Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект как единство структуры и процесса





Субъект определяется нами как единство структуры и жизнедеятельности. В этом определении, если следовать нашей же логике, можно усмотреть тавтологию: структуру мы рассматриваем как процесс, жизнедеятельность также процесс, получается субъект - единство процесса и процесса! Это логическое противоречие мы снимаем тем, что относим структуру субъекта к предыдущему уровню взаимодействий, а его жизнедеятельность к последующему. Но вместе с тем, мы признаем, что природа субъекта внутренне противоречива. Субъект «разрывается»: его структура «влечет» его к одному «миру», а «жизнедеятельность» - к другому. Рассмотрим эти коллизии вначале на примере жизненного субъекта.

Субъект жизни, как структура – это биологическая особь. За ней стоят порождающие ее биохимические процессы. Они предшествуют ей, и одновременно выражают себя в данной структуре. Субъект жизни – их продукт. Но как структура он автономен, и может вступать в новые, внешние по отношению к своим компонентам («родителям») взаимодействия. Эти новые взаимодействия уже качественно иные, они имеют свои законы и правила, которые могут и входят в противоречие с законами и правила предыдущего уровня. Субъект жизни «соединяет» в себе, по меньшей мере, два мира, одновременно принадлежа обоим, является «мостиком» между ними. Множественность субъектов жизни ставит задачу взаимной регуляции, которая не может быть решена старыми ресурсами (процессами, создавшими субъекта). Регулирующие взаимодействия жизненных субъектов, в свою очередь, действуют на нижележащий уровень, изменяя физиологию, а в дальнейшем и анатомию (структуру) особи, «совершенствуя» ее в направлении более качественной адаптации по отношению к другим особям, как своего вида, так и других (психобиологическая эволюция). Важнейшим подобным усовершенствованием стало возникновение нервной системы. Эта новая структура порождена предшествующими ей межсубъектными взаимодействиями, и они же поддерживают ее существование. Пра-психика овеществляется в нервной системе, поэтому, изучая структуру последней, мы приближаемся и к пониманию древней психики. Возникновение нервной системы – есть определенное разрешение отмеченного выше противоречия, поскольку она «более адекватна» задаче взаимной регуляции субъектов жизни. Но, когда древняя психика становится структурой, это же означает и порождение нового субъекта – психического субъекта, жизнедеятельность которого входит в противоречие уже с его структурой.

Одним из основных противоречий психического субъекта является то, что нервная система (особенно в своих начальных формах) предопределяет его межсубъектные взаимодействия (инстинкты), тогда как актуальная наличная ситуация требует большей пластичности. Существующая структура оказывается ригидной по отношению к действительности, отстает от ее требований. В этом случае возможно два «выхода»: либо «отрицать» действительность, игнорировать ее, компенсируя, тем самым, неизбежные потери другими способами, например, повышенной плодовитостью; либо «стремиться» стать более адекватным действительности до такой степени, чтобы не только поспевать за ее изменениями, но и предвидеть их, и даже им способствовать. Второй вариант означает ни что иное, как обучаемость, возможность формирования богатого прижизненного опыта. Этот вариант требует особенно «гибкой» структуры. Вещество «лениво», «косно». Как «заставить» его соответствовать подобному требованию? Природа находит выход, создавая «пустые» нервные клетки, то есть не имеющие никакой заданной функции. Избыточность создает возможность для разрешения, сформулированного выше противоречия.

Может сложиться впечатление, что автор отождествляет субъект психики с нервной системой, а субъект жизни с другими системами. Граница между ними далеко не анатомическая, хотя и она важна. На схеме 3. изображено их отношение в рамках целостного индивида (единства субъектов жизни и психики).

Схема 3.

На схеме 3. субъект психики изображен выходящим за границы биологической особи. Это объясняется тем, что процессы, его порождающие, совершаются во внешнем по отношению к субъекту жизни плане. Стрелки указывают на существование внутреннего взаимодействия между субъектами жизни и психики одного индивида. В чем его суть?

Природа любого субъекта двойственна. Для субъекта психики – жизнь уже существующая реальность, данность, точка отсчета. Субъект жизни «противостоит» неживой материи. Как структура он порожден процессами предыдущего уровня и «одной ногой» находится в другом мире («из праха сотворен, и в прах возвратится»). Взаимодействуя с другими субъектами жизни, жизненный субъект порождает из себя психического субъекта, который как структура - живая материя, а как жизнедеятельность - процесс информационного обмена (идеальное). Для субъекта психики жизнь уже данность, точка отсчета. Он не так «боится» смерти, как жизненный субъект, а наоборот, «склонен отрицать» жизнь. Поэтому, их отношения друг с другом неравноправны, и имеют характер взаимного отрицания. Жизнедеятельность субъекта психики разрушает субъект жизни, который в силу своей природы «сопротивляется» этому процессу. Специфическая раздражимость нервной ткани, если смотреть на это явление «изнутри», предстает как «локальная смерть» ее определенных компонентов (например, фотодиссоциация зрительного пурпура). Субъект жизни «воскрешает погибшего» и процесс повторяется снова.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.