КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Три аспекта компетентности в разработке политики
Особенности государственной кадровой политики и организации государственной службы в зарубежном опыте Концептуальные основы организации государственной службы в зарубежных странах
Государственная служба в зарубежных странах изначально была построена по типу рационально-бюрократического управления. Основоположником концепции рациональной бюрократии выступает М. Вебер. Он подчеркивал, что рациональная власть характерна для высокого этапа общественного развития, когда возникают и упрочиваются нормы, регулирующие в государстве отношения господства и подчинения. Основным законом в таком государстве является конституция. Законы в ней принимаются политиками, а исполняются с участием бюрократии. Он выделял и высоко ценил качества бюрократа идеального типа как профессионального, беспристрастного исполнителя-управленца, как представителя наиболее рационального способа управления. М. Вебер разработал так называемый идеальный тип административной организации, обозначенный им термином «рациональная бюрократия». Основные ее характеристики таковы. 1. Вся деятельность по организации управления расчленяется на элементарные простейшие операции. Каждое звено этой организации имеет строго и формально отработанные обязанности. : 2. Организация строится на принципе иерархичности власти, т.е. каждый нижестоящий служащий или каждое нижестоящее подразделение подчиняется вышестоящему. 3. Деятельность организации регулируется последовательной системой правил. Система стандартов и общих правил обеспечивает однообразие в осуществлении управленческой деятельности, независимо от числа лиц, занятых ее выполнением.
4 Идеальный руководитель управляет своим аппаратом в 5. Служба в бюрократической организации основывается на М. Вебер описывает рациональную бюрократию как «Совокупность штаба управления состоящую из отдельных чиновников, которые: 1) лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; 2) имеют устойчивую служебную иерархию; 3) имеют твердо определенную служебную компетенцию; 4) работают в силу контракта, следовательно, принципиально на основе свободного выбора; 5) в соответствии со специальной квалификацией; 6) вознаграждаются постоянными денежными окладами; 7) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; 8) предвидят свою карьеру: «повышение» или в соответствии со старшинством по службе, или в соответствии со способностями, независимо от суждения начальника; 9) работают в полном «отрыве от средств управления» и без присвоения служебных мест; 10) подлежат строгой единой служебной дисциплине и контролю». М. Вебер разработал общую теорию рациональной бюрократии, а прикладную теорию рациональной бюрократии применительно к предприятию, фирме разработали Анри Файоль и Федерик Тейлор. Сложившийся к настоящему времени на западе образ государственной службы и соответствующий ему тип государственного служащего вписывается в модель «научного управления». Обобщенно основные черты этой модели выглядят следующим образом: 1. Неукоснительное соблюдение принципа отбора и продвижения кадров на основе объективной оценки их профессиональной пригодности.
2. Обеспечение государственным служащим оплаты труда и набора социальных льгот, в достаточной мере стимулирующих эффективность деятельности и гарантирующих высокую престижность положения государственного чиновника. 3. Систему надзора и контроля за действиями чиновничества аппарата, способность пресекать возможные нарушения и злоупотребления. Таким образом, более чем за 100 лет в теории государственного и административного управления разработаны не только общие принципы рациональной бюрократии, но и построено несколько базовых моделей, которые широко используются при организационном построении государственного управления и в разработке стандартов и норм его правового обеспечения. 2.Построение государственной службы в развитых странах.
Современный этап государственного строительства в Российской Федерации тесно связан с творческим освоением зарубежного опыта государственного управления в организации государственной службы. В современной государственной службе доминируют две традиции - континентальная, представленная публичной службой европейских государств Франции и Германии, а также англо-саксонская, действующая в гражданской службе Англии и государственной службе США. Государственная служба в зарубежных странах представляет одну из самых больших подсистем общества, которая включает в себя миллионы служащих. Они составляют в зависимости от условий и самого понимания государственной службы в разных странах от 5 до 20 и более процентов занятого населения. Так, в США количество федеральных служащих более 3 млн. человек. Вместе со служащими штатов они составляют 16% занятого населения. Подавляющая их часть, свыше 90%, занята в исполнительных органах власти. Некоторые страны с менее разветвленной структурой регионального и местного управления, чем в США, используют меньшее количество государственных служащих. Например, правительственные служащие в Великобритании составляют 6% всех занятых, во Франции — 15%. За рубежом не существует единого стандарта определения принадлежности работника к государственным служащим.
Главным методом построения государственной службы в развитых странах является должностная квалификация с четкими стандартами в отношении объема обязанностей должностных лиц каждого класса и квалификационных требований, к ним предъявляемых. Так, во Франции публичная служба объединяет государственную и местную публичные службы, для которых установлен единый табель классификации персонала, должностей и рангов. К государственным служащим относятся лица, нанятые на работу на постоянной основе государством, местными органами власти, а также некоторыми государственными учреждениями. Правовая доктрина и административная практика различают два понятия в государственном управлении: чиновник и служащий. Чиновник - это лицо, назначенное на постоянную должность, включенное в штат и получивший ранг в административной иерархии. Сюда относятся работники центральной государственной администрации и администрации регионов, департаментов, коммун и их учреждений. Они делятся на категории, ранги (классы) и ступени. Направляющую роль в карьерном процессе играют категории, которых четыре: А, В, С и Д. Служащим называют работника, основной деятельностью которого является участие в несении административной службы в пользу государственного органа. Отсюда, все чиновники являются публичными служащими, но не все служащие являются чиновниками. Чиновник связан с публичной (государственной) службой на всю профессиональную жизнь, тогда как служащие такого качества не имеют. К ним относятся: почасовики (не более 120 часов в месяц), контрактники (сроком до трех лет), помощники (для выполнения временной работы) и чиновники-стажеры (сроком от шести месяцев до двух лет). В ФРГ на сегодняшний день нет понятия «государственная служба». После Первой мировой войны появился термин «публичная служба», который прочно вошел в теорию и практику социальной жизни. В функциональном плане публичная служба означает деятельность в целях выполнения общегосударственных задач управления. В институциональном плане под ней подразумевается определенный круг лиц, для которых выполнение публичных дел составляет профессиональную деятельность.
Согласно закона 1985 г., федеральным служащим является лицо, находящееся в «публично-правовых отношениях службы и верности» с Федерацией либо непосредственно подчиненной ей «корпорацией, учреждением или организацией публичного права». Различные задачи в государственных органах и учреждениях выполняются не только профессиональными публичными служащими (чиновниками), но также служащими и рабочими. Следовательно, деятельность в сфере государственной (публичной) службы может быть основана как на государственно-правовом акте (для чиновников), так и на служебном договоре на основе частного права (для служащих и рабочих). Поэтому понятие «публичный служащий» или «чиновник» и «служащий» в ФРГ не совпадают. В ФРГ в состав чиновников входят учителя. Закон устанавливает четыре уровня должностей публичной службы: 1) нижний (простая служба); 2) средний (средняя служба); 3) повышенный (ответственная служба); 4) высший (высшая служба). Публичным служащим (чиновникам) в пределах каждого уровня присваиваются ранги. Всего их 16: - А1 - А5 - низшие ранги (вспомогательно-технический персонал); -А6 - А9 - средние ранги (правительственные секретари, обер-секретари, гаупт-секретари); А10 - А13 - высшие ранги I ступени (правительственные инспектора, регирунгс-амтсманы); А14- А16 - высшие ранги II ступени (высшие правительственные советники). Особую группу составляют политические и почетные чиновники. К первой группе относятся те, кто приходит и уходит со своих постов вместе с правительством или отдельным министром. Ко второй - которые назначаются на почетные должности без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспечение. Для современной Германии характерно тесное взаимопроникновение и переплетение политической и административной сфер. Это нашло свое отражение и в законе о публичной службе, согласно которому чиновники имеют право участвовать в деятельности политических партий и добиваться парламентской карьеры. В настоящее время численность чиновников в Парламенте достигает более 40% всего состава. В Великобритании термин «гражданская служба» сложился исторически. В британской правовой доктрине и практике принято считать министров политическими «слугами» короны; лиц, состоящих на воинской службе - ее военными «слугами»; служащих министерств - гражданскими «слугами». По указанной причине в качестве гражданских служащих не могут рассматриваться министры, служащие вооруженных сил, полиции. Кроме того, к ним не могут быть отнесены судьи, служащие публичных корпораций, местных органов власти, органов здравоохранения и образования. Гражданская служба охватывает так называемую внутреннюю гражданскую службу и дипломатическую (внешнюю) службу. К первой относятся служащие большинства министерств, а также исполнительных агентств, или «кванго», т. е. специализированных органов государственного управления, наделенных значительной самостоятельностью в организационных и финансовых вопросах. Внешняя служба комплектуется в основном из лиц, находящихся на дипломатической работе в Министерстве иностранных дел и по делам Содружества (в том числе из них формируются зарубежные дипломатические миссии). В законодательстве наряду с понятием «гражданский служащий» используется также понятие «государственный служащий», означающее любое лицо, занятое в публичном секторе. Их обычно называют «должностными лицами», поскольку они заняты в каком-либо органе государственного или негосударственного управления. Другими словами, к государственным служащим относятся все служащие, включая как собственно гражданских служащих, так и всех остальных служащих: вооруженных сил, полиции, публичных корпораций (органов государственного управления, осуществляющих руководство предприятиями национализированных отраслей), местных органов власти, системы здравоохранения, школьного образования. Следовательно, гражданский служащий - это лицо, занимающее должность на гражданской службе и получающий вознаграждение из средств, выделяемых с разрешения Парламента. Институт современной гражданской службы Великобритании делится на старших, средних и младших администраторов. В группу старших включается семь ступеней: 1-я ступень - постоянный секретарь, 2-я ступень - заместитель постоянного секретаря, 3-я ступень помощник секретаря, 4-я ступень - исполнительный директор, 5-я ступень - ассистент секретаря, 6-я ступень? старший принципал, 7-я ступень - принципал. Группа средних администраторов также распределяется по ступеням. В их числе главный исполнитель, старший исполнитель, стажер-администратор, исполнитель, помощник администратора. Сюда же примыкает и группа научных работников и технических специалистов. В группу младших администраторов входит вспомогательный научно-технический персонал, включающий делопроизводителей, чертежников, канцелярских работников, выполняющих главным образом исполнительскую работу. Государственная служба США делится на федеральную, 50 отдельных штатов и одного федерального округа, а также аппаратов органов местного самоуправления. Основу организации федеральной государственной службы составляют три части (сегмента) служащих: «конкурсные», «патронажные» и «исключительные ». В США, помимо работников органов государственной власти и управления, к государственным служащим относятся почтовики, работники коммунального обслуживания и некоторые другие. В США выделяется четыре категории государственных служащих: - политические исполнители - это высокопоставленные служащие, судьба которых тесно связана с политической элитой страны На федеральном уровне это министры и их заместители. На местном уровне это городские или окружные управляющие, назначаемые на должность выборными должностными лицами - мэрами - или органами - городскими советами; - ответственные чиновники - это карьерные государственные служащие, как правило, руководители больших подразделений госучреждений (управлений, департаментов, отделов) или руководители правительственных или ведомственных программ; - специалисты-служащие, обладающие высокой квалификацией, подкрепленной дипломом; часто эти люди имеют степень бакалавра по госуправлению или бизнесу; - госслужащие низового звена, представляющие кадровую основу государственных учреждений. Именно они имеют непосредственный контакт с клиентами и в силу своего положения являются для них олицетворением государственной власти. Законодательством выделяются следующие группы служащих: 1) карьерные, продвигающиеся по службе в соответствии с «системой заслуг»; 2) нанимаемые на определенный срок (до трех лет); 3) нанимаемые на срок действия чрезвычайных обстоятельств (но не более чем на 18 месяцев); 4) служащие на резервируемых должностях (что определяется Управлением по делам государственной службы); 5) некарьерные служащие (занимающие, главным образом, «патронажные» должности). Профессиональные государственные служащие занимают должности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категориям. Первые четыре категории относятся к нижнему персоналу административных учреждений, т. е. непосредственным техническим исполнителям (до 21% от общего числа служащих). Категории 5 - 8 охватывают квалифицированных работников, требующих специальных знаний. Это также исполнительский технический персонал, но высшей квалификации, имеющий дипломы высших учебных заведений (до 31%). Служащие 9 - 15-й категорий относятся к среднему руководящему персоналу (до 46%). Высшим руководящим составом аппарата государственных учреждений являются служащие 16 - 18-й категорий (до 2%). Как правило, они возглавляют бюро и отделы. Таким образом, в качестве общего подхода можно обозначить деление на категории, группы, ранги (классы) и ступени должностей. Чем выше категория, тем выше статус. Самые низшие категории (ступени) относятся к непосредственным техническим исполнителям, которые, как правило, не являются госслужащими. В целом в большинстве стран сохраняется тенденция к сокращениюуправленческого аппарата и переводу отдельных разрядов служащих (почтовиков, железнодорожников, работников морского, речного, воздушного транспорта, некоторых других категорий) в частный сектор.
В развитых странах функционирование государственного аппарата регламентируется законами о государственной службе. Строго формализованные процедуры отбора, продвижения и наказания чиновников, предписываемые этими законами, направлены на обеспечение беспристрастности в оценке деятельности служащих, защищают от произвольного увольнения и других ущемлений их прав. Все это работает на создания здорового морального климата в госаппарате, поощряет повышение квалификации и служебное рвение чиновников. Законы исходят из принципа политической нейтральности профессиональных государственных служащих. В то же время в развитых странах обычно допускается заполнение части административных постов (прежде всего на высших этажах служебной иерархии) без обычных конкурсных процедур путем прямого назначения главой исполнительной власти. «Политические чиновники» призваны служить проводниками влияния победившей на выборах партии в среде профессионального чиновничьего аппарата. Круг должностей, которые могут заполняться ставленниками победившей партии, обычно строго ограничивается. Например, в США к нему относится около четверти должностей высшем эшелоне государственного аппарата. В других развитых государствах эта доля значительно ниже. Четкое разграничение функций «политических» и профессиональных чиновников направлено на то, чтобы максимально оградить последних от негативного влияния партийной политики, обеспечить стабильность их карьеры. В проводимой за рубежом кадровой политике большое внимание уделяется разработке должностных стандартов,методам отбора кадров как при приеме на государственную службу, так и при выдвижении на государственные должности. В ряде стран узаконены принципы отбора лиц на государственную службу, наприер: - набор компетентных лиц из соответствующих кадровых источников с учетом представительства всех слоев населения; - набор и продвижение на основе оценки соответствующих способностей, знаний и квалификации по результатам беспристрастного и открытого конкурса, гарантирующего всем равные возможности; - предоставление льгот при поступлении на службу для ивалидов, женщин, и др. Учитываются и некоторые другие особенности лиц, поступающих на государственную службу (гражданство, возраст, степень профессионализма и т. п.). Во многих странах процедура найма на работу включает такие элементы, как допуск к конкурсу на замещение должности по определенным критериям, конкурсное отборочное собеседование, психологический тест, рассмотрение документов, подтверждающих квалификацию, компетентность и опыт кандидата, непосредственное назначение на должность. Почти во всех странах для лиц, вновь принятых на государственную службу, существуют испытательные сроки продолжительностью от нескольких месяцев до двух лет. Конкурсы подразделяются на конкурсы документов и конкурсы на основе результатов испытаний. Конкурсы проводят независимые жюри, в этом проявляется их демократический характер. Жюри проводит письменные и устные экзамены по утвержденной программе, ставит оценки и закрывает список на поступление. Таким образом, составляется список кандидатов на должности, назначение на которые осуществляется в порядке очередности. Отбор «по выбору» представляет собой процедуру выбора из числа кандидатов на определенные категории должностей. При выборе могут учитываться образование, специальность, стаж работы, служебные характеристики, демографические данные, итоги собеседования с кандидатом и др. Отбор на основе экзамена на профессиональную пригодность осуществляется руководством государственных учреждений на основе результатов экзамена по параметрам выполняемых должностных функций. Применяется только к штатным работникам, прослужившим определенный минимум лет (2-3 года). Сущность смешанных методов отбора на государственные должности заключается в оценке кадров на основе сочетания политических, профессиональных и интеллектуальных качеств. В ходе конкурса важное значение имеют результаты ежегодных аттестаций служащих их вышестоящим начальником. Периодические аттестации, экзамены и конкурсы представляют собой неотъемлемый элемент карьеры западного чиновника. Принципиально важно то, что в большинстве развитых стран отбор кандидатов на административные должности и продвижение по службе контролируются специальными органами, независимыми от узкополитических и ведомственных интересов. Например, в США для федеральной гражданской службы — это главное управление кадров. Оно осуществляет общее руководство кадрами всего федерального аппарата, следит за соблюдением «принципа заслуг» при продвижении по службе, определяет порядок выхода на пенсию и социального страхования чиновников, разрабатывает классификационные стандарты, инструкции по работе с кадрами и рекомендации по улучшению организации их труда и т. д. Управление устраивает конкурсные экзамены для заполнения значительной части низших и средних профессиональных должностей и контролирует самостоятельную деятельность учреждений по набору на другие должности. Практически любое продвижение профессиональных кадров в федеральном аппарате должно быть так или иначе согласовано с этим органом. Управление действует под общим руководством президента США и подотчетно конгрессу. Оно возглавляется коллегией из лиц с безупречной репутацией, назначаемых совместно президентом и сенатом. В соответствии с законом о реформе гражданской службы 1978 году в США были созданы бюро управления персоналом и совет по защите заслуг. На первый возлагалась задача обеспечения централизации и координации кадровой работы в аппарате государственной службы, назначение и продвижение служащих, оценка их труда, повышение квалификации, поощрение и наказание, выработка рекомендаций по совершенствованию кадровой политики. Совет по защите системы заслуг обеспечивал соблюдение закона гражданской службы в области найма, увольнения и прохождения службы. Последний действовал в соответствии с девятью основными принципами системы заслуг, в частности: — рекрутирование служащих из всех слоев общества с подбором и продвижением на основе способностей, знаний и умений при справедливой и открытой состязательности; —справедливое и беспристрастное отношение в процессе управления персоналом, независимо от политических взглядов —равная оплата за работу равной ценности с учетом как —высокие стандарты честного поведения и заботы об общественном интересе; —действенное и эффективное использование федеральной —сохранение хорошо работающих служащих. В последние годы в зарубежных странах складывается динамичная система ротации кадров. Она позволяет осуществлять перестановку кадров внутри госслужбы и за ее пределами. Из разных видов мобильности: вертикальной, горизонтальной, функциональной — предпочтение отдается последней (должностной). О том, как осуществляется принцип мобильности в кадровой политике, дает представление японский опыт. Карьера "новобранца" в министерстве Японии начинается с его стажировки в управлении данного ведомства. Первые четыре года стажер "вращается по кругу", побывав за это время во всех главных и ведущих управлениях министерства. Он изучает на практике функции управлений, устанавливает знакомство с чиновниками и служащими, что дает возможность новичку составить общее представление о работе министерства, установить полезные деловые контакты с сослуживцами. На пятом году, когда стажеру уже 27—28 лет, он отправляется на 2 года на периферию, в одно из управлений министерства в префектуре. Затем его возвращают в центральный аппарат и присваивают чин вице - директора. Теперь он практикуется в поддержании связей "своего" министерства с другими ведомствами, в разработке проектов решений и т. п. Как уже сформировавшегося чиновника через 2—3 года его вновь направляют на периферию. После двух лет "второго хождения", - когда чиновнику уже 33-34 года, он возвращается в центральный аппарат, на этот раз в одном из двух чинов: старшего вице - директора или советника. В течение года успешной работы в министерстве ему присваивается чин директора, затем генерального директора. В этом чине он становится руководителем управления. Вершина карьеры - постоянный заместитель министра. Кроме функциональной (должностной) во многих странах широко используются другие виды мобильности. Во Франции существуют еще два вида движения кадров: географический и между секторами госслужбы. Первый вид позволяет гармонизировать приток кадров в северные и южные районы страны, а второй - обеспечивает перемещение служащих в другие структурные подразделения для приобретения нового служебного опыта, более интересной и содержательной работы. В ряде стран (Дания, Канада и др.) разработаны правительственные программы перемещения кадров. По мнению специалистов, "политика мобильности" исключает застой в движении кадров и дает возможность в максимальной степени использовать их опыт, навыки, творческие возможности в интересах службы. Под влиянием кадровой политики и сложившейся в государственной службе иерархической системы состав госслужащих дифференцируется, а следовательно, и специализируется на выполнении различного рода управленческих и других служебных функций. Во всех странах руководство государственными служащими осуществляется на основе официально разработанной кадровой политики, которая в зависимости от особенностей государства носит более или менее централизованный или децентрализованный характер. Придать определенную направленность кадровой политике на межгосударственном уровне стремятся органы европейского сотрудничества. Так, Постоянная комиссия ЕС, занимающаяся региональными и местными административными органами, приняла Декларацию основных принципов кадровой политики, которая является ориентиром в работе со всеми категориями государственных служащих.. В Декларации изложены права и обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, ответственность региональных и местных органов управления за ее организацию. В соответствии с Декларацией служащие могут пользоваться всеми закрепленными в Европейской социальной хартии правами, включая право на объединение, свободное участие в профсоюзной деятельности, право на забастовку и т.д. Но и обязанности свои они должны выполнять добросовестно, со всей ответственностью подходя к выполнению профессионального и служебного долга. 4. Система профессиональной подготовки кадров для государственной службы . Вся система кадровой работы за рубежом направлена на повышение качества подготовки государственных служащих. Во многих странах создана стройная система подготовки кадров для государственной службы. Примером в этом отношении может служить Франция. Здесь система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров включает в себя ряд звеньев. 1. Университетская подготовка. В университетах, юридических и политических институтах готовятся потенциальные служащие категории «А». Они получают фундаментальную теоретическую подготовку и затем используются на руководящей работе в органах государственного управления, пройдя предварительно ряд ступенек служебной лестницы. 2. Подготовка и переподготовка кадров специализированными институтами. К специализированным институтам относятся: - институт государственного управления, более известный как Национальная школа администраторов, или Национальная школа управления; - Политехническая школа (институт) и инженерно-технические институты, находящиеся в ведении этой школы; - региональные институты государственного управления (их пять); ведомственные административные институты. 3 Подготовка без отрыва от производства представляет собой традиционный вид ученичества (наставничества), который каждый служащий не только за рубежом, но и у нас проходит в контакте с руководством и коллегами по работе. Формами такой подготовки выступают обмен опытом, изучение передовых приемов труда, совершенствование познаний и приобретение навыков непосредственно в ходе исполнения служебных обязанностей. 4. Подготовка путем стажировки происходит в ходе практики на конкретной должности по определенной программе под руководством опытных специалистов. Целью такой формы обучения является подготовка стажера к выполнению своих будущих функций. Стажировка — неотъемлемый элемент вузовского образования. Но стажировку могут периодически проходить и государственные служащие, желающие приобрести новые знания и опыт работы. 5. Непрерывная подготовка. Она складывается из упорной самостоятельной работы на службе и вне ее. Кроме того, этот метод подготовки может осуществляться в форме учебного отпуска. Такой отпуск оплачивается администрацией и может быть предоставлен по требованию работника государственного аппарата на срок, не превышающий в целом трех лет за весь период его пребывания на службе. Представляет интерес содержательная сторона обучения в зарубежных вузах: чему и как обучают слушателей. Наглядное представление об этом дает подготовка слушателей в академиях управления ряда земель ФРГ, в частности Баден-Вюртемберга, Гамбурга и других центрах. В академию принимаются в возрасте до 35 лет по направлению министерств или ведомств, а также на основе личного заявления. Обязательным условием поступления в академию является прохождение ряда тестов. Конкурс в академию составляет примерно два человека на место. Обучение носит преимущественно практическую направленность. Практическая направленность обучения предопределяет и состав преподавателей. Основную массу преподавателей составляют практические работники: министры, директора предприятий, руководители банков, менеджеры крупных концернов, мэры и др. Многие страны стремятся комбинировать подготовку кадров для государственной службы в специализированных учебных заведениях и вузах общего профиля. Так, в США разработано свыше 190 программ по изучению государственного управления, из которых 14% приходится на специализированные вузы, 34% — на факультеты управления университетов, 31% — на политологические факультеты, остальные — на другие учебные заведения. Особое внимание в развитых странах уделяется формированию высшего слоя профессиональных служащих. В Японии, Германии, Франции, Англии и ряде других стран этот слой формируется в основном не за счет «естественного» отбора из всей массы чиновников, а путем целенаправленного выращивания молодых кадров, специально предназначенных для вхождения в элиту. Путь «наверх» начинается со сложных экзаменов, к которым допускаются лица определенного возраста (чаще всего до 30 лет), имеющие высшее образование. Основную массу отобранных таким способом кандидатов традиционно составляют выпускники нескольких ведущих учебных заведений страны (в Японии — Токийского, в Англии — Оксфордского и Кембриджского университетов, во Франции — нескольких престижных государственных училищ). В Японии, Германии, Англии и США подготовка будущих руководителей носит характер продолжительных стажировок в различных подразделениях госаппарата (2—2,5 года) с оценкой их результатов. Среди основных характеристик процесса подготовки управленческой элиты в развитых странах можно назвать следующие: 1. Тщательный отбор кандидатов. Этому способствует престиж высшей государственной службы и интенсивная конкуренция среди выпускников лучших вузов за места кандидатовна зачисление в эту службу. 2. Небольшое количество отбираемых кандидатов. Например, ежегодный прием во французскую ЭНА составляет около 80 человек, в Англии в программе подготовки кандидатов навысшие посты ежегодно участвует 250-300 человек, в США — 250 человек, причем лишь часть этих кандидатов выдерживает все испытания. 3. Основной акцент в процессе обучения элиты делается не Система отбора и подготовки высшего эшелона профессиональных служащих в развитых странах, их высокий материальный статус и защищенность от политического произвола обеспечивают престижность государственной службы как профессиональной деятельности. Не менее важным аспектом изучения зарубежного опыта являются организационные основы государственной службы, в частности практика ее децентрализации, механизмы взаимодействия центральных, региональных и местных органов управления, обеспечения всех участков государственной службы подготовленными кадрами, опыт карьерного продвижения государственных служащих по ступеням иерархической лестницы и др. Интерес представляет нравственный аспект государственной службы. За рубежом немало делается для того, чтобы гуманизировать государственную службу, привить служащим нравственные ценности, высокую ответственность за выполнение служебного долга. Судя по данным социологических исследований, проводимых в зарубежных странах, служащие ценят службу, которая открывает перед ними перспективу служебного роста, профессионального совершенствования, социального благополучия, служения людям. Вопрос об использовании зарубежного опыта государственной службы все больше приобретает практическую направленность. Идет интенсивный обмен опытом специалистов государственной службы и практических работников государственных органов с зарубежными коллегами. Проведены многочисленные совместные семинары, симпозиумы, конференции по проблемам государственной службы. Многие специалисты и преподаватели изучали опыт государственной службы непосредственно в зарубежных странах, таких, как Великобритания, Франция, Германия. Происходит обмен научной и учебной литературой между учебными заведениями, осуществляющими функцию подготовки кадров государственных служащих. В последние годы сотрудничество с зарубежными странами в сфере государственной службы приобретает все более четкие организационные формы. Заключены соглашения о сотрудничестве в области подготовки кадров для государственной службы с Францией, ФРГ, Канадой. Задание. При формировании нормативно-правовой базы прохождения государственной гражданской службы как, на Ваш взгляд, был использован зарубежный опыт?
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |