Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура
Смирнов А.Н. Древние славяне. - М. Москва -1990.
5. Рыбаков Б.А. Мир Истории. Начальные века русской истории. - М.: Молодая гвардия. - 1987.
6. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. - М., Владос. - 1995.
Литература
Архитектура
Живопись
Церковь
- влияние ига на темпы и ход развития.
Жанры:
· Летописи;
· Исторические повести;
· Житие;
· Хождения.
Произведения:
· «Повесть о разорении Рязани»;
· «Повесть о Щелкане» (о восстании в Твери в 1327г.);
· «Житие Александра Невского» (О Невской битве);
· «Задонщина» (о 1380г., Софоний Рязанец);
· «Сказание о Мамаевом побоище» (О Куликовской битве);
· «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем» (1382г);
· «Хождение за три моря», (Афанасий Никитин, XV)
· Московский Кремль
Белый камень Красный кирпич
1367-1369гг.
Иван III
Д. Донской
1. Успенский собор
(1475-1479гг),
Аристотель Фиорованти;
2. Благовещенский собор
(1484-1489гг.);
3. Церковь Ризоположения;
Создатели: псковские мастера;
4. Грановитая палата;
- начало строительства: 1487г.- Марко Фрязин,
- окончание:
1491г. – Пьетро Антонио Солари;
5. Троице-Сергиева Лавра,
Троицкий собор, основан Сергием Радонежским.
Фреска - техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.
6. Феофан Грек (1340-1410),
использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде.
Иконы: Богоматерь.
7. Андрей Рублёв
(конец 14в.- первая треть 15в.), возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие.
Иконы: «Спас», «Троица».
Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.
8. Дионисий
(1440-1505гг.), предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета. Расписал Ферапонтов монастырь.
Течения в церкви (к.14- нач.15в)
Нестяжатели Иосифляне Нил Сорский ИосифВолоцкий
Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела.
Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской.
Стригольничество - первая русская ересь, критика недостойного поведения духовенства.
Литература. Общественная мысль
Церковь
Архитектура
Живопись
Книгопечатание
Дополнительные сведения
Жанры:
· Летописи:
1. «Степенная книга» (описание правлений русских князей от Владимира Святого до);
2.«Лицевой летописный свод».
· Исторические повести:
1. «Казанское взятие»;
· Публицистика:
1. «Сказание о князьях Владимирских»; концепции наследственной связи русских государей с византийскими императорами.
2. И.Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете – Салтане»: идеал государственного устройства - сильная самодержавная власть.
3. А.Курбский: «История о великом князе Московском»; идея- ограничение царской власти. Переписка с царём о путях развития Руси, об отношении монарха с подданными.
4. Сильвестр «Домострой»- энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм, правила поведения в семье.
5. Митрополит Макарий «Четьи – минеи» – сборник, в котором произведения располагались по дням, чтение их предписывалось церковью.
Феодосий Косой- лидер еретиков, критиковал догматы христианства: о божественной природе Христа, воскрешения мёртвых; монашество.
Максим Грек выступал против обогащения церкви.
Матвей Башкин - против официальной церкви, осуждал холопство.
Василий Патрикеев (Вассиан Косой)- нестяжатель, за независимость церковной власти от государственной.
Стиль: шатровый. Данный стиль основан на национальных традициях деревянного зодчества. Характеризуется устремлённостью вверх. Завершается многогранной пирамидой. Наличие шатров, увенчанных маковкой, покраска под кирпич, побелка.
Памятники:
· Церковь Вознесения
в селе Коломенском: 1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.
· Покровский собор
(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.
· Архангельский собор,
архитектор - Алевиз Новый, 1506-1508гг.
· Колокольня Ивана Великого
Фёдор Конь – Белый город (3-я каменная линия укрепления)
Изображение на иконах лиц царей, князей,
исторические сюжеты
1564г. - начало книгопечатания, Иван Фёдоров и Петр Мстиславец;
«Апостол» – первая русская (датированная) печатная книга.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление