Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия и мифология. Ранняя римская религия была анимистической, т.е




Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, были ей присущи и черты тотемизма (почитание капитолийской волчицы).

Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались маны – души умерших, гении - духи-покровители мужчин, лары – хранители домашнего очага и семьи, пенаты – покровители дома и городов. Злыми духами считались ларвы – души непогребенных покойников, лемуры – призраки мертвецов.

Уже в царскую эпоху очевиден некоторый формализм в отношении римлян к религии. Все культовые функции были распределены между жрецами, объединенными в коллегии. Верховными жрецами являлись пантифики. Существовали также особые коллегии жрецов-предсказателей: авгуры гадали по полету птиц, гаруспики – по внутренностям жертвенных животных.

Начиная с III в. до н.э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Древнейшими богами Рима были Юпитер - верховный бог-громовержец, Марс – бог войны, Квирин – Ромул, и Веста – богиня домашнего очага. После завоевания Греции начинается отождествление римских и греческих богов: Зевс – Юпитер, Афина – Минерва, Арес – Марс, Гермес - Меркурий и т.д. Примерно со II в. до н.э. начинается проникновение в Рим культов восточных богов Осириса и Исиды, Митры и др. Мифология как таковая отсутствовала, существовал лишь единственный миф о Ромуле и Реме.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами (одно обращено – в прошлое, другое – в будущее). Римский пантеон никогда не был замкнутым. Считалось, что приход сюда иноземных богов лишь усиливает мощь римлян.

В религии Древнего Рима императорского периода происходит окончательное и полное слияние греческих и римских богов. А в I в. н.э. на востоке Римской империи в одной из ее провинций (в Иудее) зародилось христианство. Оно возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии – Спасителя. Образ мессии – Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I в. н.э. появились жизнеописания основоположника новой религии – Евангелия. В начале своего существования, христианство вызывало неприязненное отношение со стороны римских властей. В середине III в. н.э. христианство становится преследуемой религией, но постепенно оно распространилось по всей территории империи и стало значительной силой. В 325 г. император Константин своим указом сделал христианство государственной религией (был издан эдикт). В том же году Константин созвал первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половине IY в. был окончательно сформирован Новый Завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния Апостолов, послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). А в 395 г. император Феодосий Великий запретил все языческие религии, и христианство осталось единственной официально существующей религией Римской империи.

Философия и литература.

Из Греции в Рим проникли различные философские учения. Свои учения в Риме так и не были созданы. Наибольшее развитие в Риме из всех этих учений получил стоицизм (Сенека, Марк Аврелий). В римской философии императорского периода особое развитие кроме стоицизма получают также скептицизм и неоплатонизм. Со II века началось развитие христианской философии, были заложены основы средневековой схоластики и богословия.

Римское (латинское) письмо возникло на базе западного варианта греческого письма. Из всех видов литературных произведений внимание римлян привлекали, прежде всего, исторические сочинения, а также такие жанры, как комедия (Плавт) и поэзия (Лукреций («О природе вещей»), Катулл).

I в. н.э. в римской литературе называют «золотым веком». Особого расцвета литература достигает в правление первого римского императора Августа. Стремясь укрепить свой авторитет он привлекает ко двору писателей, поэтов, художников. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную поддержку приблеженный Августа – Гай Цильний Меценат, чье имя стало нарицательным. Среди тех, кто пользовался его поддержкой были такие знаменитые поэты, как Вергилий, автор «Энеиды» и Гораций, поэзия которого стала образцом для европейской лирики.

Немного позже творил еще один знаменитый поэт – Овидий, автор поэмы «Метаморфозы». Римская литература I-II в. н.э. представлена целым созвездием имен: писатели Апулей, автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы» или «Золотой осел», Плутарх, знаменитый «Сравнительными жизнеописаниями» выдающихся греков и римлян, сатирики Ювенал, Петроний и Лукиан.

Истоки римской историографии восходят еще к календарям жрецов-понтификов. В республиканскую эпоху наибольший вклад в ее развитие внесли Саллюстий и великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь, оставивший потомкам «Записки о Галльской войне».

В эпоху ранней империи римская историография достигает своего расцвета. Титу Ливию принадлежит труд «История Рима», Тацит – автор работ «Анналы», «История», «Германия». В этот период были созданы фундаментальные труды по римской и всемирной истории, однако крупный недостаток историографии этого времени – ее явная ориентация на прославление империи.

Особым жанром в литературе являлась ораторская проза, здесь наиболее известный автор – Цицерон.

В тоже время в Риме активно развивается театр. Римская драматургия сначала представляла собой переводы с греческого, но уже в I веке появились оригинальные римские пьесы – как комедии, так и трагедии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.