Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информатика




 

В толковом словаре информатика определяется как “научное направление, занимающееся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и других технических средств” [7, с. 129]. С ним совпадает определение, данное в Математическом энциклопедическом словаре: “Информатика -...наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ”[6, с. 821].

Кроме того, по соображениям полноты, приведем еще одно определение: «Информатика (в переносном смысле) – область человеческой деятельности, связанной с применением ЭВМ» [Там же, с. 821]. Мы данное определение считаем нестрогим и пользоваться им не будем как.

Предмет информатики составляют информационные модели, описывающие с помощью параметров, представленных в знаковой форме, как предметную область, так и процессы обработки информации. Другими словами, информатика занимается изучением и созданием моделей внешнего по отношению к моделирующей системе мира и моделей моделирующих систем.

Другое определение предмета информатики “…изучение закономерностей взаимодействия человека с ЭВМ во всех видах его деятельности” [Там же, с. 244] - может оказаться спорным, так как, во-первых, не поясняется, какие аспекты такого взаимодействия изучаются, во-вторых, взаимодействие человека с техническими средствами, включая ЭВМ, является предметом изучения инженерной психологии.

В связи с обсуждаемым вопросом уместно напомнить определения модели и моделирования. “Моделирование - исследование явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; один из основных способов научного познания и технического проектирования” [Там же, с. 828].

“Модель - общенаучное понятие, означающее как идеальный, так и физический объект, анализ которого или наблюдение за которым позволяет познавать существенные черты другого исследуемого явления, процесса или объекта” [Там же, с. 829].

“Информационная модель - модель, в которой изучаемое явление или процесс представлены в виде процессов передачи и обработки информации» [Там же, с. 821].

Обработкой информации называют обусловленное преобразование представления и содержания информации, выполняемое некоторой системой.

Информатика имеет самые тесные связи с математикой. Можно сказать, что отношения между информатикой и математикой примерно такие же, как между техническим знанием и естественными науками. “Чистая” математика ограничивается нахождением способа решения задачи и практически не уделяет внимания вычислительным затратам на получение результата. В информатике как техническом знании проблема эффективности применяемых математических моделей и методов решения задач занимает одно из центральных мест. На стыке информатики и математики возникла новая область знания - прикладная математика.

В информатике выделяют прикладную информатику, занимающуюся созданием специализированных информационных технологий - совокупности средств и методов автоматизации конкретных видов деятельности на базе средств вычислительной техники, средств связи и программного обеспечения.

В Математическом энциклопедическом словаре приведено также второе толкование информатики как родового понятия, охватывающего “все виды человеческой деятельности, связанные с применением ЭВМ” [6, стр. 244]. В этом, по существу, обиходном определении не делается различия между сферами производства средств и их применения, чему есть известные основания.

Как правило, указанные сферы деятельности существенно различаются своим предметом, и профессионалам одной проблемной области не требуется обладать знаниями из другой. Так, специалистам по производству микроскопов не нужно обладать теоретическими знаниями из области, где они могут применяться, допустим, биологии или кристаллографии. Верно и обратное - биологам или кристаллографам, если последние не изучают оптические свойства веществ, вполне достаточно представлений о потребительских свойствах микроскопов и нет необходимости в знании законов оптики.

В прикладной информатике мы наблюдаем совершенно противоположную картину. Во-первых, в сфере производства программных средств и в сфере их применения используются одни и те же технические средства - ЭВМ.

Во-вторых, конечной целью применения ЭВМ является решение тех или иных прикладных задач, для чего требуется разработка специального программного обеспечения. Но разработка прикладного программного обеспечения невозможна без использования специальных знаний из автоматизируемой проблемной области. Поэтому в качестве разработчиков специального программного обеспечения выступают как специалисты, освоившие технологии разработки программного обеспечения, так и специалисты по информатике, изучившие конкретную проблемную область. Следовательно, второй отличительной чертой прикладной информатики можно считать уникальную необходимость интеграции знаний из области производства средств и области их применения.

В-третьих, применение специального программного обеспечения, представляющего, по сути, “консервированные знания”, в определенной мере снижает требования к квалификации пользователей, чего не происходит при использовании любых других средств, кроме программных.

Характерными чертами происходящей информатизации являются высокие темпы внутреннего развития информатики и стремительное расширение сферы ее применения, экспансия едва ли не во все области человеческой деятельности. Технологии благодаря информатизации измененяются с такой скоростью, что мы, похоже, не успеваем их осмысливать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.