Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропоцентрические модели воспитания




НАТУРОЦЕНТРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Эти модели ориентированы на мак­симальное развитие в человеке того, что заложено природой, ком­пенсацию природных недостатков и помощь каждому в определе­нии его места во взрослой жизни. Исходный тезис натуроцентрических моделей: ребенок рожда­ется с определенным набором качеств, переделать или изменить которые ни общество, ни среда, ни воспитание не в состоянии, они могут лишь проявить то, что заложено природой ребенка. Поэтому в воспитании упор делается на поиск оптимального способа «доведения» каждого, как минимум, до нормы, как максимум, — до наивысшего для конкретной лич­ности уровня. Невозможно исполь­зовать единую стратегию применительно к разным детям. Необходимо выделять типологические группы детей и для этих групп разрабатывать специфические способы воспитания. В отече­ственной школе натуроцентрические идеи получили развитие в педологии. В рамках педологии разрабатывалась система тестирова­ния, которая позволяла определять уровень развития ребенка и подбирать соответствующую этому уровню систему обучения и воспитания. Теории, разрабатываемые в русле натуроцентрической модели воспитания, имеют следующие характеристики:

· определение цели воспитания, исходя из особенностей от­дельной личности;

· педагогическая помощь в развитии природных задатков;

· вариативность, отказ от единой стратегии воспитания;

· дифференциация учащихся (по различным основаниям);

· типологизация содержания воспитательной деятельности;

· отсутствие унификации методов и технологий.

Эти модели опираются на понимание сущности человека как открытой системы, изменяющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида.

Одной из основополагающих идей антропологически понимаемого человека является идея о неизменяемой и основополагающей нематериальной сущности человека, по-разному называемой в различных учениях. В качестве примера приведем иерархическую структуру человека, предложенную Б. П. Вышеславцевым (русский религиозный мыслитель, философ и психолог, конца19– нач.20 вв.). Согласно этой концепции, человек состоит из ступеней мертвой материи, живой материи (тела) из бессознательной души, из духа, и наконец из той таинственной вершины, которая составляет его сущность, его вечность, его богоподобие: из самости, из Атмана, из глубинного Я, из сокровенного сердца человека» Таким образом, существует внутреннее ядро человека и это ядро положительно. Оно заключает в себе все для полной самореализации человека в том числе и направление этой самореализации. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее, как правило, чувство неудовлетворенности, которое он испытывает.

Процесс воспитания человека не может быть ограничен нормами или ориентирован на идеал, а следовательно, не может иметь завершения. Достаточно лишь программировать процесс развития личности - что надо сделать воспитателю, чтобы сохранить человеческое в ученике и помочь воспитаннику в процессе саморазвития, проявлениях творчества, обретении духовного богатства, проявлениях индивидуальности. Процесс воспитания строится так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии проявлений человека. В рамках данного направления возможны различные системы организации воспитания − с позиций доминирования биологии, этики, психологии, социологии, религиозной и культурной антропологии в их взаимосвязи. Исходной точкой антропоцентрической моде­ли является признание уникальности, неповторимости каждого ребенка. Учитель из транслятора знаний, знающего, в ка­ком направлении лучше развивать ребенка, превращается в парт­нера в его личностном развитии. Основные методы в рамках данной модели — совместный поиск истины, диалог, сво­бодная творческая деятельность.

Ярким представителем антропоцентрической модели является Р. Штейнер, утверждавший, что понять сущность человека можно только интуитивно, человек представляет собой внеисторическое, вневременное явление единства духа, души и тела. Воспитание не должно ориентироваться на какие-либо го­сударственные стандарты, а должно быть направлено на развитие индивидуальности. Роль педагога — это роль помощника в рас­крытии жизненных сил ребенка. В антропоцентрической модели проектируются не нормативы и этапы, а условия развития, со­здается максимально естественная развивающая среда. Антропоцентрическую модель воспитания разрабатывал в яс­нополянской школе Л. Н.Толстой. Он пытался создать атмосферу, где педагог и ученики становились парт­нерами в совместной творческой деятельности. Отличительные черты антропоцентрических мо­делей воспитания:

− индивидуализация, отказ от унифицированной цели воспи­тания;

− проектирование условий, а не личностного развития;

− свобода творчества;

− нацеленность на самореализацию, саморазвитие;

− диалог воспитателя с воспитанником;

− создание естественной развивающей среды.

Отсутствие заранее проектируемых программ осложняет при­ближение к какому-либо социально значи­мому стандарту, кроме этого важно избегать позиции неравенства детей, ко­торая может иметь далеко идущие последствия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.