Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые сюжеты

КРУГ СТИЛЕЙ

 


 

 


Хорхе Луис Борхес – четыре сюжета и, соответственно, четыре героя, которых он и описал в своей новелле «Четыре цикла».

1. ОБ ОСАЖДЕННОМ ГОРОДЕ – герой мятежник.
2. О ВОЗВРАЩЕНИИ – герой, противопоставляющий себя обществу,бесконечно блуждающий в попытках найти себя..
3. О ПОИСКЕ – герой для общества.
4. О САМОУБИЙСТВЕ БОГА – теряющий или обретающий веру, находящийся в поиске веры.

 

Кристофер Букер - «The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories» ("Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории").

 

1. «ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ».
2. «ПРИКЛЮЧЕНИЕ».
3. «ТУДА И ОБРАТНО». Попытки героя, вырванного из привычного мира, вернуться домой.
4. «КОМЕДИЯ».
5. «ТРАГЕДИЯ» - кульминацией является гибель главного героя из-за каких либо недостатков характера, обычно любовной страсти или жажды власти. Это, прежде всего, «Макбет», «Король Лир» и «Фауст».
6. «ВОСКРЕСЕНИЕ» - герой находится под властью проклятия или темных сил, и из этого состояния его выводит чудо. Спящая красавица, пробужденная поцелуем принца.
7. «ПОБЕДА НАД ЧУДОВИЩЕМ».

 

Из 36 сюжетов было выделено всего 5:
1. АДЮЛЬТЕР (ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ, ИЗМЕНА) С МЕСТЬЮ
2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ
3. ПОИСК, ДОСТИЖЕНИЕ.
4. ЖЕРТВА В СЕМЬЕ И РАДИ СЕМЬИ
5. ЖЕРТВА РАДИ ИДЕИ.

Жорж Польти – тридцать шесть пунктов (кстати, первым число тридцать шесть было предложено еще Аристотелем и намного позднее поддержано Виктором Гюго).


1. МОЛЬБА.

Элементы ситуации:

1) преследователь,

2) преследуемый и умоляющий о защите, помощи, убежище, прощении и т. д.,

3) сила, от которой зависит оказать защиту и т. д., при этом сила, не сразу решающаяся на защиту, колеблющаяся, неуверенная в себе, почему и приходится её умолять (повышая тем самым эмоциональное воздействие ситуации), чем больше она колеблется и не решается оказать помощь.

Примеры: 1) спасающийся бегством умоляет кого-нибудь, могущего его спасти от врагов, 2) умоляет об убежище, чтобы в нём умереть, 3) потерпевший кораблекрушение просит приюта, 4) просит власть имущего за дорогих, близких людей, 5) просит одного родственника за другого родственника и т. д.


2. СПАСЕНИЕ.

Элементы ситуации:

1) несчастный,

2) угрожающий, преследующий,

3) спаситель.

Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что там преследуемый прибегал к силе колеблющейся, которую нужно было умолять, а здесь спаситель появляется неожиданно и спасает несчастного не колеблясь. Примеры: 1) развязка известной сказки о Синей бороде. 2) спасение приговорённого к смертной казни или вообще находящегося в смертельной опасности и т. д.


3. МЕСТЬ, ПРЕСЛЕДУЮЩАЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Элементы ситуации:

1) мститель,

2) виновный,

3) преступление.

Примеры: 1) кровная месть, 2) месть сопернику или сопернице или любовнику, или любовнице на почве ревности.


4. МЕСТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ЗА ДРУГОГО БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ.

Элементы ситуации:

1) живая память о нанесенном другому близкому человеку обиде, вреде, о жертвах, понесенных им ради своих близких,

2) мстящий родственник,

3) виновный в этих обидах, вреде и т. д. — родственник.

Примеры: 1) месть отцу за мать или матери за отца, 2) месть братьям за своего сына, 3) отцу за мужа, 4) мужу за сына и т. д. Классический пример: месть Гамлета своему отчиму и матери за своего убитого отца.


5. ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ.

Элементы ситуации:

1) содеянное преступление или роковая ошибка и ожидаемая кара, расплата,

2) укрывающийся от кары, расплаты за преступление или ошибку.

Примеры: 1) преследуемый властями за политику (например, «Разбойники» Шиллера, история революционной борьбы в подполье), 2) преследуемый за разбой (детективные истории), 3) преследуемый за ошибку в любви («Дон Жуан» Мольера, алиментные истории и т. п.), 4) герой, преследуемый превосходящей его силой («Прикованный Прометей» Эсхила и т. д.).


6. ВНЕЗАПНОЕ БЕДСТВИЕ.

Элементы ситуации:

1) враг-победитель, появляющийся самолично; или вестник, приносящий ужасную весть о поражении, крахе и т. п.,

2) поверженный победителем или сраженный известием властитель, могущественный банкир, промышленный король и т. п.

Примеры: 1) падение Наполеона, 2) «Деньги» Золя, 3) «Конец Тартарена» Альфонса Доде и т. д.


7. ЖЕРТВА

Элементы ситуации: 1) тот, кто может повлиять на судьбу другого человека в смысле его угнетения или какое-либо несчастье.

2) слабый, являющийся жертвой другого человека или несчастья.

Примеры: 1) разорённый или эксплуатируемый тем, кто должен был заботиться и защищать, 2) ранее любимый или близкий, убеждающийся, что его забыли, 3) несчастные, потерявших всякую надежду и т. д.

8. ВОЗМУЩЕНИЕ, БУНТ, МЯТЕЖ.

Элементы ситуации:

1) тиран,

2) заговорщик.

Примеры: 1) заговор одного, «Заговор Фиеско», Шиллера, 2) заговор нескольких, 3) возмущение одного, «Эгмонд», Гете, 4) возмущение многих, «Вильгельм Телль», Шиллера, «Жерминаль», Золя.


9. ДЕРЗКАЯ ПОПЫТКА.

Элементы ситуации:

1) дерзающий,

2) объект, т. е. то, на что дерзающий решается,

3) противник, лицо противодействующее.

Примеры: 1) похищение объекта («Прометей — похититель огня» Эсхила). 2) предприятия, связанные с опасностями и приключениями (романы Жюль Верна, и вообще приключенческие сюжеты), 3) опасное предприятие в связи с желанием добиться любимой женщины и т.д.


10. ПОХИЩЕНИЕ.

Элементы ситуации:

1) похититель,

2) похищаемый,

3) охраняющий похищаемого и являющийся препятствием для похищения или противодействующий похищению.

Примеры: 1) похищение женщины без её согласия, 2) похищение женщины с её согласия, 3) похищения друга, товарища из плена, тюрьмы и т. д. 4) похищение ребёнка.


11. ЗАГАДКА

Элементы ситуации:

1) задающий загадку, скрывающий что-нибудь,

2) стремящийся разгадать загадку, узнать что-нибудь,

3) предмет загадки или незнания (загадочное).

Примеры: 1) под страхом смерти нужно найти какого-нибудь человека или предмет, 2) разыскать заблудившихся, потерявшихся, 3) под страхом смерти разрешить загадку (Эдип и Сфинкс), 4) заставить всяческими хитростями человека открыть то, что он хочет скрыть (имя, пол, душевное состояние и т. д.)


12. ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕГО-НИБУДЬ.

Элементы ситуации:

1) стремящийся чего-нибудь достигнуть, домогающийся чего-нибудь,

2) тот, от чего согласия или помощи зависит достижение чего-нибудь, отказывающий или помогающий, посредничающий,

3) может быть ещё третья — противодействующая достижению сторона.

Примеры: 1) стараться получить у владельца вещь или какое-нибудь иное жизненное благо, согласие на брак, должность, деньги и т. д. хитростью или силой, 2) стараться получить что-либо или добиться чего-либо с помощью красноречия (прямо обращенного к владельцу вещи или — к судье, арбитрам, от которых зависит присуждение вещи)


13. НЕНАВИСТЬ К БЛИЗКИМ.

Элементы ситуации:

1) ненавидящий,

2) ненавидимый,

3) причина ненависти.

Примеры: 1) ненависть из-за зависти, например, между братьями, 2) ненависть из соображений материальной выгоды, например, сын, ненавидящий отца, 3) ненависть свекрови к будущей невестке.


14. СОПЕРНИЧЕСТВО БЛИЗКИХ.

Элементы ситуации:

1) один из близких — предпочитаемый,

2) другой — пренебрегаемый или брошенный,

3) предмет соперничества (при этом, по-видимому, возможна перипетия сначала предпочитаемый оказывается потом пренебрегаемым и наоборот)

Примеры: 1) соперничество братьев («Пьер и Жан» Мопассана), 2) соперничество сестёр, 3) отца и сына — из-за женщины, 4) матери и дочери, 5) соперничество друзей («Два Веронца» Шекспира).


15. АДЬЮЛЬТЕР (т. е. прелюбодеяние, супружеская измена), ПРИВОДЯЩИЙ К УБИЙСТВУ.

Элементы ситуации:

1) один из супругов, нарушающий супружескую верность,

2) другой из супругов — обманутый,

3) нарушение супружеской верности (т. е. кто-то третий — любовник или любовница). Примеры: 1) убить или позволить своему любовнику убить своего мужа («Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, «Тереза Ракен» Золя, «Власть тьмы» Толстого) 2) убить любовника, доверившего свою тайну («Самсон и Далила») и др.


16. БЕЗУМИЕ.

Элементы ситуации:

1) впавший в безумие,

2) жертва впавшего в безумие человека,

3) реальный или мнимый повод для безумия.

Примеры: 1) в припадке безумия убить своего любовника («Проститутка Элиза» Гонкура), ребёнка, 2) в припадке безумия сжечь, разрушить свою или чужую работу, произведение искусства, 3) в пьяном виде выдать тайну или совершить преступление.


17. РОКОВАЯ НЕОСТОРОЖНОСТЬ.

Элементы ситуации:

1) неосторожный,

2) жертва неосторожности или потерянный предмет, к этому иногда присоединяется,

3) добрый советчик, предостерегающий от неосторожности,

4) подстрекатель, или же тот и другой.

Примеры: 1) из-за неосторожности быть причиной собственного несчастья, обесчестить себя («Деньги» Золя), 2) из-за неосторожности или легковерия вызвать несчастье или смерть другого человека, близкого (Библейская Ева).


18. НЕВОЛЬНОЕ (по неведению) ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ (в частности кровосмешение).

Элементы ситуации:

1) любовник (муж), любовница (жена),

2) узнавание (в случае кровосмешения), что они находятся в близкой степени родства, недопускающей любовных отношений согласно закону и действующей морали.

Примеры: 1) узнать, что женился на своей матери («Эдип» Эсхила, Софокла, Корнеля, Вольтера), 2) узнать, что любовница — сестра («Мессинская невеста» Шиллера), 3) очень банальный случай: узнать, что любовница — замужем.


19. НЕВОЛЬНОЕ (по незнанию) УБИЙСТВО БЛИЗКОГО.

Элементы ситуации:

1) убийца,

2) неузнанная жертва,

3) разоблачение, узнавание.

Примеры: 1) невольно способствовать убийству дочери, из ненависти к её любовнику («Король веселится» Гюго, пьеса, по которой сделано оперы «Риголетто», 2) не зная своего отца, убить его («Нахлебник» Тургенева с тем, что убийство заменено оскорблением) и т. д.


20. САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ВО ИМЯ ИДЕАЛА.

Элементы ситуации:

1) герой, жертвующий собой,

2) идеал (слово, долг, вера, убеждение и т. д.),

3) приносимая жертва.

Примеры: 1) пожертвовать своим благополучием ради долга («Воскресение» Толстого), 2) пожертвовать своею жизнью во имя веры, убеждения…


21. САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ РАДИ БЛИЗКИХ.

Элементы ситуации:

1) герой, жертвующий собой,

2) близкий, ради которого герой жертвует собой,

3) то, что герой приносит в жертву.

Примеры: 1) пожертвовать своим честолюбием и успехом в жизни ради близкого человека («Братья Земгано» Гонкура), 2) пожертвовать своей любовью ради ребёнка, ради жизни родного человека, 3) пожертвовать своим целомудрием ради жизни близкого или любимого («Тоска» Сорду), 4) пожертвовать жизнью ради жизни родного или любимого и т. д.


22. ПОЖЕРТВОВАТЬ ВСЕМ — РАДИ СТРАСТИ.

Элементы ситуации:

1) влюблённый,

2) предмет роковой страсти,

3) то, что приносится в жертву.

Примеры: 1) страсть, разрушающая обет религиозного целомудрия («Ошибка аббата Муре» Золя), 2) страсть, разрушающая могущество, власть («Антоний и Клеопатра» Шекспира), 3) страсть, утолённая ценой жизни («Египетские ночи» Пушкина). Но не только страсть к женщине, или женщины к мужчине, но также страсть к бегам, карточной игре, вину и т. д.


23. ПОЖЕРТВОВАТЬ БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ В СИЛУ НЕОБХОДИМОСТИ, НЕИЗБЕЖНОСТИ.

Элементы ситуации:

1) герой, жертвующий близким человеком,

2) близкий, который приносится в жертву.

Примеры: 1) необходимость пожертвовать дочерью ради общественного интереса («Ифигения» Эсхила и Софокла, «Ифигиния в Тавриде» Эврипида и Расина), 2) необходимость пожертвовать близкими или своими приверженцами ради своей веры, убеждения («93 год» Гюго) и т. д.


24. СОПЕРНИЧЕСТВО НЕРАВНЫХ (а также почти равных или же равных).

Элементы ситуации:

1) один соперник (в случае неравного соперничества — низший, более слабый),

2) другой соперник (высший, более сильный),

3) предмет соперничества.

Примеры: 1) соперничество победительницы и её заключённой («Мария Стюарт» Шиллера), 2) соперничество богатого и бедного. 3) соперничество человека, которого любят, и человека, не имеющего права любить («Эсмеральда» В. Гюго) и т. д.


25. АДЮЛЬТЕР (прелюбодеяние, нарушение супружеской верности).

Элементы ситуации: те же, что в адюльтере, приводящем к убийству. Не считая адюльтер способным создать ситуацию — сам по себе, Полти рассматривает его как частный случай кражи, усугублённой предательством, при этом указывает на три возможных случая:

1) любовник(ца) более приятен, нежели твёрд, чем обманутый(ая) супруг (а),

2) любовник(ца) менее симпатичен, чем обманутый(ая) супруг(а),

3) обманутый(ая) супруг(а) мстит.

Примеры: 1) «Мадам Бовари» Флобера, «Крейцерова соната» Л. Толстого.


26. ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ.

Элементы ситуации:

1) влюблённый(ая),

2) любимый(ая).

Примеры: 1) женщина, влюблённая в мужа дочери («Федра» Софокла и Расина, «Ипполит» Эврипида и Сенеки), 2) кровосмесительная страсть доктора Паскаля (в одноимённом романе Золя) и т. д.


27. УЗНАВАНИЕ О БЕСЧЕСТИИ ЛЮБИМОГО ИЛИ БЛИЗКОГО (иногда связанная с тем, что узнавший вынужден произнести приговор, наказать любимого или близкого). Элементы ситуации:

1) узнающий,

2) виновный любимый или близкий,

3) вина.

Примеры: 1) узнать о бесчестии своей матери, дочери, жены, 2) открыть, что брат или сын убийца, изменник родины и быть вынужденным его наказать, 3) быть вынужденным в силу клятвы об убийстве тирана — убить своего отца и т. д.


28. ПРЕПЯТСТВИЕ ЛЮБВИ.

Элементы ситуации:

1) любовник,

2) любовница,

3) препятствие.

Примеры: 1) брак, расстраивающийся из-за социального или имущественного неравенства, 2) брак, расстраивающийся врагами или случайными обстоятельствами, 3) брак, расстраивающийся из-за вражды между родителями с той и другой стороны, 4) брак, расстраивающийся из-за несходства характеров влюблённых и т. д.


29. ЛЮБОВЬ К ВРАГУ.

Элементы ситуации:

1) враг, возбудивший любовь,

2) любящий врага,

3) причина, почему любимый является врагом.

Примеры: 1) любимый — противник партии, к которой принадлежит любящий, 2) любимый — убийца отца, мужа или родственника той которая его любит («Ромео и Джvльeттa»,) и т. д.


30. ЧЕСТОЛЮБИЕ И ВЛАСТОЛЮБИЕ.

Элементы ситуации:

1) честолюбец,

2) то, чего он желает,

3) противник или соперник, т. е. лицо противодействующее.

Примеры: 1) честолюбие, жадность, приводящая к преступлениям («Макбет» и «Ричард 3» Шекспира, «Карьера Ругонов» и «Земля» Золя), 2) честолюбие, приводящее к бунту, 3) честолюбие, которому противодействуют близкий человек, друг, родственник, свои же сторонники и т. д.


31. БОГОБОРЧЕСТВО (борьба против бога).

Элементы ситуации:

1) человек,

2) бог,

3) повод или предмет борьбы.

Примеры: 1) борьба с богом, пререкание с ним, 2) борьба с верными богу (Юлиан отступник) и т. д.


32. НЕОСОЗНАВАЕМАЯ РЕВНОСТЬ, ЗАВИСТЬ.

Элементы ситуации:

1) ревнивец, завистник,

2) предмет его ревности и зависти,

3) предполагаемый соперник, претендент,

4) повод к заблуждению или виновник его (предатель).

Примеры: 1) ревность вызвана предателем, которого побуждает ненависть («Отелло») 2) предатель действует из выгоды или ревности («Коварство и любовь» Шиллера) и т. д.


33. СУДЕБНАЯ ОШИБКА.

Элементы ситуации:

1) тот, кто ошибается,

2) жертва ошибки,

3) предмет ошибки,

4) истинный преступник.

Примеры: 1) судебная ошибка спровоцирована врагом («Чрево Парижа» Золя), 2) судебная ошибка спровоцирована близким человеком, братом жертвы («Разбойники» Шиллера) и т. д.


34. УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ.

Элементы ситуации:

1) виновный,

2) жертва виновного (или его ошибка),

3) разыскивающий виновного, старающийся его разоблачить.

Примеры: 1) угрызения совести убийцы («Преступление и наказание»), 2) угрызения совести из-за ошибки любви («Мадлен» Золя) и т. д.


35. ПОТЕРЯННЫЙ И НАЙДЕННЫЙ.

Элементы ситуации:

1) потерянный,

2) находимый(ое),

3) нашедший.

Примеры: 1) «Дети капитана Гранта» и т. д.


36. ПОТЕРЯ БЛИЗКИХ.

Элементы ситуации:

1) погибший близкий человек,

2) потерявший близкого человека,

3) виновник гибели близкого человека.

Примеры: 1) бессильный что-нибудь предпринять (спасти своих близких) — свидетель их гибели, 2) будучи связанным профессиональной тайной (врачебной или тайной исповеди и т. д.) он видит несчастье близких, 3) предчувствовать смерть близкого, 4) узнать о смерть союзника, 5) в отчаянии от смерти любимого(ой) потерять всякий интерес к жизни, опуститься и т. д.

 

1. Жертвенная смерть одного Героя ради спасения многих.
2. Предательство друга по зависти или корысти.
3. Искренняя мужская дружба, прошедшая множество испытаний.

4. Один герой, поражающий тьму противников.
5. Настигающее справедливое возмездие.
6. Междоусобная, гражданская война.
7. Геноцид, тотальное истребление.
8. Национально-освободительная борьба.
9. Сражающийся харизматический лидер-пассионарий и конформные массы.
10. Странный, одинокий и непонятый герой.
11. Необдуманные ошибочные действия, которые вызывают вал необратимых трагических последствий.

12. Кровавый триллер с извращениями.
13. «Золушка», счастливое завершение трудной женской судьбы.
14. Тяжелый, несчастный брак.
15. Предательство любимой женщины.
16. Любовный «треугольник», трагически разрешающийся.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Базовые стили. Стилевые направления | Демо-показ на манекене
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.