Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культуры




Историческая обусловленность возникновения и развития физической

Введение.

История помогает современному человеку окунуться в прошлое, пользу её изучения нельзя недооценивать. Изучая историю, человек не просто становится образованнее и расширяет горизонты познания, он окунается в прошлое, прослеживает события, видит процесс формирования, становления и развития того или иного явления, в частности и физической культуры. Испанский писатель Сааведра Мигель де Сервантес сказал: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».[1] Я считаю, что этими словами он хотел сказать, что прослеживание исторических событий, действий людей в определённые моменты жизни могут действительно подсказать путь к решению настоящих проблем, а возможно предостеречь от каких либо ошибок в будущем. То же самое можно сказать о физической культуре и спорте и это обуславливает актуальность выбранной темы.

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя и тем самым удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно развивать свои физические качества. Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, спортивных достижений.

Составной частью физической культуры является спорт – средство и метод физического воспитания, система организации соревнований по различным физическим упражнениям.

Целью моего реферата является изучение истории физической культуры и спорта. Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи:

1. Рассмотреть обусловленность возникновения и развития физической культуры.

2. Описать какие были предпосылки для возникновения и развития физической культуры и спорта.

3. Рассмотрение зарождения физической культуры в России и ее дальнейшее развитие

Первоначально я решил обратиться к сущности понятия «физическая культура». Термин «физическая культура» не однозначен – об этом свидетельствует история его

возникновения и развития. Его появление в 1899 году связывают с Англией. Так, английский вариант «Physical culture» означал физическое развитие. В 1908 году входит в оборот немецкая трактовка - «KorperKultur», что означало культура тела, красота и сила. Начиная с 1911 г. в работах отечественных авторов встречается на русском языке термин «физическая культура». Вначале под физической культурой в нашей стране понималась определенная система физических упражнений или «воспитанная и развитая красота тела», позднее она представлялась в более широком смысле, включая в себя охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиеню, использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды), физические упражнения и физический труд. Кстати, до сих пор единое, всеми признанное понимание физической культуры не выработано. Российские и зарубежные специалисты вкладывают в него разный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида человеческой деятельности; от вида материального производства до сферы услуг и др.

Не менее интересна и сложна история физической культуры как социокультурного явления – от ее зарождения до сегодняшнего дня. Поэтому проблема возникновения физической культуры и ее дальнейшее развитие так привлекли меня.. Сегодня существует несколько теорий раскрывающих вопрос возникновения физической культуры в истории человечества.[2]

Согласно первой теории, выдвинутой в конце XIX – начале XX в. немецким философом Шиллером и поддержанной его сторонниками - философом Бюхером и Гроссом, Спенсером, Летурно, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а сам труд возник из игры. Исходя из этого, в жизни общества игра исторически предшествует труду, т.е. «труд есть дитя игры».

Вторая – теория магии – более современная теория происхождения физической

культуры. Она впервые была предложена английским ученым Рейнаком. Ее сторонниками были К. Дим и В. Кербе. По Рейнаку и его сторонникам «физические упражнения и игры имеют культовое и животнообразное происхождение».

Согласно третьей теории Спенсера – избытка биологической энергии – физическая культура представляется инстинктом. Но, другие ученые считают, если это так, то общество не несет ответственности за пороки, порождаемые инстинктом, а значит и физической культурой.

Четвертая теория – материалистическая. Она изложена в работах Г.В. Плеханова и разработана в специальном исследовании Н.И. Пономаревым. Согласно им, возникновение физической культуры определяется влиянием объективных и субъективных факторов.

Ошибочность первых трех теорий состоит в том, что в них имеет место попытка доказать, что признаки физического воспитания проявляются уже у животных. В этих теориях не учтены различия между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью людей. Мнение о возникновении физической культуры из религиозных обрядов первобытных людей также неверно, так как физические упражнения человек стал применять до появления религии.

Итак, рассмотрим, какие же факторы определили возникновение физической

культуры на заре развития человеческого общества.

К объективному фактору относят виды трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство и др.).Трудясь, человек постоянно вынужден был развивать свои навыки, и только это обеспечивало древнему человеку успешность в жизнедеятельности. Вместе с тем, первобытный человек в процессе охоты, промыслов подвергался весьма серьезным физическим испытаниям, он был вынужден в тяжелейших условиях подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных, вступать в неравную сватку со зверем и т.п. Но эти действия не были физическими упражнениями, так как применялись ради добывания пищи и другого. Приобретая в ходе труда новые способы охоты, промысла и др. и совершенствуя их, человек становился все более удачливым. Вместе с тем, одновременно в его сознании откладывалось, что быть удачливым в труде ему с каждым разом дается все труднее и сложнее. Но его потребности постоянно возрастали, сам он и соплеменники развивались, условия жизни усложнялись, то есть жизнь требовала постоянного совершенствования, что, прежде всего, было связано с трудовой детальностью. Такое положение дел не могло не навести его на мысль о необходимости постоянного развития каких-то способностей. Причем заблаговременного их развития, чтобы успех в охоте и промыслах был гарантирован. Такими оказались двигательные способности – двигательные навыки и качества.

Учитывая это обстоятельство, человек впервые осознает важность предварительной подготовки к охоте, промыслу и т.п., предполагающей направленное развитие и совершенствование своих двигательных способностей. Если первоначально «тренировались» сами трудовые действия - в условиях реальной охоты, промысла, то в последующем заблаговременная подготовка осуществлялась, как сегодня говорят, в условиях, приближенных к реальной охоте, промыслу. С этого момента, можно сказать, из трудовой деятельности человека выделяются приемы и действия, предназначение которых не совпадает с целями охоты и промысла. Они стали выполнять функции физических упражнений, поскольку человек их сознательно использует для развития своих двигательных навыков и качеств. Например, перед охотой многократно выполнял самые важные охотничьи действия, то есть «играл в охоту». Придание трудовым действиям функции физических упражнений позволило, во-первых, эффективно физически совершенствовать человека, и, во-вторых, – повышать его работоспособность и трудоспособность. Наши предки поняли, что, совершенствуя свои двигательные способности, они могут не только успешнее трудиться, охотиться, воевать, но и физически развивать себя.Безусловно, все это послужило важным фактором, определившим возникновение физической культуры.

Таким образом, можно свидетельствовать исторический факт возникновения первых физических упражнений – средств физического совершенствования человека для подготовки его к трудовой деятельности. Конечно, если их оценивать по-современному, то обнаруживается известная примитивность, но именно с этого момента правомерно считать возникновение современной физической культуры.

Физическое упражнения нужно рассматривать фундаментальный признак «зачатия» системы физической культуры. Это можно объяснить тем, что появление физического упражнения поставило на повестку дня разработку способов его применения, организации и всестороннее обеспечение занятий, критериев оценки результатов физического совершенствования на предмет их соответствия требованиям трудовой деятельности и т.д. В связи с этим стало необходимым формирование теоретических и организационно-методических основ физической культуры.

Субъективным фактором явилось сознание человека и его потребности. Влияние

сознания проявилось в том, что человек с помощью его придумывал упражнения для

подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами трудовой деятельности, организовывал и проводил занятия, передавал опыт применения полученных навыков, воспитывал молодое поколение.

Что касается влияния потребностей первобытных людей на возникновение физической культуры как средства их подготовки к трудовой деятельности, к охоте и

межплеменной борьбе, то теперь это считается научно доказанным и общепризнанным

фактом, нашедшим свое подтверждение в трудах известных специалистов физической

культуры и спорта Н.И Пономарев в своем фундаментальном исследовании пишет: «Причиной возникновения физического воспитания является потребность в исторической преемственности общественного производства, в труде. Постоянное использование физических упражнений укрепляло уверенность людей в их целесообразности; постепенно создавалась практика применения упражнений и с помощью повторяемости закреплялась в поколениях; процесс создания физических упражнений шел по линии расконкретизации их содержания. Физические упражнения развивались в связи с требованиями законов самого физического воспитания".[3]

Важным видом физической культуры является спорт. Его история неотделима от истории физической культуры в целом, насчитывающей тысячелетия. В современных видах спорта отчетливо прослеживаются элементы, присущие основным формам физической активности человека в древности. Виды деятельности, связанные с охотой и боевыми действиями, нашли отражение в таких видах спорта, как стрельба из лука,

метание диска и копья, борьба; активность, связанная с передвижением и преодолением препятствий, отразилась в конном, лыжном и конькобежном спорте, беге, прыжках, плавании. За современными гимнастикой, акробатикой, играми, тяжелой атлетикой просматриваются древние трудовые процессы, посвящения, обряды и ритуалы. Таких примеров, очевидно, можно привести неисчислимое множество, если иметь виду историю развития всего человечества на нашей планете Земля.

Выявляя процессы зарождения физической культуры, исследователи справедливо задаются вопросом: сто первично и вторично - спорт или физическое воспитание?

Большинство исследователей и практиков сферы физической культуры придерживаются взглядов о первичности физического воспитания. Известно, что П.Ф. Лесгафт с весьма выраженной настороженностью относился к спорту, но при этом проявлял интерес к современному олимпийскому движению. Принято считать, что установка на приоритет физического воспитания уходит корнями в учение П.Ф. Лесгафта, что вначале возникли физические упражнения и ритуальные игры как средства подготовки к труду (охота, рыбная ловля и т. п.), а уже на их основе сложилось физическое воспитание как педагогический процесс, связанный с передачей человеческого опыта, знаний и умений.[4] Однако недостаточность исторических сведений об истории физической культуры, у другой части теоретиков и практиков физической культуры и спорта вызывает сомнения относительно такой позиции. Так, Ермак Н.Р., Пилоян Р.А. полагают, что в последние примерно 100 лет в теории физической культуры наблюдается постепенное углубление и уточнение представлений о спорте. Исходя из этого, они считают, что люди уже на ранних стадиях своего развития установили правило: решать межличностные конфликты путем состязания в силе, ловкости, быстроте и выносливости. У многих аборигенов есть игры и состязания, но нет подготовки к ним, так как физические упражнения и тренировки возникли не до появления мирных состязаний, а после. Именно формы противоборства с мирным исходом, в конечном итоге, были найдены эволюцией и в дальнейшем - в ходе развития человечества были представлены в качестве особого социального института - спорта(В.А. Демин,1975).Эти специалисты утверждают, что

мирное противоборство и состязательные игры возникли в недрах родоплеменного сообщества как эффективное средство разрешения внутренних межиндивидуальных и

групповых конфликтов. Позже, с появлением тренировки, стандартизации условий

противоборства и повышением объективности выявления победителей, они трансформировались в деятельность, названную спортивной. Поэтому спорт явился

предтечей физического воспитания. Народный (массовый) спорт лег в основу физического воспитания как педагогического процесса, направленного на подготовку к жизни и другим видам созидательной деятельности (труд, служба, защита Отечества, искусство и др.).

В связи с таким различием мнений относительно первичности физического воспитания и спорта мы вправе в будущем ожидать достаточно серьёзные исследования и прикладные разработки в области теории физической культуры и спорта, что, безусловно, придаст этой области знаний более фундаментальные характер. Рассмотрим некоторые положения, касающиеся спорта как весьма важного в настоящее время социокультурного феномена, вида, ядра системы физической культуры. В историческом развитии спорта в целом и отдельных его видов и систем

физических упражнений просматривается четкая их связь с изменяющимися природно-экологическими и социально-экономическими условиями, факторами труда, отдыха и быта человека. Динамика внутренней структуре каждого вида спорта зачастую зависела от прогресса техники, результатов научных открытий. Дело в том, что во многих видах спорта совершенствовались конструкции и качество спортивного инвентаря и оборудования, существенно изменялись правила спортивных соревнований и многое другое. Совершенствуются организационно-управленческие, теоретико-методические, технологические основы, медико-биологическое обеспечение и практика учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена, методы и средства восстановления работоспособности атлетов в многолетнем цикле их подготовки и т.д.

Изменение требований к динамичности, зрелищности, телегеничности спортивных соревнований продиктовало необходимость пересмотра правил соревнований по отдельным видам спорта, что, в свою очередь, обусловило развитие методики подготовки спортсмена. Поэтому сравнивать достижения спортсменов прошлого и настоящего непросто. Бегуны, участвовавшие в Олимпийских играх Древней Греции, мчались босиком по песчаной дорожке, без фиксации времени, а современные – по дорожкам с синтетическим покрытием, в специальных беговых туфлях, их время фиксируется до сотых долей секунды. Между тем в некоторых физических упражнениях, особенно с древней историей, сохраняется определенный консерватизм. Но и здесь происходит все большее обособление физических упражнений от религиозных элементов этих систем, от упражнений с большой долей медитационного компонента.

Таким образом, физическая культура и спорт как социокультурные явления на протяжении всей истории человечества претерпевали на себе влияние производственных отношений, экономики, политики и идеологии, достижений науки, философии, искусства. В то же время физическая культура и спорт сами влияют на общественную жизнь, виды человеческой деятельности, например, на образование, науку, культуру, искусство и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.