Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегии поведения в конфликтной ситуации




Большое влияние на развитие и разрешение конфликта оказывают стратегии поведения, которых придерживаются оппоненты.

Привожу наглядный пример: 2 студента должны пройти по линии в разном направлении разными способами (иллюстрация стратегий поведения в конфликте).

Стратегия поведения в конфликте – совокупность методов и способов действия в конфликте, ориентированных на достижение определенных целей и реализацию интересов.

Особое место в оценке стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим соперником (дружба, любовь, партнерство и т.д.) не представляют никакой ценности, поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

Итак, давайте рассмотрим подробнее каждую из пяти стратегии поведения в конфликте.

Избегание (избежание):

данной стратегией человек пользуется тогда, когда не хочет отстаивать свои права, предпринимать попытки сотрудничества для выработки решения, не высказывает своей позиции и уклоняется от спора. Эта стратегия поведения в конфликте предполагает уход от ответственности за решение. Использование такого поведения возможно, если исход конфликта для человека не важен, или, если ситуация конфликта слишком сложна и ее разрешение требует массу сил у ее участников, либо у человека не достаточно власти для разрешения конфликта в собственную пользу.

Конкуренция (соперничество):

использование данной стратегии предполагает активную борьбу человека за свои интересы, применение всех возможных средств для достижения поставленной цели: использование власти, принуждения, других средств давления на оппонента. Ситуация конфликта является для человека крайне значимой, стоит вопрос поражения или победы, что подразумевает жесткую позицию по отношению к другим участникам конфликта.

Приспособление (уступчивость):

при использовании данной стратегии поведения в конфликте человек направлен на сохранение благоприятных отношений с другими участниками конфликта, сглаживая возникающие разногласия. Такое поведение используется в конфликте, если ситуация не особо значима, и важнее сохранение хороших взаимоотношений, чем отстаивание собственных интересов, особенно, если у человека недостаточно шансов на победу и мало власти.

Сотрудничество:

при использовании данной стратегии человек активно принимает участие в поиске решения, которое удовлетворило бы всех участников конфликта, при этом не забывая и про свои интересы. Предполагается заинтересованность всех участников в выработке решения. Это требует доверия и открытый обмен мнениями всех сторон для положительной работы. Если у участников имеется время, а решение конфликта является для всех значимым, то при использовании такой стратегии поведения в конфликте возможно всестороннее обсуждение вопроса, имеющихся разногласий и выработка общего решения с учетом интересов всех участников.

Компромисс:

действия всех участников конфликта направлены на поиски возможного решения за счет взаимных уступок, при этом особо никто не проигрывает и не выигрывает. Использование такой стратегии поведения в конфликте применимо в том случае, если оппоненты имеют одинаковую власть и взаимоисключающие интересы, у них нет времени на поиски лучшего решения, их устроит промежуточное решение на определенный период времени.

 

Важным понятием при рассмотрении той или иной стратегии поведения является понятие тактики. Именно через тактику реализуется любая стратегия, тактика - это средство её реализации.

Тактика включает в себя совокупность приёмов воздействия на оппонента. В разных стратегиях допустимо использование одной и той же тактики. Тактика может быть жёсткой, нейтральной, мягкой.

Существуют следующие тактики воздействия на оппонента: Анцупов А. Я., Шипилов А. И.

1. Тактика захвата и удержания объекта конфликта. Эта тактика применяется по отношению к материальным конфликтам в межличностных, межгрупповых и межгосударственных конфликтах. Она имеет несколько этапов, где используются различные политические, военные, экономические или другие средства.

 

2. Тактика физического насилия (ущерба). Эта тактика основана на применении различных средств и приёмов, направленных на уничтожение материальных ценностей, на физическом воздействии (вплоть до нанесения телесных повреждений и даже убийства), причинении боли, блокировании действий противника различными способами.

 

3. Тактика психологического насилия. Целями данной тактики являются причинение психологического вреда, провоцирование у оппонента негативных эмоций, чувств и состояний. Она направлена на причинение обиды, оскорбление чести и достоинства. Средствами данной тактики являются: оскорбление, грубость, негативная личностная оценка, дискриминирующие действия, клевета, дезинформация, обман, унижение, жёсткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях.

 

4. Тактика давления. Приёмами этой тактики являются предъявление требований, указания, приказы, угрозы вплоть до выдвижения ультиматумов, предъявление компромата, шантаж.

 

5. Тактика демонстративных действий. Целью данной тактики является привлечение к себе внимания окружающих. В качестве средств этого могут выступать публичные жалобы на жизнь, здоровье, невыход на работу, заведомо неудавшаяся попытка самоубийства, бессрочные голодовки, публичные акции протеста, перекрытие дорог и т. п., использование лозунгов, плакатов и т. п.

 

6. Санкционирование. Предполагается воздействие на оппонента через взыскание, увеличение рабочей нагрузки, наложение запретов, блокад, невыполнение распоряжений, открытый отказ от действий.

 

7. Тактика коалиций. Целью этой тактики является усиление своей позиции, статуса в конфликте. Осуществляется через создание различных союзов, групп поддержки. Их увеличение. Обращение к СМИ и различным органам власти.

 

8. Тактика фиксации своей позиции. Эта тактика имеет наибольшую частоту применения - в 75-80% конфликтов. Основой этой тактики является использование логики и фактов, а целью - поддержание своей позиции. Логическими средствами убеждения выступают убеждение, критика, просьбы, выдвижение предложений и т. п.

 

9. Тактика дружелюбия. Эта тактика основана на корректном обращении, подчёркивании общего, демонстрации готовности решать возникшую проблему, предъявлении необходимой информации, предложении помощи, оказании услуг, извинении, поощрении.

 

10. Тактика сделок. Эта тактика предполагает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

 

Вопрос: какая из рассмотренных стратегий наиболее предпочтительна, по вашему мнению, и почему?

Вывод: таким образом, мы с вами познакомились с пятью стилями поведения в конфликтной ситуации: конкуренцией, приспособлением, сотрудничеством и компромиссом и тремя видами тактик.

3)Принципы и условия предупреждения конфликтов.

Исследование конфликтов, их структуры и функций, построение описательных и объяснительных моделей этого явления имеют конечной целью поиск путей конструктивного регулирования социальных противоречий. Управление конфликтами предполагает решение двух стратегических задач. Первой является предупреждение конфликтов. Если конфликт предупредить не удалось, то необходимо решать вторую задачу: искать пути его конструктивного завершения.

Профилактика конфликтов – совокупность направлений, методов управления коллективом, которая уменьшает вероятность возникновения конфликтов. Профилактические работы необходимо проводить как до, так и после возникновения конфликта.

Сущность профилактики заключается в устранении объективных и субъективных причин возникновения конфликтов. На общесоциальном уровне профилактика конфликтов предполагает проведение социальной, экономической, культурной политики.

Основными способами профилактики конфликтов являются:

1) Устранение причин конфликта – необходимо регулярно проводить исследования по выявлению причин возможных конфликтов и их устранению.

2) Развитие и укрепление сотрудничества:

вовлечение возможного соперника в совместную деятельность; выражение сочувствия и понимания своему партнеру и желание ему помочь;

сохранение уважительного отношения к партнеру, несмотря на расхождение во взглядах и интересах;

отношение к партнеру на равных, запрещение дискриминации и демонстрации чувства превосходства;

поддержание хорошего психологического климата между партнерами, способствующего возникновению у них чувства симпатии друг к другу.

3) Выдвижение общих гармонирующих целей между руководителями и подчиненными – руководитель должен уметь ставить такие цели перед коллективом, которые не противоречат целям участников.

4) Соблюдение четкой субординации и интеграции между подразделениями и должностями – только наличие организационной структуры управления с четким распределением обязанностей между звеньями обеспечивается однозначность отношений между подразделениями, помогает избежать конфликтов, связанных с распределением обязанностей между должностями.

5) Нормативные способы – любой конфликт регулируется общественными нормами: правовыми, нравственными и т.д. Нормативные способы профилактики конфликтов заключаются в установлении формальных, зафиксированных на бумаге и общеобязательных правил, регулирующих полномочия участников общественных отношений.

6) Баланс прав и ответственности – каждый участник коллектива должен быть наделен служебными правами, обязанностями и ответственностью в соответствии со своей должностью.

7) Продуманная и сбалансированная политика мотивации трудовой деятельности – наиболее действенным средством профилактики конфликтов в организации является использование различных форм поощрения: продвижение по службе, наделение новыми правами, материальные стимулы.

Вопрос: Как вы думаете, почему эти меры профилактики позволяют предотвратить конфликты в коллективе?

 

Вывод: соблюдая семь этих несложных принципов профилактики конфликтов, можно избежать столкновений, как в педагогическом, так и в детском коллективах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.