Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиологические механизмы эмоций и чувств




Сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений — изменяется ритм дыхания, деятель­ность сердечно-сосудистой системы, меняется работа слюнных (пересыхает во рту), слезных и потовых желез. Физиологически это значит, что возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-либо объекта) при определенных условиях распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что и обусловливает соответствующие изме­нения в организме. Положительное эмоциональное состояние по­вышает работоспособность, снижает утомляемость человека. Да­же утомленный человек в ходе сильных положительных эмоцио­нальных переживаний приобретает способность достаточно энер­гично и продуктивно действовать. Положительные эмоциональные переживания всегда связаны со значительным подъемом жизнен­ного тонуса всего организма в целом. Отрицательные эмоциональ­ные переживания связаны с такими изменениями в организме, ко­торые снижают психическую активность человека, ведут к значи­тельному ухудшению его деятельности, к падению трудоспособ­ности. Вот почему все, что усваивают школьники на уроке в со­стоянии воодушевления, подъема, при наличии положительных чувств, понимается лучше, запоминается прочнее и надолго, т. е. учебная деятельность проходит с наибольшей продуктивностью.

В последние годы, ученые открыли существование в разных подкорковых отделах мозга своеобразных эмоциональных центров, которые условно были названы «центрами страдания» и «центра­ми наслаждения». Животным (крысам, а потом и обезьянам) в эти центры вживляли электроды. Электроды соединялись со слабым источником тока, который можно было включать, нажав на педаль. Животные выучивались нажимать на педаль и таким образом включать ток, идущий к ним в мозг. От раздражения «центров страдания» животные сразу же активно отказывались, убегали, причем все их реакции свидетельствовали о том, что они испытывают страдание. «Центры наслаждения» животные раздражали, беспрерывно нажимая на педаль много часов подряд, отказываясь от воды и пищи, вплоть до полного изнеможения. Раздражение током других центров подкорки вызывало приступы безудержного гнева и ярости у животных, которые моментально успокаивались, как только прекращалось это раздражение.

В целях лечения практику­ется введение тончайших электродов в отдельные участки и человеческого мозга. При раздражении одних зон люди сообщают о возникновении у них приятных ощущений общего удовлетворе­ния, а также подъема, бодрости, немотивированной радости. При раздражении других зон больные говорят о чувствах трево­ги, беспокойства, угнетения, иногда беспредметного страха. Пока еще роль указанных центров в общей эмоциональной жизни че­ловека не вполне ясна.

В осно­ве физиологических механизмов чувств лежат стойкие системы связей в коре, в образовании которых решающую роль играет у человека вторая сигнальная система. Вторая сигнальная система очень влияет и на проте­кание эмоций, она может сдерживать их проявление, что откры­вает возможность человеку управлять своими эмоциями и чувст­вами.

Внешнее выражение эмоций: Изменяя жизнедеятельность чело­века, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения — в состоянии гнева, страха человек бледнеет, так как кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда, или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделе­ние, сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.

Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела — поза, жест), а также в так называемой вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловые ударения). Раз­личная интонация при произнесении, например, слова «что» мо­жет выражать радость, удивление, испуг, растерянность, гнев, равнодушие, презрение и т.п. По мимике и пантомимике мы судим о переживаемых человеком эмоциях.

Переживая радость, человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос угро­жающим. И горе очень выразительно внешне — человек весь согнулся, поник, плечи его опущены, у рта — горестная складка, он рыдает или, наоборот, цепенеет от горя.

Менее сильные и глубокие эмоциональные пережива­ния не проявляются в такой резкой внешней форме. А в тех слу­чаях, когда человек научился управлять выразительными движе­ниями, сдерживать их, эмоции и вообще могут не проявиться внешне.

Для выражения наиболее глубоких и сложных эмоции и чувств человечество в процессе развития создало искусство: музыку, жи­вопись, скульптуру, поэзию. Произведения искусства, отражая большие чувства художников, писателей, композиторов, всегда волнуют, вызывают у людей ответные эмоциональные реакции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.