Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй этап




 

Вспомним, какие здесь решаются задачи: развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины, выделять выразительные средства., формировать умения «читать» картины, мотивировать эмоционально-личностное отношение у произведению.

Детей обучают умению анализировать изображенное на полотне. На основе анализа формируют умение воспринимать целостный, обобщенный образ картины. Научить дошкольников целостно воспринимать картину — процесс более сложный, поэтому требуются иные методы и приемы приобщения детей к изобразительному искусству. Как изменяется методика работы?

Прежде всего, мы исключили искусствоведческий рассказ педагога (если, конечно, дети овладели навыком анализа картины). Рассматривание картин начинали с постановки вопросов более обобщенного характера (по сравнению с первым этапом работы). Они строятся с учетом более высокого уровня восприятия картины детьми и их умения анализировать произведение. Например: «О чем картина? Почему думаете так, расскажите. Как бы вы назвали картину? Почему именно так? Сравните с авторским названием. (Воспитатель отмечает, кто из детей наиболее точно дал название картине и внимательно рассматривал произведение.) Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах? Как он изобразил это в картине? Какое настроение вызывает картина? Отчего возникает такое настроение? Что хотел сказать художник своей картиной? Что он особенно выделил, чтобы мы увидели это в картине?

Указанные выше вопросы направляют внимание детей не на перечисленные изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы и умозаключения на уровне обобщения.

Эти вопросы воспитатель задает в том случае, если дети научились внимательно, детально рассматривать картину и приобрели умение ее анализировать.

Однако иногда случается так, что некоторые дети без предварительного подробного анализа произведения вслух или без искусствоведческого рассказа затрудняются сразу ответить на вопрос, о чем картина. В этом случае необходимо использовать прием точных установок, о выполнении ребенком мыслительных действии в определенном порядке при ответе на вопрос: «Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина».

Применение точных установок как приема ознакомления детей с живописью позволяет научить их логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, учит рациональному восприятию живописи, а также видению эстетически» достоинств произведения. Познать искусство возможно лишь теми же средствами, которыми пользовался художник при создании картины. Любое произведение создается художником на основе его представлений о мире, содержащих в себе идеи, взгляды, оценки, установки общества, которые выстраиваются в картине в логической взаимосвязи. Поэтому точные установки как прием познания произведения облегчают дошкольнику путь познания замысла художника.

Точность понимания эстетического характера изображения, идейной направленности произведения во многом зависит от восприятия единства содержания картины и формы его выражения. Для детей дошкольного возраста восприятие содержания произведения и его выразительных средств представляет определенную трудность. Решению этой задачи в дошкольном возрасте способствует использование приемов композиционных и колористических вариантов. Суть данных приемов заключается в том, что педагог словесно или наглядно показывает, как меняются содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине. Например: «Что изменилось в картине между людьми, предметами, изображенными художником? (При этом педагог закрывает часть композиционного построения листом бумаги, подобранным под общий тон картины, и соответствующим по форме силуэту закрываемого изображения.) О чем бы рассказала картина, если бы художник расположил хлеборобов во время обеда не по кругу, а отдельными группами? Сравните по величине изображение человека на картине с силуэтным изображением на карточке. (Педагог несколько раз накладывает на изображение образа в картине силуэтное изображение фигуры на карточке, увеличенное или уменьшенное в зависимости от изображения на картине.) Объясните, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины». После ответов детей педагог показывает контрастную картину художника по динамике и настроению. «О чем бы рассказала нам картина, как бы изменилось ее название, если бы художник иначе написал изображенных людей, предметы?» (Педагог предлагает варианты перестановки изображенного на картине.)

Цвет в картине, с самого раннего возраста вызывает у детей яркие эмоциональные реакции. В живописи он является одним из средств выражения чувств, настроения, эстетической ценности произведения. Понимание взаимозависимости цвета, колористического решения и содержания картины помогает ребенку осознанно воспринять произведение, что углубляет и обостряет чувства детей, делает их способными сопереживать героям картины.

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим», а не просто ярким раздражителем при восприятии картины, в работе с дошкольниками применяется прием колористических вариантов, суть которого состоит в изменении колорита картины путем словесного описания или наложения цветной пленки на цвет художника. Воспитатель задает вопросы: «Что изменилось бы в настроении изображенных людей, в их отношениях, если бы художник написал картину в холодных тонах, а не в теплых? Сравните, какой цвет в картине «звучит» более красиво — красный, выбранный художником, или, скажем, синий. Что хотел передать этим цветом художник-?» (Педагог закрывает пленкой другого цвета изображенную художником форму.)

При рассматривании натюрморта можно изменить цветовое сочетание предметов путем наложения цветовых пластин идентичной с ними формы, отмечая наиболее красивое сочетание цвета и объясняя, какие чувства возникают от различного сочетания красок в натюрморте.

Прием композиционных и колористических вариантов позволяет научить дошкольников понимать взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности, одновременно он как бы включает ребенка в «сотворчество» с художником. Это активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка, обогащает его "опыт и воображение. Мысленно изменяя цветовое решение картины или ее композиционное построение, ребенок по-своему повторяет путь чувств и мыслей художника в процессе создания произведения, приобретая тем самым собственный эстетический опыт.

Процесс познания дошкольником искусства нельзя строить только на обучении его восприятию содержания картины или ее выразительных средств, умению видеть, что изображено в произведении, понимать, о чем картина. Важно, чтобы произведение искусства приобрело для ребенка личностный смысл, чтобы он мог высказать свое отношение к произведению.

На втором этапе ознакомления детей с живописью изменяется и метод формирования личностного отношения детей к живописи. Вместо рассказа-образца личностного отношения педагога к понравившейся картине используются расчлененные вопросы. Практика показывает, что длительное применение рассказа- образца педагога по картине может привести к пассивному восприятию произведения. Поэтому на втором этапе используют приемы, активизирующие мыслительную активность ребенка. Таким приемом являются конкретные вопросы.

Чтобы научить ребенка отвечать на вопрос обобщенного характера, почему понравилась картина, необходимо сформировать умение отвечать прежде всего на более конкретные вопросы: что понравилось в картине, чем она понравилась? Постановка вопросов что? и чем?. предваряющих вопрос почему?, обусловлена особенностями наглядно-образного мышления и восприятия дошкольников, которые способны вычленять отдельные образы, детали, элементы в произведении. Вопрос «Что понравилось в картине?» позволяет ребенку выделить одного героя, а вопрос «Почему она ему понравилась?» нацеливает дошкольника на восприятие произведения как целостного художественного образа.

Как только дети научатся вычленять и объяснять понравившийся в картине образ предмета, человека, можно ставить вопрос «Чем она понравилась?» Это позволяет учить детей вычленять уже не единичный образ, а действие, устанавливать элементарную связь между изображенными предметами и явлениями. Данный вопрос как бы подготавливает ребенка к пониманию, почему понравилась картина.

Однако не следует ограничиваться только вопросами «Что понравилось?» и «Чем нравится картина?», так как дети, отвечая на них, в основном выделяют внешние связи, воспринимая картину на уровне познавательной, деятельности, без проявления эмоциональных чувств. Поэтому педагог использует различного рода эмоциональные установки: «Что тебе вспоминается, когда ты смотришь на эту картину? О чем думается, что приставляется?» Такие установки вызывают у детей определенные чувства, сопереживание, побуждают ребенка использовать индивидуальный опыт при восприятии картины. Лишь на основе последовательного применения конкретных вопросов и эмоциональных установок можно подвести детей к пониманию сложного обобщающего вопроса «Почему понравилась картина?» Так дошкольник учится развернуто высказывать эмоционально-личностное отношение к понравившемуся произведению.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.