Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V.4. Виды воспитательных дел по целям и назначению

По целям и назначению функционируют многие виды воспитательных дел: социально-ориентированные воспитательные дела, этические, познавательные, спортивно-физкультурные, экологические и трудовые воспитательные дела.1

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч.2. - М., 1999г. - С.157

Моральный облик ребенка формируется прежде всего в процессе разнообразной деятельности: в учении, труде, игре и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм и правил.2

Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных школах. - М., 1986. - С.94

Следовательно, целесообразно объединить этические и познавательные воспитательные дела в одно направление. Главная цель ВД данного направления - формирование у школьников системы социальных отношений: к обществу, к органам государственной власти. Т.е. происходит формирование общественных качеств личности школьника. Важнейшее из них - гражданская позиция, которая проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире. Следующее - чувство гражданского долга, оно приобретает в современных условиях важное значение. С ним связано и другое важнейшее социально-нравственное качество личности - дисциплинированность. Именно через понятную даже младшему школьнику дисциплину совершается постепенный и незаметный переход к усвоению социальных отношений.

Дисциплинированность проявляется в поступках и действиях человека и отражает сознательное выполнение общественных норм и правил поведения. Она не требует постоянного напряжения мысли, потому что это следствие привычки поступать в соответствии с уже сложившемся образом мыслей и действий, которое характеризует отношение к гражданским, политическим, нравственным, юридическим правам и обязанностям.

Дисциплинированность требует выдержки, твердости, настойчивости, умения себя сдерживать. Она имеет в своей основе волевое начало, но включает также и другие нравственные привычки: вежливость, внимание к окружающим, внутренняя собранность и организованность. Основной путь выработки сознательной дисциплины - организация ВД, входящих в систему социальноориентированных ВД. Доминирующая цель этих дел - выполнение правил поведения, соблюдение режима и определенного распорядка жизни, деятельности школьников. Для этого в каждом учебном заведении определяются правила поведения. Правила поведения раскрывают смысл дисциплинарных требований и их значение.

Рассмотрим более подробно такое явление как режим. Режим - это постоянно текущее воспитательное дело. Выполнение режимных требований - одно из основных условий эффективного воспитания. Школьники привыкают к правильному чередованию труда и отдыха, учатся определять объем работы. Режим оказывает положительное влияние на физиологические функции организма, играет большую дисциплинирующую роль.

При необходимости режим изменяется, но он должен соответствовать ряду требований:

1. быть целесообразным и соответствовать условиям, в которых живет воспитанник, его возможностям и способностям;

2. точным, обязывающим выполнять все виды деятельности в намеченные сроки;

3. конкретным;

4. реально выполнимым.

Также выделяют ряд общих требований, определяющих успех ВД дисциплинарной направленности, среди которых: каждое новое слово основываясь на предыдущем, должно продолжать процесс выработки сознательной дисциплины на более высоком уровне; дела должны исходить из общих принципов, но быть нестандартными, соответствовать условиям места и времени, все время усложняться; дела всегда должны выполняться в определенной, четко слаженной системе.

Среди наиболее распространенных причин, мешающих организовывать эффективные ВД дисциплинарной направленности, выделяются следующие:

1. Слабая постановка учебно-воспитательной работы в школе.

2. Односторонность в воспитательной работе.

3. Кампанейщина в воспитательной работе.

4. Недостаток педагогической культуры, такта, выдержки.

5. Формализм.

6. Неправильный подход к использованию дисциплинарных средств воздействия.

7. Отсутствие согласованной системы воспитательных действий.3

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч.2 - М., 1999. - С.160

Социально-ориентированные ВД создают необходимые условия для формирования жизненной позиции школьников.

Жизненная позиция - это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить. При пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, выбирает "линию наименьшего сопротивления" следования по привычным накатанным дорогам жизни. Среди социальных факторов, в наибольшей мере влияющих на становление жизненной позиции личности: 1 -семья; 2 - школа.

Этические и познавательные воспитательные дела являются основой правильного воспитания. Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности с учетом возраста и той среды, которая определяющим образом влияет на ценностные ориентации школьника (семья, школа, общественные организации, внешкольные учреждения).4

Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Педагогика. - Ростов-на-Дону, 2000г. - С.209

Цель нравственного воспитания - формирование нравственно устойчивой цельной личности. Задачами нравственного воспитания являются:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, формирование нравственных чувств и качеств, высокой культуры поведения.

Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности: жизнь как главная ценность, ребенок, свобода, патриотизм, долг, честь, порядочность, доброта, бескорыстность и др.

Таким образом, этические воспитательные дела требуют от педагога высокого мастерства и профессионализма.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты. Задачами эстетического воспитания являются: формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, вкусов, способностей.

Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных. Одна из основных категорий эстетика - категория прекрасного. Прекрасное - это и сама жизнь, и природа и продукты человеческого труда, и человеческие отношения.

Вырабатываются эстетические знания в процессе выполнения конкретных воспитательных дел. Организуя ВД надо учитывать психологические закономерности эстетического восприятия. Эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства. Важнейшим компонентом эстетического восприятия является эмоциональность.

ВД эстетической направленности приобретает различный характер в зависимости от того, что выступает средством эстетического воспитания - природа, труд, человеческие отношения, искусство.

Составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание и образование. Художественное воспитание - целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное образование - процесс освоения школьниками совокупности искусственных знаний, умений, навыков формирование у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству.

Таким образом, "суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное" через общение школьника с природой, изоискусством, музыкой, литературой и т.д.

Спортивно-физкультурные воспитательные дела. Много элементов красоты включает физическое воспитание. Физическое воспитание - это целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, гармонично развивает тело ребенка, в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.5

Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. - М., 1996г. - С.173

Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым эстетическим и нравственным воспитанием. Общие задачи физического воспитания: содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, закаливание, повышение работоспособности учащихся; развитие основных двигательных качеств; формирование жизненно важных двигательных умений и навыков; воспитание устойчивого интереса и потребности в систематическом занятии физической культурой.

Основными средствами физического воспитания являются: физкультминутки, физкультурные упражнения, подвижные игры, туризм, спорт. В совокупности средств физического воспитания школьников особая роль принадлежит силам природы. Они усиливают оздоровительное воздействие на -организм учащихся. Гигиенические факторы включают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим труда, отдыха, питания и т.д.

Таким образом, физическое воспитание является неотъемлемой частью и основой всестороннего развития личности школьника.

Экологическое воспитание представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение нравственно-эстетических чувств, приобретение личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.

Основной смысл экологических ВД - конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами этих ВД становятся все источники жизнедеятельности человека: земля, воздух, вода, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических ВД.

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому школьное трудовое воспитание направлено на воспитание психологической и практической готовности к труду.

Психологическая готовность к труду достигается системой ВД, в каждом из которых решаются задачи: осознание целей и задач труда; воспитание мотивов трудовой деятельности; формирование трудовых умений и навыков.

В основе новых технологий трудового воспитания лежит принцип вариативности программ, методов и организационных форм образования. Акцент в новой технологии трудового воспитания делается на практическом применении школьниками теоретических знаний. Структура трудового воспитания становится комплексной, включает представления о технике, технологии, умении решать практические задачи, достигать качественных результатов. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход в решении нестандартных задач.

Среди трудовых ВД есть традиционные формы и новые: вахта труда, выставка поделок, генеральная уборка, шефская помощь, турнир

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как делать | Введение. Любое сельскохозяйственное предприятие, независимо от его размеров, специализации, организационно-правовой формы объективно нуждается в управлении
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 5068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.