Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития




Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. Л. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно – экономическая формация.
Общественно – экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно – экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В целом К. Марксом было выведено пять общественно – экономических формаций:

Ø -первобытнообщинная;

Ø -рабовладельческая;
-феодальная;

Ø -капиталистическая;

Ø -коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико – экономический тип общества – «азиатский способ производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

Ø Примитивными формами организации труда;

Ø Отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда;

Ø Равенством и личной свободой;

Ø Отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;

Ø Слабой общественной организацией –отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

«Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока, расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

Ø Ирригационное земледелие как основу экономики;

Ø Отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);

Ø Государственную собственность на землю и средства производства;

Ø Массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства;

Ø Наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно – экономическая формация:

Ø Возникла частная собственность на средства производства,в том числе «живые», «говорящие» - рабов;

Ø Социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;

Ø Государство и публичная власть.

Феодальная общественно – экономическая формация основывалась на:

Ø Крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;

 

Ø Труде свободных, но зависимых экономически от феодалов крестьян;

Ø Особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.

При капиталистической общественно – экономической формации:

Ø Основную роль в экономике начинает играть промышленность;

Ø Усложняются средства производства- механизация, объединение труда;

Ø Промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

Ø Основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая формация,по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

Ø Отсутствием частной собственности на средства производства;

Ø Государственной собственностью на средства производства;

Ø Трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

Ø Справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

Ø Высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет достоинства и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – не учет других факторов, излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.

 

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби(1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в

истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации.
К основным цивилизациям относятся:

Ø шумерская;

Ø вавилонская;

Ø минойская;

Ø эллинская;

Ø китайская;

Ø индусская;

Ø исламская;

Ø христианская;

Ø некоторые другие цивилизации.

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

Ø Творческого меньшинства;

Ø Инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, что - бы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

Ø Зарождение;

Ø Рост;

Ø Надлом;

Ø Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.