Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ход урока




Этапы урока (структурные звенья) Методические действия учителя Учебная деятельность ученика
1. Организационные моменты (1-2 мин.) Работа с журналом Ответы при перекличке
2. Объяснение нового материала (20 мин) 1 Понятие культура Начать данную лекцию предлагается с беседы по ряду вопросов. · Какие науки дают нам образцы человеческой деятельности? (история, литература, мировая художественная культура) · Какой предмет показывает необходимость приобщения к культуре и раскрывает возможности конкретной личности в культурной деятельности? (обществознание) · Что такое "культура". Каждый предлагает выписывает свое определение понятия "культура" Учеников необходимо подвести к выводу: культура - это понятие в обществознании очень многозначно. Записать обобщённое определение понятия "культура" в виде кластера.   Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой - человеческая деятельность, опирающаяся на наследие всех предыдущих поколений, порождающая и передающая это наследите тем, кто придет на смену ныне живущим. Понятие “культура” появилось в глубокой древности. Им первоначально характеризовали качество труда (деятельности) по возделыванию, обработке почвы, металла, камня, воспитанию. Это понятие культуры с самого начала охватывало огромный диапазон человеческих деяний. По мере того как люди все глубже проникали в тайны природы и самого человека, расширялось и само понятие “культура”. В современной науке имеются сотни определений культуры. К сожалению, большинство из них непонятны и трудновоспроизводимы, тогда как понятие “культура” должно быть операциональным, легким в употреблении. Этим требованиям соответствует понимание культуры как качественной характеристики жизнедеятельности общества в целом и основных его субъектов в отдельности. Становится и развивается она вместе с формированием общества, совершенствуясь вместе с ним.   В современном языке понятие культуры употребляется в разных значениях. Под культурой подразумевают: · совокупность достижений человечества в различных сферах общественной жизни; · способ организации общественных отношений, представленный в системе официальных и неофициальных социальных институтов; · степень развития личности, приобщения человека к достижениям науки, искусства, права, морали и других областей духовности.   2 Материальная и духовная культуры   Существует множество видов культур: материальная, духовная, народная, авторская, религиозная, светская, массовая, субкультура, контркультура. В наиболее общем понимании Культуру подразделяют на материальную и духовную. Здесь важно не путать ее с объектами, предметами культуры. Собор Василия Блаженного, Большой театр и т. п. - объекты культуры, а вот, их качественная характеристика: кто, когда, где, чем и т.п. - культура.Скрипка - музыкальный инструмент, предмет культуры, а скрипка Страдивари - предмет культуры XVI в. Исполненное на ней музыкальное произведение - предмет духовной культуры, а вот, кто, как, когда, где и т.п., т.е. его качественная характеристика - культура. Жизнедеятельность общества - многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Мини-дискуссия: "Если бы в экстренной ситуации можно было спасти не более трех вещей, какие вещи взяли бы вы? Почему?   3 Элементы духовной культуры   Когда мы говорим о культуре социального субъекта, мы имеем в виду его потенциал совокупный, сформировавшийся во всех сферах жизнедеятельности общества. В социологии главное внимание уделяется функционированию элементов в духовной культуре. Знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке, как системе знаков и символов, наделенных определенным значением. Язык - инструмент формирования, накопления и передачи знаний. В свою очередь знания выступают основанием убеждений - важного элемента культуры. Убеждение - определенное духовное состояние, чувственное переживание знания как личностно значимого, достоверного. Убеждения - единство знаний, эмоций и воли, выступающие в форме: ценностных ориентаций, установок, норм, принципов поведения, мотивов действий. В основе их лежат ценности - свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта. В социологии ценности рассматривают как представления о добре, зле, счастье, честности, верности, любви, добродетели - факторах регуляции социальных взаимодействий. Ценности - определяющий элемент культуры, ее ядро. Вступая в жизнь общества, человек всему дает свою оценку. Основанием ее выступают ценности. Ценности ориентируют, побуждают, мотивируют социального субъекта на конкретные действия. Социологию интересуют прежде всего ценности, выступающие регуляторами взаимодействий людей в обществе, т. е. социальные ценности. Важными элементами культуры являются социальные нормы, привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, ритуалы, нравы, мода, вера и др. Какие из этих элементов присутствуют в вашей семье и как проявляются?   Ученики слушают, записывают лекцию, отвечают на вопросы.
3. Закрепление (5 мин) Ответьте на вопросы: Что такое культура? Какие бывают виды культуры? В чем особенность материальной и духовной культуры? Какие элементы духовной культуры вы можете назвать?   Фронтальный ответ на вопросы.
4. Физкульт минутка (3 мин) Выбор ученика, который будет проводить физминутку Выполнение упражнений
5. Домашнее задание (3 мин) 1. Боголюбова Л.Н. «Обществознание» 10 класс. М., 2009. §8. С. 78-90.   Ученики записывают домашнее задание.
6. Рефлексия (3 мин) Выяснение мнения учащихся о проделанной работе Учащиеся высказывают свои предположения
7. Подведение итогов (5 мин) Объявление оценок и индивидуальная характеристика работы каждого учащегося Выслушивание приговора учителя

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.