Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие конституции и ее социально-политическая сущность. Струкутура и основные черты конституции. Порядок изменения конституций




 

 

1. Понятие конституции.

 

В переводе с латинского слово «constitutio» означает «устанавливаю», «утверждаю». В юридическом значении конституция - это документ учредительного характера. В науке конституционного права понятие «конституция» применяется в двух смыслах. В формальном смысле - это юридическая конституция, то есть Основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства, а также правовое положение личности. Юридическая конституция представляет собой документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе практического применения предписаний юридической конституции обстановка меняется: появляются новые учреждения, принимаются конституционные, органические и обычные законы, существенно изменяющие и дополняющие нормы юридической конституции. Иными словами, на практике складывается такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от порядка, предписанного юридической конституцией. Этот реальный порядок называется фактической конституцией или конституцией в материальном смысле слова.

 

 

Своим происхождением конституции обязаны приходу к власти буржуазии, а точнее говоря - ее выходу на политическую арену в борьбе с феодализмом. В соответствии с концепциями конституционализма, теориями разделения властей и естественных прав человека цель принятия конституции заключалась в том, чтобы установить пределы осуществления государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении как в отношениях отдельных ветвей власти друг с другом, так и по отношению к человеческой личности.

 

В отличие от других нормативных актов конституция является ОСНОВНЫМ законом государства и общества. Такое ее положение связано прежде всего с тем, что конституционные нормы регламентируют наиболее важные общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти.

Содержание конституций позволяет говорить о многих из них как об основе всей правовой системы государства, поскольку ряд их норм являются основополагающими для различных отраслей права: не только конституционного, но и административного, финансового, гражданского, трудового и др.

Значение конституции как основного закона государства придает ей характер документа, обладающего высшей юридической силой, занимающего верхнюю ступеньку в иерархии правовых актов. Все другие нормативные акты не должны противоречить ей, издаются в дополнение и развитие конституции. Акты, противоречащие нормам основного закона, не должны применяться и признаются недействительными целиком либо в той их части, в которой имеет место указанное противоречие.

Хотя в большинстве конституций зарубежных стран не содержится специальных норм о верховенстве конституций, это обычно вытекает из статей, которые определяют юрисдикцию специальных органов по контролю за конституционностью законов и других нормативных актов.

В силу важности регулируемых конституцией общественных отношений, верховенства ее предписаний и в целях обеспечения стабильности основного закона устанавливается особый, более сложный порядок ее принятия, внесения в нее изменений и дополнений, отличающийся от порядка принятия и изменения простых законов.

 

 

СОЦИАЛЬНО_ПОЛИТИЧЕСКАЯ сущность конституции.

Сущность конституции позволяет понять, почему принимается та или иная конкретная конституция, почему она получает именно такое содержание, отличающее ее от других основных законов, какие причины вызывают необходимость внесения в нее определенных изменений и дополнений в рамках одного и того же строя, существующего в данной стране. Современные конституции отражают не только интересы лишь определенных социальных групп. Они могут в большей мере их учитывать и обеспечивать. Но в то же время для того, чтобы основной закон страны поддерживался всеми слоями населения, он должен служить целям достижения социального компромисса в обществе, устанавливать такой порядок, который бы признавался справедливым подавляющим большинством населения.

 

 

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ

Обычно конституции немного отличаются по своему содержанию, потому что каждая обладает своими специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран. В то же время конституциям присущи некоторые обязательные элементы.

1) Все конституции в той или иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины как старые, так и новые конституции (Преамбула США: «Мы, народ Соединенных Штатов…»)

2) Все конституции в той или иной форме закрепляют институт частной собственности.

3) В конституциях обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы разделения властей. В некоторых конституциях (Италии, Франции, ФРГ) концепция разделения властей как бы подразумевается. В других (США, Дании, Японии) принципы разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях.

4) Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства - республику или монархию.

5) Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства - унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте Основного закона могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). Само умолчание о форме государственного устройства является констатацией унитаризма.

6) Все конституции в той или иной форме провозглашают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных. Обычно в самом тексте Основного закона содержится соответствующая глава или раздел. В новейших конституциях, особенно латиноамериканских, правовое положение человека и гражданина с технико-юридической точки зрения разработано весьма обстоятельно, со множеством деталей. В то же время имеется ряд конституций (США, ФРАНЦИЯ 1958, некоторые франкоязычные страны Африки), в основном тексте которых отсутствуют разделы или даже упоминания о правах и свободах.

7) Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В их число входят глава государства, правительство и парламент. В конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических процессов, какими являются выборы, референдум и законотворчество. В некоторых конституциях имеются нормы, регулирующие внешнюю политику государства (Индия - миролюбивый курс страны в сфере международных отношений).

 

СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ - строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей (речь идет о структуре конституций, представляющих собой единый документ).

Анализ содержания конституций различных государств показывает, что большинство из них имеют одинаковую структуру, состоящую из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений. Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, системы, принципы организации и деятельности государственной власти (в федеративных государствах - федеративное устройство), порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливает момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

 

ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИЙ

Лучшим средством, способным обеспечить необходимую стабильность конституционных норм, считается более сложный порядок внесения изменений по сравнению с обычным законом. Созыва учредительного собрания для внесения поправок в текст уже действующей конституции обычно не требуется, но в некоторых странах, например в Болгарии, для изменения «укрепленных» статей конституции это необходимо. Поправки вносятся по решению парламента или на основании итогов референдума, однако принятие таких решений связано со специальными требованиями. Прежде всего само предположение о внесении поправок требует соблюдения определенных условий.

Проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, определенной группой депутатов, субъектами федерации (хотя в США поправку к конституции может внести и один депутат).

Порядок изменения:

1) гибкая конституция - принятие обычного (текущего) парламентского закона.

2) жесткая конституция - значительно более сложная процедура, например в США:

Квалифицированное большинство в парламенте и одобрение ¾ штатов.

Два способа внесения поправок:

а) замена старых положений новыми

б) прибавление новых положений без формального изменения прежних.

 

Изменение конституции связано с изменением в общественной жизни, в соотношении политических сил. При изменении гибкой конституции каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения ранее не регулировавшие, либо регулировавшиеся обычным правом.

В некоторых конституциях встречаются ограничения в отношении их пересмотра либо по существу, либо временного характера, когда устанавливается определенный период времени, в течение которого запрещается внесение в них поправок. В первом случае ограничения касаются формы правления в стране. В ряде конституций содержится запрещение их пересмотра в условиях чрезвычайной ситуации в стране.

На порядок изменения конституции влияет форма политико-территориального устройства государства. В федеративных и унитарных государствах верхнему уровню местной власти предоставляются широкие права. Процедуру конституционного пересмотра можно условно разделить на два этапа - принятие поправок парламентом и их ратификацию. В большинстве стран в изменении конституции обязательно участвует глава государства. Обычно он промульгирует поправки. Напротив. Президент США даже не промульгирует поправки.

Отмена конституций, лишь в случае, если речь идет о жесткой конституции. Чаще всего конституции отменяются в результате революций. При военных переворотах нередко используется чрезвычайный порядок изменения и отмены конституции: военные советы отменяют или приостанавливают ее некоторые главы или статьи, а порой и весь текст. Как правило, впоследствии приостановленная конституция не возобновляется, военные при переходе к гражданскому правлению разрабатывают новый основной закон.

Также может отменяться в предусмотренном его же порядке в результате коренных изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил. Нередко конституции предусматривают более сложный порядок для полной конституционной реформы по сравнению с частичной.

В целом ряде государств внесение изменений и дополнений в конституцию осуществляется по тем же процедурным правилам, что и принятие новой конституции. Тем не менее ладе в этих странах имеются определенные особенности в принятии конституционных поправок.

В некоторых конституциях содержится запрещение вносить изменения, затрагивающие закрепленные в них конституционные принципы. Так, конституции Греции, Италии, Франции, Алжира включают в себя статьи, которые запрещают отмену республиканской формы правления. Помимо этого конституция Алжира не допускает пересмотра статей, устанавливающих государственную религию, основные права и свободы, целостность национальной территории. Конституция Греции запрещает также пересмотр статьи, провозглашающей свободу совести. Основные законы некоторых федераций не допускают изменения федеративной формы государственного устройства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.