КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социокультурная ситуация 18 века
Сущность эпохи Просвещения заключается в том, что общественное бытие стало приводиться в соответствие с новым типом общественного сознания. КУЛЬТУРА 18 века Сам факт присвоения культуре 18 века названия «Просвещение» говорит о том, какие силы победили. Тем не менее, победа была, как правило, только идейной. На практике сохранилось формальное господство феодальной монархии, религии в разных её модификациях, классицизма, который официально преподавали в Академии. Но именно это привело к революционному взрыву.
Культура Востока продолжает оставаться индифферентнойпо отношению к Западу. Традиционализм Востока влечёт за собой его изоляционизм. Напротив – Запад проявляет к Востоку всё больший интерес. Экспансия христианства на Восток, начавшаяся с Колумба, положила начало колониализму. Это определило асимметричный характер отношений Запада и Востока. Европейцы «проплывают шесть тысяч лье по морю с единственной целью обратить в христианство жителей Индии, Сиама, Китая и Японии», и эти народы «терпят наших монахов и священников, иногда слушают, дозволяют им строить церкви и выполнять свою миссию», хотя всё это «не может не казаться им в высшей степени бессмысленным и странным» (Ж. де Лабрюйер). Начинается активное изучение восточных языков в специально созданных институтах Вены и Парижа. Г.В.Лейбниц в одной из работ обосновал необходимость создания в Европе (в частности – в Петербурге) «Западно-восточных Академий». Вольтер включил в свой «Опыт о всеобщей истории» описание жизни арабов, китайцев, индейцев. В 1697 г. во Франции издана «Восточная библиотека». Тем не менее, освоение Востока носило поверхностный характер, было модой на восточную экзотику. В прикладных и декоративных искусствах широко использовался китайский орнамент. Появился даже термин chinoiserie – «китайщина». В литературных произведениях популярным стал приём перенесения действия в Китай (принцип «конструирования утопий» - М.С.Каган).
Собственно западное пространство оставалось неоднородным, но уровни развития национальных культур начали выравниваться. Все национальные школы участвуют в общеевропейском процессе, что и закрепилось в общем названии периода – Просвещение («человек разумный» - К.Линней).
Характерные черты Просвещения:
Рационалистические тенденции Просвещения.
Ситуация в Англии, Германии, России была в это время несколько иной. Их экономическое и политическое развитие было несоизмеримо более низким. Название эпохи в Англии однотипно немецкому и русскому – enlightenment, т.е. акцент делается не достигнутом состоянии, как во Франции, а на самой деятельности, цель которой – формирование просвещённого человека. «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого…Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения» (И.Кант).
· В этой связи – научная революция. Утверждение «естественного закона», который не знает исключения ни для Бога, ни для человека, в том числе – монарха. Естественный закон действует во всех сферах жизни –естественные права и свободы, естественные потребности, т.е общественное сводилось к природному. Отсюда – поиски «всеобщего порядка», склонность к классификациям и схемам.
Эмотивистские тенденции Просвещения.
Своеобразие Просвещения в русской культуре.
Художественная культура 17-18 веков. Институциональный (организационный) аспект. · Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства. Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла. Искусства начали причисляться к сфере интеллектуальных занятий. В 17 в. Ш.Перро предложил заменить понятие «свободные искусства» на понятие «изящные искусства». На этом пути встала проблема вкуса. 18 век – следующий этап. Единым принципом изящных искусств был определён принцип мимесиса. Этим была определена и структурно организована сфера культурного пространства. Его основные черты: воображение, способность доставлять наслаждение, причастность к прекрасному. · Вычленение сферы изящных искусств привело к формированию нового типа отношений художника и мира. От Возрождения было унаследовано меценатство (Меценат – имя римского богача 1 в. до н.э., любителя и покровителя наук и искусств). Меценаты ценят творческую индивидуальность, а художник, как правило, и не рассчитывает на большее. Высокие придворные должности были исключением (например, Веласкес был гофмаршалом двора). При французском дворе художники назначались на должность камердинера (Valet de chamber). Художник 17 в. А.Сакки входил в состав домашней прислуги кардинала Антонио Барберини. Вместе с художником на этой должности были садовник, карлик и старая нянька. Потом его перевели в более высокий разряд прислуги, к которому принадлежали писцы, поэты и секретари. Но в 17 веке уже оформился и другой тип отношения к художникам (Голландия), для которого характерен разрыв личной связи художника и заказчика. Художник начинает работать на рынок, т. е. – на анонимного потенциального покупателя. Художник стал более свободен, но оказался одиноким и беспомощным. · В этой связи начали складываться и новые формы контакта творческой индивидуальности с «потребителями искусства»: концерты, выставки. Сформировался новый тип «потребителя» - публика, зритель как нечто коллективное, массовидное. Первые художественные выставки в Риме, Париже относятся к концу 17 века. · Возникло два типа авторства – 1) первичное – собственно сочинение; 2) вторичное – исполнительство. А отсюда – новый корпус «посредников» - издатель, продавец, антрепренёр. Дольше всех держится нерасчленённость первичного и вторичного авторства в драматургии: Шекспир, Мольер были актёрами. · Профессионализация искусства привела к юридически закреплённому авторскому праву. Информационный (содержательный) аспект. · Противостояние и взаимодействие различных художественных систем: классицизма, маньеризма, барокко, просветительского реализма, сентиментализма. · Эстетическая доминанта – драматизм. · Новый образ человека. Утрачен идеал универсального человека. На первое место выдвигается внутренний драматизм личной жизни. В классицизме – драматизм столкновения страсти и долга. В сентиментализме – драматизм власти над человеком иррационального (страсть, томление, вера). В маньеризме и барокко – драматизм противостояния рационализму классицизма. · Полиморфность и полистилизм.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |