Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наши мосты

 

«Так, пусть же памятью о нас в родной Сибири

мосты над Обью величавою летят!»

 

В конце сентября 2004 года исполняется 50 лет со дня основания министерства транспортного строительства – ныне корпорации «Трансстрой». Но, как известно корни российских строителей значительно глубже: первый наплавной мост был построен на Киевской Руси через реку Днепр еще в 1115 г., да и первое в России высшее транспортное учебное заведение (Петербургский институт Корпуса инженеров путей сообщения) существует с 1809 г.

Тем не менее, полувековой юбилей отрасли настраивает на некоторые воспоминания или даже подведение итогов нашей совместной многолетней деятельности на поприще отечественного мостостроения.

Подготовка мостовиков и тоннельщиков в Новосибирском институте военных инженеров транспорта (НИВИТ, потом НИИЖТ - так назывался ранее нынешний Сибирский государственный университет путей сообщения) началась более 70 лет назад в 1932 г. За последующие годы подготовлено около 5000 специалистов, большинство из которых успешно трудились в строительных и проектных подразделениях министерства транспортного строительства.

На факультете «Мосты и тоннели» работали многие известные ученые страны, среди них – единственный мостовик академик АН СССР Григорий Петрович Передерий (автор проектов многих уникальных сооружений: моста лейтенанта Шмидта, моста Володарского в Петербурге и т.д.), профессора, заслуженные деятели науки и техники РСФСР Константин Константинович Якобсон (соавтор Крымского моста в Москве и один из основоположников теории расчета предварительно напряженного бетона), Абрам Яковлевич Александров, Федор Андреевич Никитенко, Константин Николаевич Коржавин.

В настоящее время подготовку будущих мостовиков и тоннельщиков ведут около десяти академиков Российской академии транспорта, более 20 профессоров, докторов наук и 50 доцентов, что значительно (в 1,5–2 раза) превосходит в процентном отношении соответствующие средние показатели по техническим вузам страны.

Созданная в конце сороковых годов прошлого века профессором К.К.Якобсоном новосибирская школа мостовиков в составе кафедры «Мосты» и НИЛ мостовых конструкций известна своими успехами по всей стране.

Вуз гордится достижениями выпускников факультета «Мосты и тоннели», среди которых есть обладатели высших государственных наград и званий (Герои Социалистического труда, лауреаты Государственных и Ленинской премии), министры и руководители крупнейших строительных и проектных организаций, ректоры и проректоры вузов, заслуженные деятели науки и техники России, заслуженные строители России и Украины, почетные транспортные строители и почетные железнодорожники страны, доктора наук и профессора, генерал-майор и вице-губернатор, депутат Государственной Думы и т.д.

Неслучайно, в настоящее время именно СГУПС занимает первое место в рейтинге 12 российских вузов, ведущих подготовку инженеров по специальности «Мосты и транспортные тоннели».

Большинство будущих мостовиков и тоннельщиков начинали знакомство с транспортным строительством на производственной практике или в студенческих строительных отрядах, которые традиционно трудились на крупнейших стройках страны – на дорогах Абакан-Тайшет, Тюмень-Сургут, Байкало-Амурской магистрали и многих других уникальных объектах.

Можно вспомнить 1973 год, когда один из авторов данной статьи, тогда еще молодой доцент возглавлял в качестве командира студенческий стройотряд «Стальная колея-73» на сооружении железнодорожного моста через реку Обь.

Именно в те романтические 70-е годы на базе мостоотрядов, ведущих строительство мостов на трассе Тюмень-Сургут и возник новый трест «Мостострой-11», который возглавил второй автор этих строк, выпускник НИИЖТА-СГУПСа 1955 года, прошедший за это время полный путь от мастера мостоотряда до Генерального директора ОАО «Мостострой-11» и председателя Государственной аттестационной комиссии СГУПС по специальности «Мосты и транспортные тоннели».

Последний факт имеет очень большое значение для объединения усилий учебного заведения и мостостроительной организации: на защите дипломных проектов выявляется качество подготовки современных инженеров-мостовиков, соответствие творческих разработок студентов уровню мирового мостостроения (часто председатель ГАК прилетает на защиту дипломных проектов прямо с международных конгрессов мостовиков с кипой свежих «мостовицких» журналов и рекламных проспектов известных фирм), происходит подбор кадров для мостоотрядов и т.д.

Наиболее полно и ярко сотрудничество вуза и «Мостостроя-11» в последние годы проявилось при сооружении двух уникальных мостов: вантового через реку Обь у Сургута, сданного в эксплуатацию 16 сентября 2000 г. и комбинированного через реку Иртыш в г. Ханты–Мансийске, завершенного совсем недавно 11 сентября 2004 г.

Первый на Севере Западной Сибири автодорожный мост через двухкилометровую могучую Обь первоначально проектировался достаточно стандартным образом из неразрезной металлической балки с пролетами по 132 м. Но руководство ОАО «Мостострой-11» совместно с учеными СГУПС, давно занимавшимися проблемами висячих и вантовых мостов, сумело убедить проектировщиков в необходимости переделки проекта в пользу вантового моста рекордного пролета.

Впервые величина главного пролета однопилонного вантового моста превзошла 400-метровый рубеж, увеличив прежний мировой рекорд, установленный в 1979 г. на мосту «Флие» в Дюссельдорфе (Германия), на 11% от 368 м до 408 м. В этой связи, проектирование и строительство Сургутского вантового моста с главным пролетом 408 м нельзя не оценить, как выдающийся вклад в развитие мирового мостостроения, показавший огромный потенциал отечественной науки и техники, способность инженеров решать современные задачи на мировом уровне.

Поэтому мы с особой гордостью перечисляем имена выпускников факультета «Мосты и тоннели» НИИЖТ-СГУПСа 1955-1999 гг., принимавших участие в строительстве Сургутского моста: В.Ф. Солохин, В.М. Асеев, А.В. Лысенков, Н.А. Смехов, В.В. Прибаловец, В.С. Фридман, В.В. Шанауров, Г.В. Шанаурова, И.Н. Игумнов, Е.В. Клюкин, Г.А. Коваленко, М.О. Седышев, А.Н. Милованов, К.С. Фролов, М.В. Валеев.

Наибольшую сложность для проектировщиков и строителей вантового моста рекордного пролета представляет динамическая и аэродинамическая устойчивость конструкции, особенно в период монтажа, когда огромная балочная плеть длиной 346 метров свободно раскачивается под действием ветра над речными просторами. Поэтому руководство «Мостостроя-11» для контроля за усилиями в элементах моста и перемещениями его узлов во время монтажа пригласило бригаду ученых из Новосибирска, в составе которой были выпускники-мостовики НИИЖТа 1955-1974 гг. – Б.В. Пыринов, Б.М. Вериго, С.А. Бахтин, следившие за «здоровьем» вантового пролетного строения.

Не меньшие проблемы вызывала сварка и последующая продольная надвижка неразрезной балки длиной полтора километра, которые проводились круглый год: и зимой в тридцатиградусный мороз, и летом, когда верхняя поверхность балки раскалялась на солнце до 60 градусов по Цельсию. Небывалая масса металлической балки потребовала специальных домкратов, которые до этого применялись только ракетчиками на Байконуре.

Даже после сооружения Сургутского вантового моста обыватели (дилетанты) часто обвиняли отечественных мостостроителей в неумении или неспособности возводить уникальные сооружения, довольствуясь типовыми решениями. Но «Мостострой-11» при поддержке руководства Ханты-Мансийского автономного округа вновь показали высочайшее мастерство мирового уровня, построив необыкновенный мост через реку Иртыш за 3 года и 8 месяцев!

Комбинированное пролетное строение, состоящее из пологой арки с затяжкой, полигональной фермы и подвешенной к ним неразрезной балки, вызывает полет фантазии – и местные жители окрестили «чудо-мост» и «Большим Драконом» и «Спящим динозавриком» и т.д. Как правильно было сказано 11 сентября 2004 г. на открытии моста – «Он живой, и с ним хочется поговорить…».

Особый шик данному мосту в Ханты-Мансийске придает способ монтажа пролетного строения. Огромная арка с двумя консолями общей длиной 305 метров (это более трех футбольных полей!), высотой 65 метров и массой более 4 000 тонн собиралась на берегу с последующей передвижкой по пирсам на специальные плавучие системы, которые перемещались по реке к створу моста. Несмотря на постоянно меняющийся уровень воды, сильное течение Иртыша, переменный по силе и направлению ветер, точность установки пролетного строения на проектную ось должна была составлять считанные миллиметры.

Важно отметить, что участниками уникального строительства были те же перечисленные выше выпускники НИИЖТ-СГУПС, но к ним еще можно добавить и нынешних студентов факультета «Мосты и тоннели», проходивших производственную практику на Иртышском мосту. Например, студент МТ Павел Матвеев проходил преддипломную практику на Сургутском мосту в 2000 г., а с 2001 г. в «Мостострое-11» уже работал молодой мастер П.Ю. Матвеев, который выиграл конкурс на замещение вакантной должности ведущего инженера-мостовика Ханты-Мансийского Дорожного департамента и стал полноправным участником сооружения Иртышского моста.

В этом и заключается неразрывная связь поколений, когда старшие постепенно передают свои знания, любовь к профессии, опыт младшим, иллюстрируя известные строчки великого российского поэта: «…мы не успели, не успели, не успели оглянуться, а сыновья уходят в бой…».

Вообще тема «отцов и детей», «профессиональных династий» весьма актуальна и значительна для мостовиков и тоннельщиков. Мы по праву гордимся тем, что на факультете «Мосты и тоннели» насчитывается семь «тройных династий» (дед-сын внук) и более пяти десятков «двойных» (отец-сын или дочь).

К примеру, одна из наиболее ярких династий мостовиков, имеющая отношение к сегодняшнему материалу. Бахтин Анатолий Иванович, выпускник факультета 1951 г., управляющий трестом «Мостострой-2», ставший лауреатом Ленинской премии за сооружение железобетонного моста через Енисей в Красноярске, стоял у истоков треста «Мостострой-11» на Сургутской земле в 1975 г. Его сын – Сергей Анатольевич выпускник 1974 г. - профессор кафедры «Мосты», более 14 лет работает деканом факультета и уже его воспитанники участвовали в строительстве сотен мостов на просторах Сибири, в том числе и на обоих отмеченных выше мостах. Внук – Алексей Сергеевич, выпускник 1997 г. ныне работает на Западно-Сибирской железной дороге.

Из «двойных династий» можно отметить хотя бы только тех, кто приведен выше в списке выпускников: зам.главного инженера мостоотряда-15 ОАО «Мостострой-11» В.В. Прибаловец и студент 5 курса Александр Прибаловец, директор мостоотряда-95 Н.А. Смехов и студент 3 курса Сергей Смехов, ведущий инженер Дорожного департамента И.Н. Игумнов и студент 1 курса Михаил Игумнов.

Когда в 2000 г. усилиями выпускников создавался Благотворительный Фонд факультета «Мосты и тоннели», одними из главных спонсоров стали мостоотряды ОАО «Мостострой-11». На средства Фонда был закуплен первый в российских вузах дисплейный класс в общежитии факультета, сейчас создается электронная сеть, которая объединит все студенческие комнаты, что существенно улучшает качество подготовки специалистов. Кроме того, на средства Благотворительного Фонда оказывается материальная помощь студентам и преподавателям, закупается бытовая техника и спортивная форма для жильцов студенческого общежития и т.д.

Неотъемлемым элементом студенческой жизни в последние годы стали традиционные Балы отличников факультета «Мосты и тоннели», участниками которых являются не только отличники учебы (это стимулирует качество подготовки), но и выпускники разных лет, прославившие свой факультет, свою специальность. В процессе неформального общения и насыщенной разнообразной программы устанавливаются прочные контакты и невидимые глазу тонкие нити чувства единения, причастности к одному большому делу, как у безусых отличников-первокурсников, так и у «живых легенд отечественного мосто- и тоннелестроения».

Подводя краткий итог, можно смело сказать, что наше многолетнее сотрудничество - «наш мост» - позволяет возводить настоящие мосты из стали и железобетона так, чтобы наши потомки вспоминали добрым словом сибирских мостостроителей XX и XXI веков!

 

Комаров К.Л., ректор Сибирского государственного университета путей сообщения,

Солохин В.Ф., Генеральный директор ОАО «Мостострой-11».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | При беременности 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.