Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурная ситуация 18 века




Сущность эпохи Просвещения заключается в том, что общественное бытие стало приводиться в соответствие с новым типом общественного сознания.

КУЛЬТУРА 18 века

Сам факт присвоения культуре 18 века названия «Просвещение» говорит о том, какие силы победили. Тем не менее, победа была, как правило, только идейной. На практике сохранилось формальное господство феодальной монархии, религии в разных её модификациях, классицизма, который официально преподавали в Академии.

Но именно это привело к революционному взрыву.

 

Культура Востока продолжает оставаться индифферентнойпо отношению к Западу. Традиционализм Востока влечёт за собой его изоляционизм.

Напротив – Запад проявляет к Востоку всё больший интерес. Экспансия христианства на Восток, начавшаяся с Колумба, положила начало колониализму. Это определило асимметричный характер отношений Запада и Востока.

Европейцы «проплывают шесть тысяч лье по морю с единственной целью обратить в христианство жителей Индии, Сиама, Китая и Японии», и эти народы «терпят наших монахов и священников, иногда слушают, дозволяют им строить церкви и выполнять свою миссию», хотя всё это «не может не казаться им в высшей степени бессмысленным и странным» (Ж. де Лабрюйер).

Начинается активное изучение восточных языков в специально созданных институтах Вены и Парижа. Г.В.Лейбниц в одной из работ обосновал необходимость создания в Европе (в частности – в Петербурге) «Западно-восточных Академий». Вольтер включил в свой «Опыт о всеобщей истории» описание жизни арабов, китайцев, индейцев. В 1697 г. во Франции издана «Восточная библиотека».

Тем не менее, освоение Востока носило поверхностный характер, было модой на восточную экзотику. В прикладных и декоративных искусствах широко использовался китайский орнамент. Появился даже термин chinoiserie – «китайщина». В литературных произведениях популярным стал приём перенесения действия в Китай (принцип «конструирования утопий» - М.С.Каган).

Собственно западное пространство оставалось неоднородным, но уровни развития национальных культур начали выравниваться. Все национальные школы участвуют в общеевропейском процессе, что и закрепилось в общем названии периода – Просвещение («человек разумный» - К.Линней).

 

Характерные черты Просвещения:

  • В основе этого процесса – развитие промышленного производства (рынок, финансовое обращение, завершение стадии мануфактур, утверждение принципов свободной конкуренции).
  • Формирование демократической идеологии, либерализм. Это проявилось в компромиссной форме просвещённой монархии, в теориях утопического социализма.
  • Изменение характера религиозности. Религиозность становится приватным (частным, неофициальным)делом, особенно у протестантов. Официальная религиозность всё больше переходит в соблюдение внешних форм обрядности.
  • Идеология Просвещения – порождение западной цивилизации, поэтому это определение (как название культурной эпохи) не может быть эксплицировано (перенесено) на культуры Востока.
  • Завершение перехода от феодального общества и его мифологизировано-традиционалистской культуры к культуре светской, гуманистической, персоналистской и рационалистической.
  • Первые попытки перехода от суммативности средневековой философии к системным реконструкциям бытия, способных дать целостную картину мира с опорой на научные знания.
  • Универсальным противоречием 18 века становится противоречие между рационалистическими и эмотивными тенденциями культуры. Эмотивизм (сентиментализм) и рационализм существуют во взаимном тяготении. В 18 веке равно разрушительными были «смех Вольтера» и «плач Руссо» (А.И.Герцен).

Рационалистические тенденции Просвещения.

  • Французское название Просвещения – le siecle des lumières – «век света». Это – калька (точный перевод с иностранного языка составных частей слова соответствующими словами или морфемами родного языка) с немецкого die Aufklärung. Принято полагать, что употребление французами слово «свет» в названии эпохи носит концептуальный и полемический по отношению к религиозной символике характер. В христианской теологии метафорический смысл термина закрепил мифологическое обожествление солнца как природного источника света. Антитеза свет – мрак символизирует оппозиции верх – низ, небесное – подземное, божественное – дьявольское, жизнь – смерть и имеет экзистенциально-ценностный смысл. В этой связи религиозное искусство последовательно и многообразно воплощало семантику света: золотые фоны византийских мозаик, светоносные нимбы персонажей неба, дематериализация камня и «замещение» его витражами готических храмов. Всё это закреплено в знаменитых словах Дж. Мильтона в поэме «Потерянный рай»: «Господь есть свет». Таким образом, в названии эпохи «век света» заключено противопоставление Божественного света свету Разума. Это означало утверждение способности человека мыслить, а не верить. Вслед за декартовским cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую») пришло знаменитое определение человека как «человека разумного», которое дал К.Линней, разграничивая виды человека и животного. Для 18 века типичен ответ астронома П.-С.Лапласа на вопрос Наполеона о месте Бога в лапласовской картине мира: «У меня не было необходимости в этой гипотезе». Таким образом, в Просвещении понятие «свет» было перенесено из теологии на мыслительную способность человека.
  • « Религия, понимание природы, общество, государственный строй – всё было подвергнуто самой беспощадной критике; всё должно было предстать перед судом разума и либо оправдать своё существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Ф.Энгельс). Символическим доказательством мощи человеческого разума является издание 35 томов «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», выпущенное выдающимися учёными Франции под руководством Д.Дидро и Ж.Л. д’Аламбера. Энциклопедия включала три главных раздела: науки, свободные искусства и механические ремёсла. В энциклопедии описываются материалы, из которых готовятся вещи, изображаются инструменты и машины в разобранном и собранном виде, объясняются и в гравюрах показываются процессы работы, перечисляются профессиональные термины и т.д. Одна из существенных новаций Просвещения – возвышение ремесла и промышленности на уровень духовной культуры и художественного творчества.

Ситуация в Англии, Германии, России была в это время несколько иной. Их экономическое и политическое развитие было несоизмеримо более низким. Название эпохи в Англии однотипно немецкому и русскому – enlightenment, т.е. акцент делается не достигнутом состоянии, как во Франции, а на самой деятельности, цель которой – формирование просвещённого человека. «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого…Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения» (И.Кант).

· В этой связи – научная революция. Утверждение «естественного закона», который не знает исключения ни для Бога, ни для человека, в том числе – монарха. Естественный закон действует во всех сферах жизни –естественные права и свободы, естественные потребности, т.е общественное сводилось к природному. Отсюда – поиски «всеобщего порядка», склонность к классификациям и схемам.

  • Образование новых наук – политической экономии (Англия), эстетики (Германия, А.Баумгарен).
  • Создание первого культурологического исследования Джамбаттиста В и ко (1668-1744) – системного постижения исторического бытия человечества в его труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725). Это первый в европейской интеллектуальной жизни труд, специально посвящённый философии истории («новой науке»). Дж. Вико полагает, что «познанным может считаться лишь то, что сделано самим познающим». Мир природы создан Богом и может быть познан только им. Мир людей («мир гражданственности») создан людьми, и наука о нём людям доступна.

Эмотивистские тенденции Просвещения.

  • Культурное движение сентиментализма. То, что имелось в виду в работах Ж.-Ж. Руссо – эмоциональная жизнь личности, – на современном языке точнее обозначать термином «эмотивизм», а не «сентиментализм».
  • Разрыв с религиозным сознанием и обоснование этического и педагогического идеала в его разных модификациях: гражданственно-политического («Штурм и натиск») и гедонистически-эстетического (А.Ватто, Ф.Буше, А.Фрагонар).
  • Понимание процесса формирования человека не как его религиозное, а как его нравственное воспитание. Отсюда – развитие педагогических теорий. Педагогическая деятельность и её теоретические обоснования находятся в эпицентре культуры. Теории нравственного воспитания И.Канта (сущность воспитания как отношение к вере) и эстетического воспитания Ф.Шиллера (сущность воспитания по отношению к игре).
  • Педагогическое и художественное очень тесно взаимодействуют. Рождается жанр романа воспитания (Г.Филдинг, И,В.Гёте). Существенное изменение места искусства в европейской культуре – искусство становится самостоятельным и необходимым предметом осмысления. Религиозное восприятие заменялось эстетическим отношением к действительности. Отсюда – выдвижение и существенная роль в культуре Просвещения художественной критики, философской эстетики.
  • Замена антитез вера – знание, наука – религия антитезами польза – красота, экономика – искусство, ремесло – игра.

Своеобразие Просвещения в русской культуре.

  • Существенный разрыв между Россией и Западом (первый университет в Европе – в 12 в., в России – в 18 в.).
  • 18 век – период целостного преобразования социальной, экономической политической и культурной сферах – процесс «модернизации» русской жизни (Л.И.Семенникова).
  • Совмещение в одном столетии тех этапов, которые европейские культуры проходили последовательно. Отсюда – уникальный духовный сплав («Умом Россию не понять», «больная совесть» русского интеллигента, этническая «гибридизация»(концепция «евразийства») и т.п.).
  • Роль деятельности Петра I. Его задача – беспрецедентная в истории мировой культуры.Петр I – «первый русский большевик» (М.Волошин), «большевик на троне» (Н.А.Бердяев). Петр I «варварскими средствами вырвал Россию из варварства» (К.Маркс). Основа преобразований – подъём науки и техники.
  • Формирование нового типа личности – просвещённого патриота. Доминанта не образования, а воспитания. Уникальность факта воспитания «гражданок»: создание специальных женских учебных заведений (Институт благородных девиц в Смольном монастыре), возможность женщине (княгине Е.Р.Дашковой) быть президентом Академии наук.
  • Особое отношение русского Просвещения в культуре античности, которая естественно включалась в «перестройку» русской культуры.
  • Духовно-психологический бицентризм – противостояние двух столиц. Москва – символ традиционалистской, славянофильской, эмотивистской (сентименталистской) тенденций. Петербург – символ новаторской, западнической, рационалистической тенденций. Роль Московского университета, созданного М.В.Ломоносовым, как примиряющего начала. В биполярности, гетерогенности русской культуры – её уникальность, сила и богатство.

Художественная культура 17-18 веков.

Институциональный (организационный) аспект.

· Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства. Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла. Искусства начали причисляться к сфере интеллектуальных занятий. В 17 в. Ш.Перро предложил заменить понятие «свободные искусства» на понятие «изящные искусства». На этом пути встала проблема вкуса. 18 век – следующий этап. Единым принципом изящных искусств был определён принцип мимесиса. Этим была определена и структурно организована сфера культурного пространства. Его основные черты: воображение, способность доставлять наслаждение, причастность к прекрасному.

· Вычленение сферы изящных искусств привело к формированию нового типа отношений художника и мира. От Возрождения было унаследовано меценатство (Меценат – имя римского богача 1 в. до н.э., любителя и покровителя наук и искусств). Меценаты ценят творческую индивидуальность, а художник, как правило, и не рассчитывает на большее. Высокие придворные должности были исключением (например, Веласкес был гофмаршалом двора). При французском дворе художники назначались на должность камердинера (Valet de chamber). Художник 17 в. А.Сакки входил в состав домашней прислуги кардинала Антонио Барберини. Вместе с художником на этой должности были садовник, карлик и старая нянька. Потом его перевели в более высокий разряд прислуги, к которому принадлежали писцы, поэты и секретари. Но в 17 веке уже оформился и другой тип отношения к художникам (Голландия), для которого характерен разрыв личной связи художника и заказчика. Художник начинает работать на рынок, т. е. – на анонимного потенциального покупателя. Художник стал более свободен, но оказался одиноким и беспомощным.

· В этой связи начали складываться и новые формы контакта творческой индивидуальности с «потребителями искусства»: концерты, выставки. Сформировался новый тип «потребителя» - публика, зритель как нечто коллективное, массовидное. Первые художественные выставки в Риме, Париже относятся к концу 17 века.

· Возникло два типа авторства – 1) первичное – собственно сочинение; 2) вторичное – исполнительство. А отсюда – новый корпус «посредников» - издатель, продавец, антрепренёр. Дольше всех держится нерасчленённость первичного и вторичного авторства в драматургии: Шекспир, Мольер были актёрами.

· Профессионализация искусства привела к юридически закреплённому авторскому праву.

Информационный (содержательный) аспект.

· Противостояние и взаимодействие различных художественных систем: классицизма, маньеризма, барокко, просветительского реализма, сентиментализма.

· Эстетическая доминанта – драматизм.

· Новый образ человека. Утрачен идеал универсального человека. На первое место выдвигается внутренний драматизм личной жизни. В классицизме – драматизм столкновения страсти и долга. В сентиментализме – драматизм власти над человеком иррационального (страсть, томление, вера). В маньеризме и барокко – драматизм противостояния рационализму классицизма.

· Полиморфность и полистилизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.