Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инженерная психология как наука

М.А. ДМИТРИЕВА, АЛ. КРЫЛОВ, А.И. НАФТУЛЬЕВ Хрестоматия по инженерной психологии: Учебное пособие/Сост. Б.А. Душков и др. -М., 1991.

Экзаменационный билет №20

Экзаменационный билет №19

Экзаменационный билет №18

Экзаменационный билет №17

Экзаменационный билет №16

 

 

1. Основные этапы разработки приложений в среде СУБД.

2. Виды форм для работы с данными СУБД Access.

3. Характеристика серверных СУБД.

Билет обсужден и рекомендован на заседании кафедры «Информационные технологии»

(протокол №4 от 15.11.2013 г.)

 

Заведующий кафедрой _______________ Заурбеков Н.С.  

АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Инжиниринг и информационные технологии»

Кафедра «Информационные технологии»

Дисциплина «Базы данных в ИС»

Утвержден на заседании Совета факультета протокол №4 от 21.11.2013 г.

 

 

1. Создание файла базы данных в СУБД Access, конструкторы и мастера.

2. Характеристика элементов управления в формах.

3. Понятие архитектуры «клиент-сервер».

Билет обсужден и рекомендован на заседании кафедры «Информационные технологии»

(протокол №4 от 15.11.2013 г.)

 

Заведующий кафедрой _______________ Заурбеков Н.С.  

АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Инжиниринг и информационные технологии»

Кафедра «Информационные технологии»

Дисциплина «Базы данных в ИС»

Утвержден на заседании Совета факультета протокол №4 от 21.11.2013 г.

 

 

1. Режимы создания таблиц в СУБД Access.

2. Создание простой формы для ввода данных.

3. Запросы к базам данных (SQL, QBE, UDF, транзакции).

Билет обсужден и рекомендован на заседании кафедры «Информационные технологии»

(протокол №4 от 15.11.2013 г.)

 

Заведующий кафедрой _______________ Заурбеков Н.С.  

АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Инжиниринг и информационные технологии»

Кафедра «Информационные технологии»

Дисциплина «Базы данных в ИС»

Утвержден на заседании Совета факультета протокол №4 от 21.11.2013 г.

 

 

1. Понятие импорта и связывания таблиц при их создании.

2. Панель элементов в конструкторе форм.

3. Уровни представления данных (концептуальный, внешний, внутренний).

Билет обсужден и рекомендован на заседании кафедры «Информационные технологии»

(протокол №4 от 15.11.2013 г.)

 

Заведующий кафедрой _______________ Заурбеков Н.С.  

АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Инжиниринг и информационные технологии»

Кафедра «Информационные технологии»

Дисциплина «Базы данных в ИС»

Утвержден на заседании Совета факультета протокол №4 от 21.11.2013 г.

 

 

1. Основные понятия баз данных.

2. Установка свойств элементов управления в формах.

3. Создание формы на основе многотабличного запроса, составная форма «одни ко многим».

Билет обсужден и рекомендован на заседании кафедры «Информационные технологии»

(протокол №4 от 15.11.2013 г.)

 

Заведующий кафедрой _______________ Заурбеков Н.С.  

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Инженерная психология — наука, изучающая системы "человек — тех­ника"1 с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая

психологические основы:

—конструирования техники и организации управления технологиче­
ским процессом;

—подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально-
психологических профессионально важных качеств для работы с определен­
ной техникой;

—профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудо­
вой деятельности сложные технические устройства.

Инженерная психология как наука имеет двойственный характер. С одной стороны; это самостоятельная психологическая дисциплина, изучаю­щая человека во всей полноте проявлений психики в трудовом процессе. С другой стороны, в инженерной психологии имеет место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования техники. Это обусловлено особенностью самого двойственного по своей природе объекта исследования — систем "человек — техника".

Такая двойственность объекта исследования в инженерной психологии порождает ряд специфических методологических особенностей. Кроме того, следует иметь в виду, что любая система "человек - техника" - это своего рода микроэлемент макросистемы, в роли которой выступает система производительных сил. Поэтому в системах "человек — техника" проявляется ряд таких общих закономерностей развития производитель­ных сил, которые обусловлены наличием в них материального (прежде всего технического) и субъективного (человеческого) начал. Одна из таких закономерностей касается определяющих моментов производительности общественного труда. Производительность общественного труда на каждом уровне развития производительных сил определяется, во-первых, совер­шенством техники, а во-вторых, накопленным производственным опытом людей, их навыками к труду. Все это находит свое отражение в эффектив­ности систем "человек - техника". Эффективность каждой такой системы будет определяться производительностью и надежностью техники, подго­товленностью человека, согласованием рабочих характеристик человека и техники.



Решая вопросы согласования человека и техники как элементов единой системы, инженерная психология обосновывает и формулирует требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологическим процессом, подбору и подготовке специалистов, обслужи­вающих технику. К этим требованиям присоединяются требования других психологических дисциплин, а также физиологии, гигиены, анатомии, антропометрии, биомеханики.

Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисцип­линами, как кибернетика, системотехника и общая теория систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надеж­ности, техническая эстетика и художественное конструирование и др.

Инженерная психология составляет также ядро обширной области на­учного знания, получившей название эргономики1. Границы этой области очерчиваются в основном междисциплинарными связями инженерной пси­хологии. Эргономика обычно рассматривает системы "человек — техника — среда", усиливая таким образом, прежде всего физиолого-гигиенический аспект исследований и рекомендаций. Не отрицая правомерности такого понятия исследуемой системы, отметим лишь, что используемое в инженер­ной психологии понятие системы "человек — техника" основано на поло­жении, что всякая система функционирует в условиях внешней среды, спо­собных оказывать то или иное воздействие на систему. Учет факторов внешней среды всегда был обязательным при инженерно-психологических исследованиях и практических разработках систем "человек — машина".

Необходимо отметить, что инженерно-психологические исследования трудовой деятельности человека, деятельности, связанной с новой и новей­шей техникой, имеют высокую значимость в общем плане познания челове­ка. Трудовая деятельность характеризуется установлением бесконечного многообразия отношений с окружающими физической, биологической и социальной средами. Именно в трудовой деятельности аккумулируются и наиболее ярко проявляются все индивидуально-психологические характе­ристики человека как личности, как субъекта деятельности. Результаты исследований поведения человека в автоматизированных системах, кроме очевидного прикладного значения, имеют важное значение и для общей системы человекознания.

ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Весь комплекс теоретических и практических инженерно-психологи­ческих исследований имеет главной целью, как указывалось выше, обеспе­чение высокой эффективности систем "человек — техника". Эффектив­ность любой системы определяется ее производительностью и надежно­стью при таких прочих равных условиях, как, например, качество про-

1 Эргономика пока вряд ли может рассматриваться как самостоятельная наука, хотя в литературе имеют место такого рода утверждения. Кардинальным решением в формировании эргономики как науки может быть лишь разработка методологи­ческих основ и специфических методов исследования.


дукта (результата), долговечность, энергозатраты и т.п. Ясно, что эффективная работа систем "человек — техника" требует наличия вы­сокопроизводительной и надежной техники; далее, конструкция тех­ники и организация производственного процесса должны позволять чело­веку реализовать все технические возможности. И, наконец, человек дол­жен быть способным по своим качествам реализовать эти возможности, добиваться высокой производительности труда и обеспечивать выполнение производственных операций.

Достижение главной цели инженерной психологии осуществляется, во-первых, за счет улучшения технологических характеристик трудового процесса, а во-вторых, за счет характеристик трудового процесса и условий труда, стимулирующих трудовую активность человека и в конечном счете

его отношение к труду.

Улучшение технологических характеристик трудового процесса означа­ет следующее:

— минимизацию времени выполнения отдельных действий и операций

в трудовом процессе;

—исключение грубых ошибок типа промахов в трудовой деятельности;

—минимизацию вероятности ошибок, отрицательно сказывающихся
на ходе технологического процесса, качестве продукта (результата) или
отрицательно влияющих на состояние техники или человека;

—сохранение высокой (заданной) работоспособности человека в тече­
ние длительного (заданного) времени путем минимизации энергозатрат
(психического и физического напряжения) в трудовом процессе1.

Под улучшением характеристик трудового процесса, стимулирующих трудовую активность человека, подразумевается прежде всего следующее:

— надежность работы технических устройств;

—рациональная конструкция техники;

—соответствие сложности техники уровню подготовленности чело­
века;

—совершенный эстетический вид технических устройств и производст­
венных помещений;

—отсутствие вредных и мешающих работе внешних факторов.

Конечно, трудовая активность человека стимулируется не только улуч­шением характеристик трудового процесса. Существенную роль играют здесь социальные условия, определяющие все отношение человека к труду. Однако нельзя недооценивать роль характеристик трудового процесса в формировании личности человека, в создании высокого уровня мотивации к данному виду трудовой деятельности.

1 Трудовая деятельность всегда была и будет связана с определенным физиче­ским, а в условиях автоматизированного производства прежде всего психическим напряжением. Исходя из общего требования обеспечения в нашей стране условий безопасного и безвредного труда, сказанное выше следует понимать как исключение нагрузок, резко ухудшающих функциональное состояние или отрицательно влияющих

на здоровье человека.


ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Теоретические задачи инженерной психологии связаны с изучением человека как субъекта деятельности, с исследованием информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в процессе трудовой дея­тельности и в подготовительный период, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка, а также с раскрытием основных закономерностей взаимодействия человека с людьми и техникой в системах "человек — тех­ника"1. В инженерно-психологических исследованиях, как правило, уделя­ется большое внимание выяснению того, какие психические и физиологи­ческие процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из глав­ных аспектов инженерной психологии.

Практические задачи инженерной психологии касаются согласования человека и техники как элементов единой системы. Под согласованием понимается, во-первых, максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и технологического процесса); во-вторых, максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профес­сиональной пригодности и профессиональной подготовленности); в-треть­их, рациональное распределение функций между человеком и автома­тическими устройствами в системах "человек — техника".

Приспособление техники к человеку должно осуществляться с по­мощью ряда последовательных целенаправленных инженерно-психологи­ческих разработок на всех этапах проектирования. В целом они составляют суть инженерно-психологического обеспечения проектирования АСУ. Инженерно-психологическое обеспечение проектирования систем есть в то же время и проектирование деятельности человека. В период эксплуатации техники ее приспособление к человеку очень ограничено и оказывается возможным лишь при модернизации2.

Приспособление техники к человеку затрагивает структурную и функ­циональную стороны их взаимодействия.

Структурное приспособление связано с организацией сенсомоторного

В связи со сказанным необходимо особо подчеркнуть, что наряду с исследовани­ем формальной (прежде всего количественной) стороны психического в инженерной психологии должно уделяться большое внимание содержательной стороне. Это необ­ходимо, во-первых, потому, что перед инженерной психологией стоит задача изучения человека как субъекта деятельности, а во-вторых, потому, что необходима разработка оценок семантических характеристик информации.

В период эксплуатации приспособление техники к человеку может осуществ­ляться также за счет тех регулировок, которые предусмотрены в процессе проекти­рования. Это, например, изменение высоты сидения кресла применительно к росту человека, изменение громкости или яркости сигнала в зависимости от конкретных условий работы и т.п. 42


поля в рабочих зонах, с учетом рабочего положения сидя или стоя. Основа­ниями для структурного приспособления являются следующие данные:

—размеры и форма тела человека и отдельных его частей;

—пределы и характер движений в суставной системе;

—силовые характеристики мышечной системы;

—поле зрения;

—чувствительность анализаторов.

В соответствии с указанными данными определяются следующие пара­метры техники:

—размеры и форма пульта управления и кресла;

—размеры и форма панелей органов управления;

—размеры и форма органов управления (манипуляторов, педалей);

—объем, направление и характер движений органов управления;

—сопротивление органов управления;

—размеры и форма приборных панелей;

—размеры элементов индикационных частей приборов;

—сила сигнала (визуального или слухового).

Функциональное приспособление техники к человеку связано с осо­бенностями деятельности информационной системы человека. Исходными данными для решения вопросов функционального приспособления яв­ляются:

—объем и время восприятия;

—объем оперативной памяти и длительность хранения информации;

—структурно-временные характеристики мышления;

—особенности внимания;

—особенности представлений;

—пределы регуляции произвольных движений;

—особенности координации движений;

—особенности взаимодействия анализаторов.

В соответствии с этим при разработке техники определяются следую­щие параметры:

—количество сигналов и частота их поступления;

—длительность существования сигнала;

—признаки привлекающего эффекта сигналов;

—мнемические признаки сигналов;

—признаки отражения в сигнале существенных характеристик объек­
та - источника информации;

—соотношение изменений индикационных элементов и движений
органов управления;

— соответствие характеристик сигналов представлениям человека о
реальной ситуации, об объекте;

—размещение индикаторов и органов управления в соответствии с их
значимостью и очередностью использования;

—полнота информационного представления объекта.

Важным вопросом согласования характеристик человека и техники, Как указывалось выше, является приспособление человека к технике. Оно


включает в себя профессиональную ориентацию, профотбор и профессио­нальную подготовку.

Исходя из потребностей в определенной профессиональной деятельно­сти, требований, предъявляемых той или иной профессией к человеку, и качеств, которыми должен обладать человек для успешного выполнения данной деятельности, проводится профессиональная ориентация. Целью ее является обеспечение оптимального распределения людей по различным профессиям, которое достигается, во-первых, профпропагандой и проф-просвещением, направленными на формирование знаний о профессии, необходимых для обоснованного ее выбора, устойчивой мотивации и мето­дов самоподготовки и развития профессионально важных качеств; во-вто­рых, нрофконсультацией, предполагающей предварительное психологиче­ское (и обычно медицинское) обследование с последующей рекомендацией по поводу выбора профессии.

Профессиональный отбор (профотбор) имеет целью определение при­годности людей к обучению и последующей профессиональной деятельно­сти. Профотбор проводится на основании оценки различных психологиче­ских и других (медицинских, социальных) показателей, полученных в результате обследования, изучения документов, собеседования, наблюдения за поведением, конкурсных экзаменов и т.п. Из психологических показа­телей наиболее часто оцениваются показатели внимания, мышления, памя­ти, произвольных реакций, интеллектуальных способностей, тревожности, эмоциональной устойчивости, целеустремленности, дисциплинированности, честности, общительности, идейной убежденности, принципиальности и т.п.

В результате профотбора для обучения профессиональной деятельности (с учетом прогнозов успешной работы после обучения) должны быть реко­мендованы прежде всего люди, имеющие высокий уровень индивидуально-психологических качеств, необходимых в данной профессиональной деятельности. Далее, должны быть отведены все лица, имеющие явные про­тивопоказания к данной деятельности или столь низкий уровень исходной подготовки, который не позволяет надеяться на успешность обучения в заданные сроки. В процессе обучения результаты профотбора уточняются (методом исключения лиц, заключение о профпригодности которых оказа­лось ошибочным).

Профессиональная подготовка является одним из существенных мо­ментов приспособления человека к технике. Это прежде всего профессио­нальное обучение, направленное на приобретение знаний, умений и навы­ков. Обучение сначала осуществляется преимущественно в рамках трени­ровки, причем начальный этап тренировок может быть связан лишь с разви­тием профессионально важных качеств (внимания, быстроты действий и т.п.).

Согласование человека и техники как элементов единой системы связано с необходимостью решения вопросов распределения функций между человеком и машиной (автоматом). При решении этих вопросов устанавливается, какие функции целесообразнее оставить человеку, а какие должны выполняться автоматическими устройствами. Следовательно, и


трудовая деятельность человека по своей форме и содержанию, и политика автоматизации в отношении различных видов технических систем будут существенно зависеть от распределения функций. Распределение функций между человеком и автоматом осуществляется обычно по принципу пре­имущественных возможностей.

Основными преимуществами техники можно считать следующие:

- стабильность выполнения однообразных действий;

- быстрота выполнения вычислительных операций, просчета много­
численных вариантов с целью нахождения наилучшего по заданным кри­
териям;

- большой объем памяти и быстрота извлечения необходимых данных;

- быстрота и точность классификации относительно простых сигналов
при малых уровнях помех;

- использование для передачи информации форм энергии, к которым
рецепторы человека не имеют специфической чувствительности (например,
электромагнитных колебаний в диапазоне радиоволн);

- выполнение операций строго по заданным программам и алгоритмам;

- нечувствительность к влиянию социальной среды;

- относительная простота создания защитных (от внешней среды)
устройств.

Основными преимуществами человека можно считать:

- способность к обнаружению и опознанию сигналов в условиях высо­
ких уровней шумов, при наличии специальных мер маскировки и т.п.;

- возможность принимать решения на основе обобщения данных и
знаний, относящихся к различным областям науки, техники, производства;

- способность вырабатывать индивидуальный стиль деятельности как
эффективную адаптационную меру;

- способность находить новые решения, новые способы выполнения
рабочих (технологических) операций;

- способность принимать информацию по различным сенсорным кана­
лам, легко переходить от одной модальности сигналов к другой;

- способность накапливать информацию и использовать накопленный
опыт для совершенствования способов работы;

- возможность использовать для взаимодействия с техническими уст­
ройствами различные индикаторы и органы управления;

- возможность усиливать интерес к работе за счет наличия в трудовом
процессе творческого, поискового компонента;

- способность сохранять готовность к действию в неожиданных ситу­
ациях;

- способность находить новые пути в неожиданных (экстренных) си­
туациях.

Конечно, человек может поддерживать относительно высокий и стабиль­ный уровень работоспособности лишь в пределах какого-то ограниченного иремени. В процессе работы человек может отвлекаться, он утомляется и, следовательно, скорость и точность его действий могут значительно сни­жаться. В отношении длительной стабильности однообразной работы маши-


на бесспорно превосходит человека, она способна при этом выполнять десятки тысяч счетных операций. Однако человек имеет неоспоримые пре­имущества при работе в сложных условиях, он обладает также колоссаль­ными возможностями компенсации, может в течение короткого времени не только полностью восстанавливать работосопособность, но и выполнять работу на более высоком уровне.

Очевидно, что в любой системе управления функции между человеком и автоматическими устройствами должны распределяться таким образом, чтобы обеспечить возможность проявления всех тех качеств, которые акку­мулированы в современном человеке как результат трудовой деятельности предшествующих поколений. В этом отношении автоматические устрой­ства, от простейших до самых сложных, призваны в первую очередь обеспе­чить высокопроизводительную и надежную работу систем, при этом осво­бодить человека от тех функций, к которым он наименее приспособлен, и максимально представить в рабочем процессе функции, наиболее отвечаю­щие качествам человека как личности, как субъекта деятельности.

Дмитриева М.А., Крылов А.А., Наф-тульев А.И. Психология труда и инже­нерная психология. Л., 1979. С. 129—

137.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экзаменационный билет №15 | Микрофон
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.