Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античный мир – Древний Рим




 

План

1. Географическое положение и природные условия, оказавшие влияние на развитие культуры Древнего Рима.

2. Периоды развития культуры Древнего Рима.

- Культура этрусков.

- Искусство периода Республики.

- Искусство периода Империи.

3. Выводы – особенности искусства Древнего Рима.

4. Литература

 

 

Культура Древнего Рима с его совершенными памятниками архитектуры, скульптуры, живописи, литературы составляют неотъемлемую часть античной культуры.

Но становление культуры римлян происходило в иных исторических условиях, нежели греков.

Вся история Рима – это стремительное превращение маленького города-полиса на Апеннинском полуострове в ведущую, а затем и крупнейшую сверхдержаву Средиземноморья.

 

1. Италия – большой полуостров в центре Средиземного моря. Очертания Италии на карте напоминают сапожок. Альпы образуют верх голенища. Для «сапожка» характерны три основных вида рельефа: на севере – альпийские хребты и холмистое предгорье, простирающееся до долины реки По. Южнее равнины – Апеннины. Берега Италии не так изрезаны заливами, как берега Греции. Остров рядом почти нет. Исключение – Сицилия. Пахотных земель больше, чем в Греции. Поэтому издавна занимались земледелием, скотоводством, а мореплавание было развито слабо.

 

 

2. Становление собственно римского искусства – архитектуры, различных типов рельефа, скульптурного портрета, основных литературных жанров относится ко времени республики (6 – 1 вв. до н.э.). расцвет приходится на 1 – 2 вв. н.э. с этого времени искусство Древнего Рима принято классифицировать как искусство империи, для которого принята более детальная периодизация. В ее основе лежат хронологические рамки правления императоров, поскольку именно их вкусы оказывали решающее воздействие на выбор того или иного стиля. Поэтому в рамках искусства империи принята следующая периодизация:

- искусство империи Октавиана Августа (31 г. до н.э. – 14 г. н.э.)

- искусство империи Юлиев – Флавиев (14 – 96 гг. н.э.)

- искусство империи Траяна (98 – 117 гг. н.э.)

- искусство империи Адриана (117 – 138 гг. н. э.)

- искусство империи Антонинов (138 – 192 гг. н.э.)

- искусство поздней империи (3 – 4 вв. н. э.).

Период поздней империи может быть охарактеризован как время кризиса римского искусства, заката великой античной культуры.

 

2.1. Первое поселение на месте Рима, вероятно, было этрусским (этруски или туски, или тиррены). Их происхождение окружено тайной. Они пришли в Италию в начале 1 тысячелетия. Этруски умели обрабатывать железо и бронзу, ездили на колесницах или верхом, строили города и плавали по морю. У них были цари и много жрецов. Язык этрусков до конца не расшифрован; мы знаем отдельные слова и имена, которые дошли до нас через римлян. Например, имя Сергей значило «высокий».

Этруски построили в Северной Италии много городов. Некоторые из них существуют и сейчас: Болонья, Флоренция, Падуя, Капуя, Вольтера.

Изобразительное искусство этрусков. Изделия из керамики, мастерство и тщательность их отделки. Техника ювелирного искусства, изящество и разнообразие художественных образов, игра света и тени. Причудливые вытянутые очертания скульптур («вечерние тени»), проработка индивидуальных черт лица, каноничность поз. Техника бронзового литья. «Капитолийская волчица» - скульптурный символ «вечного города».

От этрусков к римлянам перешли бои гладиаторов, начавшиеся с варварского обычая умерщвлять на могиле тирана рабов. Этруски создали тускский ордер, в основе которого лежат пропорции дорического. Этруски владели техникой фрески. И в их многочисленных гробницах, названия которых определялись тем или иным персонажем или сюжетом (гробница быков, львиц, леопардов, щитов, охоты и рыбной ловли), ничто не напоминало о смерти. Сюжеты были самыми разными – от эпизодов Троянской войны до жанровых сцен – и очень динамичными, а краски использовались не темные и мрачные, а яркие и светлые. Фигуры на фресках выписаны очень реалистично, что указывает на влияние греческого искусства. Состоятельные этруски жили в роскоши. Женщины пользовались полированными бронзовыми зеркальцами с гравировкой на оборотной стороне.

Тоскана, Лацио и Умбрия богаты этрусскими памятниками; Григорианский музей в Риме, Археологический музей во Флоренции хранят богатые коллекции этрусских древностей

Этруски были первой крупной цивилизацией на территории Италии.

2.2. Культура Рима в первые века республики развивалась медленно, формируясь под влиянием художественной культуры этрусков.

 

 

Во 2 в. до н. э. Рим подчинил себе Грецию и Пергамское царство в Малой Азии. Победа над Грецией обернулась для Рима своего рода культурным поражением: сильный в военном отношении, он оказался под влиянием высококультурного противника.

Прежде всего римляне позаимствовали пантеон богов, хотя сначала римская религия была близка к религии этрусков.

Главное место в римском пантеоне занимал Юпитер-громовержец, могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури. Янус, уступивший свои функции Юпитеру, стал божеством времени, владыкой всех начал: дня, месяца, года. Бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа, чья слава началась с основателя города Рима – Ромула – сына Марса. Богиня домашнего очага Веста почиталась как покровительница государства. функции Геры, Афины, Гермеса, Афродиты, Диониса выполняли соответственно Юнона, Минерва, Меркурий, Венера, Вакх.

От имени римских богов происходят не только наши названия планет, но и названия многих месяцев и дней недели в разных европейских языках. Например, по-английски суббота – «день Сатурна», понедельник – «день Луны», а по-французски вторник – «день Марса», среда – «день Меркурия», четверг – «день Юпитера».

Однако в римском пантеоне богов значительно больше, чем в греческом.

 

Влияние греков сказалось и на римской архитектуре. Этруски дали – арку, греки – ордер. Римляне, соединив арку и колонну, создали римскую ячейку и ввели в строительный обиход аркаду, которая стала широко применяться ими при строительстве мостов, акведуков, театров, памятников. К традиционным греческим ордерам римляне добавили взятый от этрусков тускский и вычурный капитель, который соединил ионические волюты с коринфским.. через них прославляли мощь республики: храмы, амфитеатры, термы, форумы, триумфальные арки и колонны.

Из памятников республиканской поры сохранились: Аппиева дорога, причудливой формы гробницы вдоль дорог (цилиндр на кубическом основании с головой быка, в форме египетской пирамиды, гробницу владельца пекарен украшает фриз, воспроизводящий с традиционно римской пунктуальностью сцены работы пекарей), храм Юлия Цезаря – первый храм, посвященный смертному (был воздвигнут на том месте, где сожгли останки диктатора).

Храмы строили по типу греческих: прямоугольной формы на высоком постаменте, вход с одной стороны и к портику вела широкая лестница. Но колонны выступали из стен на половину объема – выполняли декоративную функцию.

Возводились круглые храмы – ротонды: сочетание круговой композиции и продольной оси легли в основу крестово-купольного храма.

Римский город строился как аналог планировки римского военного лагеря с валами и крепостными стенами. Рим – город на семи холмах с форумом – центром политической и культурной жизни.

Украшали город квадратные фонтаны и водоемы, кранами которых служили разинутые пасти животных или опрокинутый сосуд. Сооружение при последнем царе Тарквинии Гордом канализационной трубы – клоаки. Большую часть зданий в Риме составляли многоквартирные доходные дома (высотой в 20 м). в оформлении внутренних покоев использовали настенную живопись (фрески в Помпеи, Геркуланум). Росписи имитировали мраморные плиты и были бессюжетные, но имели сложные многофигурные композиции.. На стенах – объемные архитектурные детали: цоколь, пилястры, карниз (Вилла Мистерий в Помпеях).

К числу памятников скульптуры времен республики относятся статуи и портретные бюсты. Скульптурный портрет ведет свое начало от восковой маски, снимавшейся с умершего и хранившийся в доме потомков. Римляне не относились к скульптуре с почтением греков.

 

К 3 веку до н.э. относится зарождение римской литературы. Письменность римляне переняли у этрусков, а те еще раньше у греков. Но государственным языком стал язык латинян, наиболее многочисленного племени.

 

Развитие литературы началось из подражания греческим

оригиналам. Ливий Андроник перевел «Одиссея» на

латынь; Квинт Энний – воспевший героическое прошлое

римского народа а «Анналах»; Гай Юлий Цезарь «Записки

о Галльской войне».

Записки Юлия Цезаря изучал А.Суворов, а личность

Цезаря привлекала внимание Шекспира и Вольтера,

Шиллера, Ибсена и Шоу.

Тит Ливий – писатель-историк, известно его сочинение

«История от основания Рима», которую изучал А.Суворов,

прошедший с русской армией путем Ганнибала – через

Альпы.

Кружок римских поэтов 1 в. до н.э. культивировал малые

литературные формы (эпиграммы – надписи на

памятниках, элегии), сознательно противопоставляя их

эпосу и драме.

В Риме предпочтение отдавалось комедии, т.к. власти

боялись идеологического влияния на массы.

Марк Туллий Цицерон – римский политический

деятель, оратор и писатель, автор повествовательной прозы, новелл, памфлетов, анекдотов. Он являлся воплощением худо

жественной культуры итальянского народа, как Пушкин –

русского, Гёте – немецкого. А.И.Радищев и декабристы

видели в нем символ «духа вольности».

 

Театральное искусство Древнего Рима: грандиозность

театральных представлений, состязания гладиаторов,

укрощение диких зверей, искусство актеров пантомимы.

 

2.3. После убийства Юлия Цезаря и 14 лет гражданской кровопролитной войны к власти пришел внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан Август. Его правление представляет собой монархию, скрытую под маской республики. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что правление Августа было «золотым веком» всей культуры Древнего Рима, и особенно литературы. Будучи человеком мудрым и дальновидным, август стремился поддерживать свое государство не только силой оружия. Он окружал себя людьми, понимавшими силу искусства.

В кружке Мецената – поэты Гораций, Тибул, Вергилий.

Публий Вергилий Марон – наиболее известные произведения:

«Буколики» (пастушеские песни», «Георгики» (поэма о труде

садоводов, землепашцев, скотоводов и пчеловодов), «Энеида»

-героическая поэма о божественном происхождении рода

Августа, о мировом господстве Рима, о гордости за успехи

римского оружия и превращения Рима в мировую империю.

 

Ориентация на греческое наследие прослеживалась не только

в литературе, но и архитектуре. Император восстанавливал

старые храмы и возводил новые. Были разработаны новые

способы отделки фасадов – облицовка.

Театр Марцелла – первый стационарный театр Древнего Рима.

Скульпторы копировали шедевры древнегреческой пластики.

На Палатине возводили роскошные дворцы, получившие

название палаццо по месту их расположения. Их украшали

фресками, мозаикой. Мозаикой древние называли картины,

посвященные музам. И как вечны были музы, так и картины

должны быть вечны. Поэтому их писали не красками, а

набирали из кусочков цветных камней, стекла – смальты.

Декорировали мозаикой и рыночные лавки – по ней можно

было составить представление о виде торговли.

 

После смерти Августа наступило время правления династии Юлиев – Клавдиев: Тиберия, Калигулы, Клавдия, Нерона.

Следование классическим традициям Древней Греции во времена Августа уступило место помпезности, характерной для всех видов изобразительного искусства.

 

В архитектурных сооружения использование бетона.

Строительство Колизея и перестройка Рима.

Памятные события отмечались строительством арок.

Сохранилась триумфальная арка Тита - сооружена на

высоком участке священной дороги форума Романо, и

украшена рельефами, изображающими

шествие Тита в сопровождении богини победы Виктории

и гения римского народа.

 

Золотой дом Нерона занимал несколько кварталов и состоял из дома, отделанного золотом, перламутром и драгоценными камнями, пруда, полей, виноградников, лугов и лесов.

С приходом к власти Флавиев постройки Нерона демонстративно разрушались. Снесли и знаменитый Золотой дом Нерона.

 

В скульптуре запечатлевали человека в эффектной позе,

колоссы отливались из драгоценных металлов, мраморные

изваяния покрывались позолотой.

 

В живописи богатство декоративных росписей – на стене

размещали большие сюжетные композиции, чередуя их с

«окнами», в которых «виднелись» пейзажи (что нашло

отражение в период позднего Возрождения в творчестве

Веронезе), предметы живой природы. Хорошо владели

цветом.

 

Культура в период правления Траяна – своеобразная реакция на художественную политику Флавиев с ее роскошью быта и пышностью украшений. Траян был прежде всего полководец и в результате завоевательных войн империя достигла максимальных границ. Величие Траяна – в величественных архитектурных и инженерных сооружениях. До нашего времени дошла небольшая часть построек, остальные погребены под улицей Императорских форумов.

 

Остались – рынок и форум Траяна, акведук.

Рынок представлял полукруглое четырехэтажное

сооружение. Рынок должен был укрепить один из 7

холмов Рима, которому грозил обвал. Нижний этаж

вогнутый полукруг а лавками посередине. Над вторым

высился третий, несколько отодвинутый к середине

холма так, чтобы перед лавками и за ними проходили

мощеные улицы. По ним можно было попасть на самую

важную часть рынка – в 2-хэтажный зал, где бала

раздача товаров населению и совершались сделки. На

последнем этаже располагались рыбные ряды с ваннами,

дно которых украшали мозаичные изображения рыб,

которые там находились.

 

Среди классиков римской литературы этого времени –

Публий Корнелий Тацит. наиболее известны: «История»

и «Анналы», в которых даны психологические портреты

Юлия Цезаря, Сенеки, Цицерона. Интерес к писателю-

- историку возникает в 9 веке, а в 15 в. гуманисты ищут

его рукописи, т.к. улавливали с ним родство душ.

 

Искусство империи Адриана – преемника Траяна, было направлено на создание видимости благополучия и процветания империи. Империя уже не завоевывала, а оборонялась. Адриан в художественной политике ориентировался на высокую классику Греции. После Августа это была вторая такая волна обращения к классике, поскольку сам император был разносторонне образованным человеком (поэт, архитектор, поклонник искусства). Строил триумфальные арки, театры, храмы, акведуки, жилые кварталы с островками зелени и цветниками, с водоемами, что свидетельствовало об изысканном вкусе их создателя.

Искусство первой половины его царствования воплощало идеи могучей процветающей державы. К концу его правления в искусстве обозначился интерес к переживаниям человека, его внутреннему миру.

 

В Риме до сих пор сохранился «храм все богов», самое

замечательное сооружение того времени (Пантеон).

В Тиволи, близ Рима, расположена вилла Адриана.

Император-философ воплотил здесь идеи, вынесенные

им из восточных путешествий. В период империи ее

площадь превышала размеры центра Рима. Здесь

сохранились развалины терм, латинской и греческой

библиотек, греческий театр и личная студия Адриана.

 

Искусство империи Антонинов - это годы правления Антонина Пия, Марка Аврелия, Коммода. Величие Рима утрачивает прежнее значение, христанская религия начинает завоевывать умы и сердца людей, находя отражение в литературе и философских трудах. Возросла экономическая роль провинций (Алжир,, Ливия, Карфаген – Тунис, Малая Азия, Греция). В архитектуре того времени не было создано ничего, подобного Колизею или Пантеону. Основное внимание уделялось строительству роскошных вилл (в живописной местности Кампанья). В развлечения входило посещение терм (бань), театров и спортивных зрелищ.

 

В Помпеях, разрушенных при извержении Везувия

в 79 г. н.э., сохранилось множество деталей

повседневной жизни..

В Риме на площади Колонна - колонна марка

Аврелия, украшенная строгим рельефом со

сценами войны на Дунае.

 

В историю литературы вошел император Марк

Аврелий Антоний - разносторонне образованный

серьезный и усердный, философ на троне. После

его кончины осталась исповедь «К самому себе»

(«Размышления») – проповедь добра и призыв к

самосовершенствованию.

Но самый известный Апулей, знаменитый автор

«Метаморфоз» («Золотого осла»), в которых

герой одержим идеей «хочу знать если не все, то

как можно больше». Сюжет романа построен на

магической основе (в современном языке –

фантези). В романе панорама жизни древнего

мира. Но известен он современному читателю

поэтической сказкой о Купидоне и Психеи. В

раннем Возрождении эротические эпизоды

«метаморфоз» были использованы Боккаччо в

«Декамероне», миф о Купидоне и Психее

привлек внимание баснописца Лафонтена и в 18

веке русского поэта Ф.Богдановича, автора

«Душеньки».

 

Искусство поздней империи обусловлено историческим событиями того времени. Начало «эры солдатских императоров»; новые реалии – гражданские войны, «варваризация» Империи (натиск варваров), сепаратизм провинций при установившейся неограниченной монархии, превращение христианства в господствующую религию.

Период поздней империи может быть охарактеризован как время кризиса римского искусства, заката великой античной культуры.

 

Выдающимся архитектурным памятником той

эпохи являются термы Каракаллы, которые

существовали до 6 века (разрушили готы). Они

вмещали 1600 человек. Там были библиотеки,

художественные галереи, гимнастические залы,

конференц-залы и лавки с продуктами. Термы

окружали парк с фонтанами и бассейном. Пол

в них был выложен цветным мрамором и

многокрасочной мозаикой; стены украшены

рельефами; драгоценными металлами, стеклом.

В многочисленных нишах и между колоннами

стояли стати («Лаокоон»). Большая часть в 16

веке этих роскошных украшений была из терм

перенесена в Палаццо Фарнезе, некоторые в

Национальном археологическом музее в

Неаполе, в Григорианском музее светского

искусства Ватикана.

 

Скульптура этого периода - со сложной

композицией и драматизмом, что достигалось

техникой исполнения. Изображали сражения,

борьбу, охоту, мифологические сюжеты.

Портретные бюсты мужские выполняли из

необработанного мрамора, а женские – из

белого, чуть прозрачного отполированного.

 

Фаюмские портреты.

 

 

3. В основе культуры Древнего Рима – система идеологии и ценностей: патриотизма, уважения к традициям предков, представление об избранности народа Рима.

Заложенные в характере римлян исключительная прямолинейность, целеустремленность, склонность к аналитическому мышлению, умение выделять из сложного простые элементы, художественное осмысление жизни наложило отпечаток на искусство. Оно играло подчиненную государству роль. Римляне с легкостью и мудрой практичностью заимствовали культурные достижения завоеванных стран, создавая самобытную культуру с присущим ей одной отпечатком величия. Римляне выше всего ценили политиков, юристов, полководцев. Римские законы до сих пор используются при составлении новых законов и конституций во многих странах.

Огромную роль в развитии народов Европы сыграл латинский язык.

 

 

Домашнее задание: - внимательно прочитать текст; подготовиться к семинару, на котором будут заданы вопросы на знание данного текста и особенностей культуры периода античности;

- составить таблицу «Культура Античного мира»

(выполнить ее в формате А4, шрифт 14) и представить к зачету - семинару 12.12.2011)

 

 

Культура античного мира

 

Достижения в области: Культура Древней Греции Культура Древнего Рима
Пантеон богов    
Архитектура    
Скульптура    
Изобразительное искусство    
Декоративно-прикладное искусство    
Литература    
Наука    

 

Можно воспользоваться сайтами в Интернете:

 

- The intemtional Council of Museums

- Uffizi, Florence

- Le louvre Paris, Paris

- Metropolitan Museum of Art, New Vork

- British Museum, London

- www.arts – museum.ru (изобразительных искусств им.А.Пушкина, Москва)

- school – collection.edu.ru (цифровой образовательный ресурс)

 

Можно воспользоваться:

- Популярная иллюстрированная энциклопедия. Древний мир. – М.,2005




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.