Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура XVII века




Архитектура

В основе русской архитектуры остаются принципы квадратной, прямоугольной, крестообразной, восьмигранной клети для основного здания храма и высокой дву­скатной («кубоватой») крыши, шатра, одно- или пятиглавого завершения.

Можно выделить три этапа развития архитектуры в XVII в.:

 

1 этап - Шатровый стиль, тесная связь с архитектурой XVI в.:

· Архангельский собор в кремле Нижнего Новгорода (1631 г.);

· церковь Покрова в Медведкове, имении князя Пожарского (1620-е гг.);

· трехэтажные терема в Московском Кремле (строители — Антип Константинов, Бажен Огурцов, Третьяк Шарутин, Ларион Ушаков);

2 этап – формирование Московского стиля – «Московское узорочье» - многоцветные изразцы, пышность, праздничность, сложные архитектурные формы,арки, колонны и т.п.:

· московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества в Путинках;

· церкви Ильи Пророка в Ярославле, Вознесенская в Великом Устюге (колокольня).

· Успенская «Дивная» церковь в Угличе (1682 г.);

· Воскресенский собор в новом Иерусалиме.

3 этап - В конце века складывается архитектурный стиль - Московское или Нарышкинское барокко – ярусность, симметрия, пышность отделки - в конце XVII — начале XVIII в. строятся многоярусные церкви в Филях и Троиц­ком-Лыкове,, церковь Знамени в Дубровицах, а также светские здания с резным белокаменным декором в Москве

Каменное строительство:

· Светские начала – архитекторы Старцев, Комлев – Ростовский Кремль, Надвратный терем Крутицкого подворья – пышность, многоцветные изразцы, праздничность.

· Жилые дома бояр, купцов, дворян – палаты Голицина в Охотном ряду, дом Троекурова, Печатный двор,Монетный двор, здания Приказов.

· Во второй половине XVII в. строятся Новодевичий, Иосифо-Волоколамский, Симонов и Спасо-Евфимьев монастыри.

 

 

Европейская история культуры основана на античном городе-полисе, на полисном генотипе.

Его особенности:

  1. моральное лидерство царей – главенство, которое основано на авторитете и первенстве;
  2. сообщество свободных собственников;
  3. идеология свободных собственников (буржуазная составляющая полисного генотипа): «трудись и преуспеешь».

 

На этой основе сложились характерные черты буржуазной культуры:

  1. Антропоцентрический характер культуры, в основе которого мысль древнегреческого философа Протагора «Человек есть мера всех вещей». Христианство усилило этот антропоцентризм вниманием к внутреннему я. Отсюда – развитие самосознания. Самосознание понимается как особая реальность, которая реальнее, чем внешний мир. Отсюда – особое развитие свободы личности. Личностная свобода помается как исходный символ и становится основной ценностью западной культуры.
  2. Инновационный (инновация - «нововведение») характер культуры: общая ориентация на изменение привычного образа мыслей. Отсюда – формирование цивилизации техногенного типа.
  3. Полицентризм властей: политическая, духовная власть сосредоточена в руках государства и церкви.
  4. Дуализм механизмов детерминации. Проявился наиболее мощно в 19-20 вв. С одной стороны, человек – прострая функция, механизм. С другой стороны, человек – это свободная активная личность. На почве этого противоречия – кризис, «вакуум идеалов».
  5. Христианские корни.

 

Название Европа восходит к языческой традиции, связано с античной мифологией. Впервые стало широко употребляться в период Возрождения, сначала – в антиклерикальных кругах. Потом европоцентризм становится характерен и для христианства. Очень долго религиозное сознание определяло «христианский мир» географическими рамками Европы. Само понятие Европа занимает большое место в западном сознании. Культуру называют и западной и европейской.

 

17 век – самый неопределённый период в истории Европы Нового времени. Сам факт, что предшествующий период (Возрождение) и последующий период (Просвещение) получили свои названия изначально, а 17 век не был «назван», - уже замечателен (Ю.П.Виппер).

Замечательно и то, что не получилось дать «имя» 17-ому веку и потом. Немецкий искусствовед Г.Вёльфлин впервые выявил историко-стилевую антитезу «Ренессанс – барокко», и в немецком искусствознании стало популярным определение 17 века «Век барокко», но оно не прижилось. Историки Франции называли 17 в. «веком Людовика ХIV», философы – «веком картезианства», историки литературы – «веком классицизма».

Одна из основных переходных черт 17 в. – он был «преддверием широкого перехода к мануфактурной системе производства, происходившего в 18 и 19 веках» (С.Лилли). Переход этот испытывал сопротивление и со стороны цеховых объединений ремесленников, и со стороны правительства.

Для преодоления этого сопротивления потребовались коренные политические перемены.

На первое место в культуре вышли религиозные конфликты (контрреформация, инквизиция). «В пламени этих костров сгорают мечты о всеобщем мире и согласии – рождается скептицизм» (Дж.Бернал).

17 в. можно назвать временем «утраченных иллюзий». Основная черта эпохи – драматизм психологической, идеологической, эстетической жизни.

17 в. начинается с разочарования в ренессансной вере в гермонию бытия, скептицизма и пессимизма.

Художественным отражением антиренессансного проторомантического сознания стали маньеризм и барокко. «Барокко – это стиль мышления и поведения людей растерявшейся эпохи» (М.А.Барг).

Тем не менее, для 17 в. характерны и поиски выхода из кризиса. В 17 в. вырабатывается эмпирико-сенсуалистическая и рационалистическая программы деятельности личности. Эти тенденции максимально наглядно выражены знаменитым девизом родоначальника английской философии Ф.Бэкона «Знание – сила!» и тезисом французского философа Р.Декарта «Мыслю, следовательно существую».

По мысли М.П.Бицилли, «человек Ренессанса был носителем одной, определённой, раз и навсегда данной virtu. Он, так сказать, звучал одноголосно», а у Монтеня, Шекспира, Сервантеса человек «является лоном, таящим в себе множество подчас противоречивых возможностей», что и приводит к борьбе, драматическим столкновениям. Поэтому – человек Возрождения «титан, но не герой», а человек 17 века – «великого века» - должен «превзойти себя, стать выше себя, пожертвовать собой».

 

Таким образом, невозможно свести 17 в. к какому-то одному качеству. Он впервые в истории являет собой сущностно разнородную и остро конфликтную картину во всех сферах материальной, духовной и художественной деятельности.

17 век – это «переход внутри перехода». Многосторонний и многоуровневый внутренний конфликт «станет законом жизни европейской культуры» (М.С.Каган).

17 век обнаруживает и доказывает нелинейный ход развития культуры. Роль 17 века во всех этих процессах – генетически основополагающая.

 

Основные противоречия в культуре 17 века:

  • Противоречия в развития национальных культур. Культура не имеет единого знаменателя, а приобретает ярко выраженный национальный характер.
  • Противоречия в экономической жизни, неравномерное развитие стран. На одном конце политического, экономического и идеологического «спектра» - Англия: приближающаяся промышленная революция, научные открытия И.Ньютона, материалистический эмпиризм Ф.Бэкона, гносеологическая и педагогическая концепция Дж.Локка, социология Т.Гоббса, трагедийный реализм В.Шекспира и др.На другом конце – феодальная допетровская Россия, скорее принадлежащая восточному типу культуры, чем западному. В центре – Франция, для которой характерно относительное равновесие феодальных основ и развивающихся буржуазных отношений, классическая форма абсолютизма в политике, рационализма в картезианской философии, классицизма в искусстве – т.е. – идеальная модель исторического перехода от феодализма к капитализму.
  • Противоречия художественной жизни. Художественная картина мира 17 века представлена взаимодействиями трёх художественных форм: классицизма, барокко и реализма.

Характерные черты классицизма:

- центральная идея подчинение эгоистически-индивидуального идеально-общему, частного – гражданскому, чувства – долгу, эмоционального – рациональному, женственного – мужественному, интимного – возвышенному, гедонистического – героическому;

- основная функция искусства – «поучать, развлекая»;

- сюжет – подвиги героев, монархов, вождей, полководцев;

- жёсткая иерархия жанров;

- нормативный характер искусства;

- доминанта театра в словесно-зрелищных видах искусства и зодчества – в пространственных.

Характерные черты реализма:

- формирование системы реалистических жанров в литературе: комический/буржуазный/правдивый роман;

- зарождение жанра бытовой картины в живописи;

- опрощение героев;

- доминанта комических жанровых форм;

- осознанная и последовательная связь с фольклором (комедия-дель-арте, лубок, частушка и т.п.);

- универсальная «портретность»: портреты людей, портреты животных (например, творчество П.Поттера), портреты вещей (натюрморты).

Характерные черты барокко:

- религиозно-экстатическая стилевая доминанта;

- гедонистически-игровая стилистика;

- пессимистическое умонастроение;

- элитарное эпикурейство.

  • Противоречия в сфере нравственности. С одной стороны – стоическая мораль, порождённая интересами абсолютистской государственности, подчиняющей себе каждую личность (классицизм). С другой стороны – эпикурейская мораль, которую исповедуют герои реалистических произведений.
  • Противоречия в сфере религиозной: наследие средневековья – инквизиции; наследие Возрождения - пантеизм и деизм («естественная религия»); религиозный индифферентизм и веротерпимость; религиозный фанатизм.
  • Противоречия в педагогической теории. Три направления педагогической деятельности: научное образование, формирование добродетели (нравственное воспитание), религиозное воспитание (формирование благочестия).
  • Противоречия механицизма и интуитивизма. Огромная роль географических открытий, которые смогли подготовить эпохальные научные открытия: Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галилей, И.Ньютон. «Механические знания стали механическим мировоззрением» (Б.Г.Кузнецов). Отсюда – переворот в самой методологии мышления: мифологическое сознание переносило на материальные объекты природы духовные качества человека; научное сознание поступало наоборот: переносило на социальную, культурную, духовную сущность человека свойства и структуры материальных объектов. Так рождалась познавательная операция, которая в 19 в. будет названа «позитивистской редукцией» (т.е. свед е ние высшей формы бытия к низшей, сложного к простому). Такое познание потребовало анализа: считалось, что целое можно разложить на части для удобства изучения, потом сложить, суммировать полученные знания и получить целое знание. Только 20 век смог понять, что целое больше составляющих его частей. Механицизм, аналитизм и – позже – программирование появились во всех областях деятельности: литературе, искусстве, политической идеологии (испанская плутовская повесть, французский комический роман, групповой портрет).

 

Таким образом, 17 век не самодостаточен. Он может быть понят только при сопоставлении его с предшествующим временем (Возрождением) и последующим (Просвещением) – он «передал эстафету» (М.С.Каган).

17 век показывает культуре её возможности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.