

Теоретиков неоклассического синтеза упрекают в неоправданном сужении круга рассматриваемых проблем. Будучи активными сторонниками математизации экономической науки, они интересуются в первую очередь и главным образом теми вопросами, которые поддаются форматизации, могут быть выражены с помощью формул и уравнений. А то, что выходит за пределы строгих количественных оценок, например, уточнение целей общественного развития, пути достижения национального согласия, оказывается за пределами чистой теории.

Во-вторых, внимание нередко концентрируется на второстепенных вопросах, на рассмотрении частных изменений и побочных процессов. Коренные, принципиальные, структурные перемены оказываются забытыми экономистами неоклассической школы. Довольно часто весьма важные процессы, глубинные взаимосвязи, долгосрочные тенденции остаются уделом представителей неортодоксальной экономики.

7.Основная цель теоретических исследований германских неолибералов? Назовите основных представителей этого направления.

Как самостоятельное направление, германский неолиберализм возник в начале ХХ века. Также как кейнсианство его можно оценивать как реакцию немарксистских школ на кризис 1929-1933 гг. Наибольшее распрастранение либерализм получил в 50-80 гг. Самыми известными его представителями являются В.Ойкен и А. Мюллер-Армак.

Теоретическая база неолиберализма достаточно широкая, в нее входят идеи новой исторической школы Германии, идеи неоклассической школы и идеи классической школы.

Неолиберальная экономическая теория главной целью исследования считала обоснование концепции «третьего пути». При решении этой задачи сформировалось две школы – фрайбургская (основатель В. Ойкен, концепция «строя конкуренции», и теории социального рыночного хозяйства (основатель Мюллер-Армак). Общим у обоих направлений является приверженность авторов к частной собственности, теории двух типов экономического строя и заявка по третий путь – между капитализмом и социализмом. Различие – в подходах к социальным вопросам и регулированию монополии и конкуренции. Ойкен и его последователи считали, что главным средством государственного регулирования должны быть регулирование монополии и создание условий для развития конкуренции. Мюллер-Армак, в свою очередь, отказывался от необходимости возрождения конкуренции путем контроля за монополией и перемещал акцент с антимонопольного регулирования на вопросы социальной политики. Он считал, что это качественно новая характеристика модели третьего пути. Решение социальных вопросов он предлагал осуществить с помощью 1) прогрессивного налогообложения людей с высокими доходами и последующим перераспределением дохода в пользу малоимущих; 2) создания развитой системы социального страхования и достойной человека социальной инфраструктуры.

8. В чем особенности современного неоинституционализма по сравнению с традиционным и новым институционализмом?

Во-первых, " старые " институционалисты (например, Дж. Коммонс в "Правовых основаниях капитализма") шли к экономике от права и политики, пытаясь изучать проблемы современной экономической теории методами других наук об обществе; неоинституционалисты идут прямо противоположным путем — изучают политологические и правовые проблемы методами неоклассической экономической теории, и прежде всего, с применением аппарата современной микроэкономики и теории игр.

Во-вторых, традиционный институционализм основывался главным образом на индуктивном методе, стремился идти от частных случаев к обобщениям, в результате чего общая институциональная теория так и не сложилась; неоинституционализм идет дедуктивным путем — от общих принципов неоклассической экономической теории к объяснению конкретных явлений общественной жизни.

В-третьих, "старый" институционализм, как течение радикальной экономической мысли, обращал преимущественное внимание на действия коллективов (главным образом, профсоюзов и правительства) по защите интересов индивида; неоинституционализм же ставит во главу угла независимого индивида, который по своей воле и в соответствии со своими интересами решает, членом каких коллективов ему выгоднее быть.

Ключевое расхождение между новой институциональной экономической теорией, основоположником которой является О. Уильямсон, и неоинституциональной экономической теорией, идеи которой нашли наиболее полное отражение в многочисленных работах Д. С. Норта, лежит в сфере используемой методологии.

Во-первых, это существенное ослабление предпосылки о рациональности хозяйствующих субъектов. Соответственно, постулат об оптимизирующем поведении агентов рынка заменяется на постулат нахождения удовлетворительного результата, а в фокусе внимания оказывается категория «отношенческих контрактов», то есть контрактов, фиксирующих общие правила взаимодействия сторон сделки по адаптации структуры их взаимных отношений к меняющимся условиям.

Во-вторых, неизбежное в этих условиях расхождение между условиями контрактных соглашений на стадии их заключения и выполнения обусловливает необходимость изучения контрактации как целостного, протекающего во времени процесса. Таким образом, новая институциональная экономическая теория отличается от неоклассической не только введением в анализ категории трансакционных издержек, но и модификацией некоторых основополагающих методологических принципов при сохранении других (в частности, не подвергается сомнению неоклассический постулат о строгой ориентации индивидов на следование собственным интересам).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.