Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка уровня качества продукции




Чтобы ответить на вопрос, каково качество продукции, необходимо сравнить значение показателей качества одного и другого вида продукции. На основании сравнения можно будет сделать заключение о том, качество какой продукции будет выше (рис. 2.3).

Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. С помощью измерительного метода определяются следующие значения: масса изделия, частота вращения двигателя, размер изделия, скорость автомобиля, сила тока и др.

Расчетный метод базируется на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и др.

 

Органолептический метод строится на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятий органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции.

Регистрационный метод основывается на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например отказов изделия при испытаниях. Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.

В зависимости от источника информации методы определения значений показателей качества продукции подразделяют на традиционный, экспертный и социологический.

Традиционный метод осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений (к ним относятся специализированные лаборатории, полигоны, испытательные стенды и т. д.).

Экспертный метод оценки показателей качества продукции реализуется группой специалистов-экспертов, например дизайнеров, дегустаторов, товароведов и т. п. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые не могут быть определены более объективными методами. Этот метод используется при определении значений некоторых эргономических и эстетических показателей.

Социологический метод определения показателей качества продукции используется фактическими или потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путем опросов или с помощью специальных анкет-вопросников, выставок, конференций и т. д.

Методы оценки уровня качества продукции одного вида могут быть: дифференциальным, комплексным, смешанным.

Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции осуществляется сравнением показателей качества оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями, т. е. показатель качества оцениваемой продукции Р1 сопоставляется с показателем качества базового образца Р1баз, Р2 – с Р2баз,…, Рп — с Рпбаз (п — число сравниваемых показателей качества).

Для каждого из показателей рассчитываются относительные показатели качества оцениваемой продукции по формулам:

где Рi — числовое значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;

Piбaз — числовое значение i-го показателя качества базового образца.

Формула (2.1) используется, когда увеличению абсолютного значения показателя качества соответствует улучшение качества продукции. По этой формуле можно вычислять относительный показатель качества для мощности, срока службы, производительности, точности, коэффициента полезного действия и т. д.

Пример. Срок службы холодильника, изготовленного на первом заводе, — 8 лет; изготовленного на втором заводе, — 12 лет; базовое значение этого показателя качества — 10 лет. Увеличение срока службы означает улучшение качества, т. е. определяя относительный показатель качества по (2.1), получим:

следовательно, на первом заводе рассматриваемый показатель качества ниже базового, а на втором — выше.

По формуле (2.2) относительный показатель качества определяется тогда, когда увеличение абсолютного значения показателя соответствует ухудшению качества продукции. По этой формуле определяют относительный показатель для себестоимости расхода материала, топлива, энергии, содержания вредных примесей, массы, трудоемкости, параметра потока отказов и других, так как в этих случаях улучшение качества определяется уменьшением абсолютного значения единичного показателя.

Пример. Трудоемкость изготовления изделия составляет 200 нормо-часов, а базовое значение трудоемкости — 180 нормо-часов. Тогда согласно (2.2)

т. е. рассмотренный единичный показатель качества изделия ниже базового.

Встречаются случаи, когда трудно оценить уровень качества. В таких ситуациях все показатели целесообразно разделить по значимости на две группы. В первую группу следует включить показатели, определяющие наиболее существенные свойства продукции, а в другую — второстепенные. Если в первой группе все относительные показатели больше или равны единице, а во второй — большая часть показателей также не меньше единицы, то можно сказать, что уровень качества оцениваемой продукции не ниже базового образца. В противном случае оценку уровня качества необходимо проводить другим методом, например комплексным.

Комплексный метод оценки уровня качества предусматривает использование комплексного (обобщенного) показателя качества. Этот метод применяется в случаях, когда оказывается целесообразным уровень качества выразить только одним числом. Уровень качества по комплексному методу определяется отношением обобщенного показателя качества оцениваемой продукции Qoц к обобщенному показателю базового образца

Qбаз, т.е

Сложность комплексной оценки заключается в объективном нахождении обобщенного показателя.

Во всех случаях, когда имеется возможность выявления характера взаимосвязей между учитываемыми показателями и коэффициентами их связей с обобщающими показателями качества оцениваемой продукции, следует определить функциональную зависимость

Вид зависимости может определяться любым из возможных методов, в том числе и экспертным. Обычно в этих случаях за обобщающий показатель принимается один из главных показателей назначения продукции. Таковыми могут быть, например, производительность машин, удельная себестоимость, ресурс и т. д.

Пример. При проведении оценки качества автобусов обобщенным показателем качества может быть принята годовая производительность

где Тн — средняя продолжительность нахождения автобуса в наряде, ч;

Vэ — эксплуатационная скорость автобуса, км/ч;

в — номинальная вместимость автобуса, чел.;

Кис.в. — коэффициент использования вместимости автобуса;

Кис.пр. — коэффициент использования пробега автобуса;

Кис.п. — коэффициент использования парка автобуса.

Пример. Комплексные показатели транспортабельности лесопиломатериалов можно представить как их количество в партии (в м3) или массу (в кг).

Количество лесопиломатериалов в партии

где L, d, h — единичные показатели, соответственно длина, ширина, толщина досок стандартных размеров, a n — их число. Масса пиломатериалов в партии

где ρ — единичный показатель качества сухой древесины — ее плотность ρ=700 кг/м3.

Дифференциальный и комплексный методы оценки уровня качества продукции не всегда решают поставленные задачи. При оценке сложной продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, с помощью дифференциального метода практически невозможно сделать конкретный вывод, а использование только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все значимые свойства оцениваемой продукции. В этих случаях для оценки уровня качества продукции применяют единичные и комплексные показатели качества, одновременно используя и комплексный, и диф-ференциальнный методы, т. е. оценку производят смешанным методом. Сущность и последовательность оценки этим методом заключается в следующем:

1. Единичные показатели качества объединяют в ряд групп, для которых определяют групповой комплексный показатель качества.

Наиболее значимые единичные показатели можно в группы не включать, а рассматривать отдельно. Объединение показателей в группы должно производиться в зависимости от цели оценки.

2. Найденные величины групповых комплексных и отдельно выделенных наиболее важных единичных показателей подвергают сравнению с соответствующими значениями базовых показателей, т. е. применяют принципы дифференциального метода.

С помощью измерений обычно (но не всегда) определяются единичные показатели качества.

Патентно-правовые и экономические показатели, показатели однородности продукции, стандартизации и унификации получают расчетным путем. Путем расчетов, как было изложено выше, можно найти комплексные показатели.

Сравнение показателей качества, значения которых измерены или получены расчетным путем, может производиться по шкале интервалов либо по шкале отношений. При сравнении показателей качества, как по шкале интервалов, так и по шкале отношений учитывается характер их динамики. Например, при сравнении показателей качества по шкале отношений характер их динамики учитывается следующим образом: отношение числовых значений показателей качества составляется так, чтобы при повышении качества по сравнению с исходным оно было больше единицы, при снижении — меньше единицы (формулы 2.1, 2.2, 2.3). Пример. Определить соответствие одной из марок углеродистой стали требованиям стандарта. Данные приведены в табл. 2.1.

Результаты сравнения можно представить не только таблицей, но и графиком. На рис. 2.4 приведен график сравнения показателей качества по шкале отношений. Результаты сравнения значений показателей качества по шкале отношений табл. 2.1 или рис. 2.4 свидетельствуют о том, что качество стали рассматриваемой марки выше требований стандарта.

Относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой (новой) продукции с базовыми значениями таких же показателей, определяет уровень качества продукции. На рис. 2.5 приведена схема оценки уровня качества продукции [33].

Технический уровень — относительная характеристика технического совершенства продукции — совокупности наиболее существенных свойств, определяющих ее качество и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции.

Оценка технического уровня заключается в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному уровням или уровню отрасли. Соответствие оцениваемой продукции мировому уровню (или другим) устанавливается на основании сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов.

Базовый образец — это образец продукции, представляющий передовые научно-технические достижения и выделяемый из группы аналогов оцениваемой продукции.

В результате оценки продукцию относят к одному из трех уровней:

— превосходит мировой уровень;

— соответствует мировому уровню;

— уступает мировому уровню.

Результаты оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое задание (ТЗ) и нормативную документацию (НД); принятии решения о постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формировании предложений по экспорту и импорту.

Этапы оценки технического уровня продукции включают:

А. Определение номенклатуры показателей, необходимой для оценки. Номенклатура показателей должна обеспечивать сопоставимость различных образцов одного вида, т. е. образцов продукции одного названия и области применения. Иначе говоря, номенклатуру показателей устанавливают исходя из целей оценки с учетом показателей, указанных в международных, национальных, зарубежных и отечественных стандартах, каталогах, проспектах, патентной и конъюнктурной экономической документации, и т. п.

Номенклатура показателей включает классификационные и оценочные показатели. Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. Исходя из значений этих показателей образцы, имеющиеся на мировом рынке, относят к группе аналогов оцениваемой продукции. Для последующего сопоставления оцениваемого и базового образцов они не используются, так как не характеризуют качество продукции. К ним относятся: качественные признаки, определяющие назначение товара или наличие дополнительных устройств, параметры, определяющие типоразмер продукции или ее класс.

Оценочные показатели применяются непосредственно для сопоставления оцениваемого образца с базовыми и характеризуют потребительские свойства, надежность, безопасность, экономичность, экологические свойства.

Б. Формирование группы аналогов и установление значений их показателей. Все включаемые в группу аналоги и оцениваемая продукция должны быть идентичны по назначению и области применения, т. е. должны иметь одинаковые значения классификационных показателей.

В группу входят:

— при оценке разрабатываемой продукции — перспективные и экспериментальные образцы, поступление которых на мировой рынок прогнозируется на период выпуска оцениваемой продукции;

— при оценке выпускаемой продукции — образцы, реализуемые на мировом рынке, значения показателей которых устанавливаются на основе имеющейся на них документации и (или) по результатам испытаний.

В. Выделение базовых образцов из группы аналогов. Вкачестве базовых образцов выделяют лучшие из группы аналогов на основе метода попарного сопоставления последовательно всех аналогов по значениям оценочных показателей.

Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:

— аналог не может быть признан образцом и исключается из последующих сопоставлений, если он уступает другому аналогу по совокупности оценочных показателей, т. е. уступает другому аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его ни по каким из остальных;

— оба аналога остаются для дальнейшего сопоставления с другими, если по одним показателям лучше первый аналог, а по другим — второй, при этом значения некоторых показателей у аналогов могут совпадать.

В результате попарного сопоставления аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из оставшихся по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.

Г. Сопоставление оцениваемого образца с базовыми осуществляется поэтапно. На первом этапе проверяют соответствие продукции и значений ее показателей международным стандартам, включая ограничения по показателям безопасности, экологии и т. п.; стандартам, техническим условиям (ТУ) и другим действующим НД на продукцию. Продукция, не соответствующая любому из этих требований, признается уступающей мировому уровню. При выполнении указанных требований переходят ко второму этапу.

На втором этапе сопоставляют оцениваемую продукцию с каждым базовым образцом по значениям оценочных показателей на основе метода попарного сопоставления. При этом сопоставление может привести к одному из следующих результатов:

— оцениваемая продукция уступает базовому образцу, если она уступает ему хотя бы по одному из показателей;

— оцениваемая продукция превосходит базовый образец, если она превосходит его хотя бы по одному показателю, не уступая ему ни по одному из оставшихся показателей;

— оцениваемая продукция равноценна базовому образцу, если значения всех ее показателей совпадают со значениями показателей базового образца.

Если по одним показателям оцениваемая продукция уступает базовому образцу, а по другим его превосходит, то считается, что результат сопоставления не определен.

Результат сопоставления оцениваемой продукции с совокупностью базовых образцов на этом этапе формируется следующим образом:

— продукция превосходит мировой уровень, если она превосходит каждый образец;

— продукция соответствует мировому уровню, если она равноценна хотя бы одному базовому образцу;

— продукция уступает мировому уровню, если она уступает каждому базовому образцу.

В приведенных выше ситуациях продукцию относят к одной из трех градаций.

В случае, когда оцениваемая продукция:

— превосходит хотя бы один, но не каждый базовый образец — она не уступает мировому уровню;

уступает хотя бы по одному, но не каждому базовому образцу — она не превосходит мировой уровень.

В том и другом случае имеется неопределенность-отнесения к одной из трех градаций.

Если в результате сопоставления оцениваемой продукции с каждым базовым образцом и с совокупностью базовых образцов выявлена неопределенность отнесения продукции к градациям, то проводят последующие этапы сопоставления.

По итогам проведения этих этапов оценки технического уровня продукции дают заключение о принадлежности продукции к одной из трех градаций.

В случае, когда не существует аналогов оцениваемой продукции, она считается соответствующей мировому уровню, если характеризуется принципиально новыми техническими решениями, которые защищены авторскими свидетельствами и (или) патентами.

В заключение в зависимости от поставленных целей и полученных результатов подготавливают предложения для принятия решения по разработке, постановке на производство и совершенствованию продукции.

Пример оценки промышленной продукции (рентгеновских микроскопов).

Рентгеновские микроскопы одного назначения характеризуются следующими показателями: размер фокусного пятна рентгеновской трубки (X1); максимальное увеличение (Х2); габариты (ХЗ); масса (Х4); потребляемая мощность (Х5).

Повышение технического совершенства и качества микроскопов характеризуется увеличением значений Х2 и уменьшением значений показателей X1, ХЗ, Х4, Х5.

Классификационным показателем является тип рентгеновского микроскопа. Для проведения оценки формируется группа однотипных аналогов. Сформированная группа из восьми аналогов (№ 1.....8), оцениваемый микроскоп Мир-4 (№ 9), значения показателей аналогов и оцениваемого микроскопа приведены в табл. 2.2.

В качестве образцов из группы аналогов выделяют лучшие на основе их попарного сопоставления по значениям оценочных показателей. В результате сопоставления выделены базовые образцы — аналоги № 1, 5 и 8. Аналоги № 2, 3, 4, 6, 7 не могут быть выделены в качестве базовых образцов, так как аналоги № 2, 3 уступают аналогам 1, 5, 8, а № 4, 6, 7 — аналогу № 5 по совокупности оценочных показателей.

На первом этапе оценки микроскопа МИР-4 проводят проверку соответствия значений его показателей международным и государственным стандартам.

Оцениваемый рентгеновский микроскоп отвечает всем указанным требованиям первого этапа.

На втором этапе оценки микроскоп МИР-4 сопоставляют с каждым базовым образцом методом попарного сопоставления.

Оцениваемый микроскоп МИР-4 превосходит каждый базовый образец по совокупности оценочных показателей. По результатам проведенных сопоставлений формируется результат оценки: рентгеновский микроскоп МИР-4 превосходит мировой уровень.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.