Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Широкополосные усилители на транзисторах




Духовная сфера тоже обладает чрезвычайно сложной структурой. Она включает в себя философские, научные, религиозные, художественные, правовые, политические, этические и другие воззрения людей. А также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.д. Все эти элементы тоже находятся во взаимной связи и взаимодействии.

Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические организации и движения и т.д.). Государство, как и любая политическая система, очень дифференцировано.

Экономическая сфера – есть единство производства, потребления, обмена и распределения. Всякое производство есть вместе с тем и потребление. Но всякое потребление есть вместе с тем производство. Государство, ничего не производящее, ничего не будет потреблять. В свою очередь, производство и потребление не существуют без обмена и распределения.

Социальную сферу представляют этнические общности людей (род, племя, народ, нация и т.д.), различные классы - рабы, рабовладельцы, крестьяне, буржуазия, пролетариат и другие социальные группы.

В структурированном целом разные сферы выполняют разные функции, которые различаются по значимости для субъектов истории, то есть для людей. Чтобы общество функционировало как целостное социальное образование, необходимы, прежде всего, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Иначе говоря, нужно постоянно и непрерывно производить материальные ценности, строить жилье, заводы, фабрики, производить пишу, одежду и т.д. Это естественный процесс исторического развития общества. Поэтому у Маркса были все основания утверждать, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Другими словами, экономический фактор всегда выступает в конечном счете как детерминанта, движущая сила исторического процесса.

Детерминирующая роль экономического фактора вовсе не значит, что генетически экономическая сфера предшествует другим сферам общественной жизни. Разумеется, это было бы абсурдным утверждением. Все сферы находятся в единстве, и ни одна из них не предшествует другой. Экономика детерминирует весь исторический процесс в конечном счете, но на каждом этапе его развития другие сферы могут выступать в качестве доминанты, то есть могут играть господствующую роль.

Кроме того, находясь в постоянном взаимодействии, все сферы общественной жизни влияют друг на друга и тем самым на все историческое развитие. Общественное сознание, государство, социальная сфера и другие неэкономические факторы обладают самостоятельностью, имеют собственные закономерности развития и логику. Так, развитие философии необязательно совпадает с экономическим базисом той или иной страны. В экономически отсталой стране весьма успешно может развиваться философия как специфическая область духовной жизни. В феодальной Германии возникла классическая немецкая философия, внесшая неоценимый вклад в мировую философскую культуру. В аграрной России мы видим взлет философской мысли B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и многих других.

Развивая материалистическое учение об обществе, К. Маркс ввел понятие общественно-экономическая формация – это система устойчивых общественных отношений, социальных групп и учреждений, а также форм общественного сознания, функционирующая и развивающаяся на основе определенного способа производства.

Он выделил пять ОЭФ:

1. Первобытнообщинная.

2. Рабовладельческая

3. Феодальная

4. Капиталистическая

5. Коммунистическая – общество основано на началах колективизма, базирующееся на крупной промышленности, единой общественной собственности, с бесклассовой структурой, характеризующимися прямым снабжением из общественных фондов. Включает две фазы: социализм и собственно коммунизм.

 

Вопрос 2. Сферы общественной жизни

Экономическая сфера включает производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. В процессе материального производства участвуют люди; они организуют, направляют, осуществляют этот процесс благодаря своим физическим данным, знаниям, опыту, навыкам.

Материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей. Весь строй жизнедеятельности людей в конечном счете зависит от способа, каким люди в каждую историческую эпоху производят материальные блага. Способ производства материальных благ – это тот способ общественной деятельности, которым люди производят и присваивают материальные блага, необходимые для удовлетворения их потребностей. Это также способ соединения рабочей силы со средствами производства.

Структуру способа производства составляют производительные силы общества и производственные отношения. Производительные силы – это силы, участвующие в осуществлении общественного производства. Они выражают отношение человека к природе в процессе материального производства, степень господства человека над природой. Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент производительных сил. Но кроме того, для осуществления процесса производства необходим исходный материал, или предмет труда, который подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и металлы и т.п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда – предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир и преобразования его в интересах общества. Все возрастающая сложность орудий труда является показателем достигнутого уровня производства и, как следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также соответствующие здания, транспорт и т.д. Все это вместе с орудиями труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда образует средства производства. Система средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую базу общества.

Конкретным проявлением средств труда выступает техника как система создаваемых человеком машин, инструментов, транспортных средств и приспособлений, необходимых для эффективного осуществления производственной деятельности.

Технический прогресс – важнейший фактор роста производительности труда, а следовательно, показатель уровня развития производительных сил общества. Современное развитие производительных сил основывается на широкой базе научно-технического прогресса. Он связан с бурным развитием микроэлектроники, информатики, биотехнологии, массовой компьютеризацией и т.д. Современная научно-техническая революция есть коренная перестройка в развитии производительных сил, а ее основные черты – превращение науки в ведущую силу производства, внедрение автоматического управления, изменение технологических методов производства и форм его организации.

Производственные отношения – это вторая сторона способа производства, которая выражает экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе материального производства: отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Производственные отношения – это внешнее выражение характера способа производства, то существенное, что отличает один способ производства от другого.

Экономические отношения – это производство, обмен, распределение и потребление материальных благ. Они формируют содержание других социальных отношений и в этой функции выступают как системообразующий фактор общества. Производственные отношения выступают в качестве объективного критерия для определения общественно-экономических формаций, т.к. с помощью категории производственных отношений возможно познание законов исторического развития общества.

 

Социальная сфера. Главным признаком, на основе которого выделяется социальная сфера жизни общества, являются общности людей, которые представляют собой совокупность людей, объединяемую исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями и обладающую рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие.

Социальная структура общества представляет собой целостную совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии.

Социальные общности различаются между собой по ряду черт, среди которых наиболее значимыми (для их выделения в самостоятельные общности) будут потребности и интересы, ценности и нормы, место в общественном разделении труда и связанные с ними социальные роли; различие между ними усматривают также в степени их социальной однородности и устойчивости.

Различия между социальными общностями имеются и в так называемом количественном их составе. Самыми крупными (или большими) оказываются расы, нации, классы; к малым относятся социальные группы - трудовые коллективы в цехах заводского предприятия, в средних школах, больницах и т.п.; среди малых социальных групп существует такой важнейший институт общества, как семья.

Генетически первой малой группой, из которой формировалась крупная общность, была семья. Она имела ряд форм, одна из которых - нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, - преобладает в нашу эпоху. Отношения в современной семье характеризуются неформальностью межличностных взаимоотношений, совместным трудом, единым бытом и связанными с ними имущественными отношениями, регулируемыми правом; одной из важнейших целей семьи является продолжение рода и воспитание детей. В данном случае имеется в виду и фамильный род, и род человеческий. Но в первобытном обществе из семей складывался род как первая этническая общность. Род, понимаемый в качестве кровнородственного объединения людей, являлся основной социальной и производительной ячейкой первобытного общества. Объединение же двух и более родов (иногда оно насчитывало несколько тысяч человек) составляло племя. Объединение не означает механического сложения родов. Как отмечают исследователи, племя есть объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, так как в основе его продолжают находиться кровнородственные связи. Но формирование племени уже кладет начало разделению функций внутри общности: хозяйственная функция остается за родом, другие общественные функции закрепляются за племенной организацией. Позднее появляется тенденция к обособлению кровнородственных связей.

Возникновению народностей предшествуют распад родоплеменных связей и образование на этой основе новой общности - уже не сугубо этнической, а социально-этнической. Немало народностей образовалось не только из различных этнических групп (болгарская, венгерская), но и из различных рас (например, итальянцы). Ввиду своей большей численности и рассеянности по территории возникает потребность в новом уровне хозяйственных связей по сравнению с племенем, и вместе с тем здесь нет еще той целостности экономической жизни, которая возникает у нации. Это относительно неустойчивая общность. В первобытных общностях (в том числе у народностей) господствовало натуральное хозяйство, для наций же характерна экономическая целостность на базе сравнительно развитой специализации и разделения труда между отдельными районами страны. Народность определяется как исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей. Эти черты народности можно обнаружить при феодализме. В недрах феодализма по мере углубления и укрепления экономических связей происходит процесс становления нации.

Нации характерны уже для периода развертывавшегося капитализма и для товарно-денежных рыночных отношений. Как отмечается в ряде работ по социальной философии, условием формирования наций стали общность экономической жизни, наличие единого рынка и единой территории, закрепленной в виде централизованного государства; для нации характерны общность культуры, наличие общего языка; культура выражается в особенностях образа жизни, искусства, национального характера, обычаев, традиций, психологии, возникает и упрочивается национальное самосознание как осознание человеком своей принадлежности к данной этнической группе, к ее культуре и традициям; оно сплачивает людей благодаря не только объективным, но и субъективным - психологическим, ментальным связям. Краткое определение понятия "нация": нация - это исторически сложившаяся устойчивая форма объединения людей, имеющих, как правило, общность территории, экономики, языка, традиций, культуры и психологического склада.

К большим социальным общностям относятся (наряду с нациями) расы – исторически сложившиеся группы людей, которым свойственны общность происхождения, наследственных морфологических и физиологических признаков, передаваемых потомству (цвет кожи, волос, разрез глаз, форма носа, очертания головы и т.п.); возникновение рас связано прежде всего с различием географических, климатических условий, с взаимодействием генного наследственного аппарата человека с этими условиями. В реальных исторических условиях происходит частичное смешение рас (увеличивается количество метисов).. Имеются расы негроидная (черная), европеоидная (белая) и монголоидная (желтая). Существует также более двух десятков малых рас - австралоидная, индейская, полинезийская и др.

Помимо наций и рас, к большим социальным общностям относятся также касты, сословия, страты, классы. Классы стали формироваться, как было уже отмечено, еще в недрах первобытного общества. Это понятие было употреблено впервые не К. Марксом, как полагают ныне некоторые противники марксизма: о классах писали еще в начале XIX века французские историки Ф. Гизо и О. Тьери, а также английские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Дело ведь не в том, чтобы признавать или не признавать реальное существование классов, а в том, чтобы адекватно исторической действительности выявить их роль в развитии общества; многие справедливо считали, что К. Маркс абсолютизировал роль классов и классовой борьбы в историческом развитии общества. В марксистской литературе, между прочим, имеется одно из наиболее удачных исходных определений понятия "класс". "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" [1]. По К. Марксу, в капиталистическом обществе имелось два класса - буржуазия и пролетариат, между которыми располагается мелкая буржуазия, дифференцирующееся крестьянство и интеллигенция; социалистическая революция ведет к ликвидации классового деления общества.

 

Существуют различные концепции социальной стратификации

 

1) вертикальная дифференциация когда люди различаются:

по возрасту – дети, молодежь, средний возраст и т.д.;

по естественно-биологическим признакам – полу, возрасту, расовой принадлежности;

2) когда люди различаются:

общественно-историческим параметрам организационная стратификация;

по социальным параметрам – этническая и национальная стратификация.

Особое значение имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую. Социальная мобильность является основой нормального существования общества, самореализации каждого человека. Низкая мобильность – свойство тоталитарного государства. Высокая – характерна для демократических, динамично развивающихся общесвт.

Политическая сфера – служит для управления другими сферами общества. Она играет интегрирующую роль, превращает совокупность систем общества в органичное целое. Политическая система представляет собой совокупность политических субъектов (элит, государства, партий, общественно-политических организаций) и отношений между ними. Главным элементом политической системы общества выступает государство, представляющее собой совокупность государственной власти, населения, территории и отношений между ними.

Государственная власть включает в себя:

– политическую элиту;

– государственный аппарат;

– юридические нормы (конституция, законы, инструкции), на основе которых функционирует государственная элита, бюрократия, граждане;

– материальные ресурсы (оружие, финансы, связь, транспорт, тюрьмы), с помощью которых осуществляется политическое насилие.

 

К основными функциями государственной власти относятся:

идеологическая (выработка программных целей, планов, сроков их осуществления);

охранительная (поддержание порядка внутри общества);

военная (защита и нападение);

правовая (установление правовых норм);

кадровая (подготовка, распределение кадров);

организаторская (исполнение решений, координация деятельности разных органов, мобилизация населения);

экономическая (сбор налогов, реализация крупных хозяйственных проектов, организация обороны страны);

образовательная (воспитание подрастающего поколения);

научная (организация научных исследований);

социальная (обеспечение населения работой, жильем, медицинскими услугами).

Духовная сфера является возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно духовная деятельность отличает человека от других живых существ. Будучи порождением общественной практики, исторически духовная сфера жизни завершает собой формирование социума, достраивая его доверху.

Главной целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его ценности.

Среди функций духовного производства выделяют:

духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной);

производство фундаментальных идей. При этом следует различать производство прикладных идей, которые одухотворяют процесс каждодневного совершенствования общественной жизни, и производство фундаментальных, способных изменить или вывести ту или иную сферу жизнедеятельности на новые горизонтали, или принципиально поставить новые цели и задачи. Так, например, концепция разделения власти в политико-правовом сознании, идея миссионерства в религии, теории относительности в естественнонаучном сознании;

функция производства знания о новых идеях и распространении этого знания. Для того чтобы новые идеи и знания (прикладные и фундаментальные) нашли свое место в общественной жизни, они нуждаются в трансляции. Эту функцию осуществляют общеобразовательные и высшая школы, культурно-просветительские учреждения, средства массовой информации;

функция производства общественного мнения неразрывно связана с предыдущей функцией, однако в процессах специально направленных на формирование общественного мнения, доминирующее значение получает идеологический момент.

 

Структура духовной сферы жизни общества:

 

Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование, которое включает:

· Политическое сознание – совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и цельных теоретических систем, отражающих конкретные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и политическим институтам общества.

· Правосознание – включает систему общеобязательных социальных норм и правил, установленных в законах, а также систему взглядов людей (и социальных групп) на право, оценку ими существующих в государстве норм права как справедливых или несправедливых, а также поведения граждан как правомерного или неправомерного. Право тесно связано с политикой, с государством, кроме того, право базируется (или должно базироваться) на нормах нравственности. Нравственное и правовое сознание выполняют единую регулятивную функцию в обществе.

· Религиозное сознание – составная часть, общественного сознания, сфера духовной жизни общества, основанная на вере в сверхъестественное. Оно включает два взаимосвязанных уровня явлений: обыденный и концептуальный (идеологический), или религиозную психологию и религиозную идеологию. Для религиозного сознания характерны такие особенности:

– в нем в большей мере, чем в других формах общественного сознания людей, идеология связана с психологией;

– его содержанием, цементирующей основой является религиозная вера, т.е. вера в сверхъестественное;

– основными предпосылками формирования и развития религиозного сознания выступают религиозная деятельность (культ) и религиозный опыт.

· Философское сознание – система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. По определению В.С. Степина философия есть «особая форма общественного сознания и познания мира вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих существенных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни».

· Эстетическое или художественное сознание принадлежит к числу древнейших форм общественного сознания и представляет собой осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. (классы, нации и.д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия.. И поскольку эти условия для каждой их больших групп различны, неизбежно различаются между собой и социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности и т.д.

Идеология есть система теоретических взглядов отражающих степень познания обществом мира целом и отдельных его сторон,и как таковая она представляет более вы кой по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания – уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом «общественная», ибо существует еще психология возрастная, профессиональная и т.д., то понятие «идеология» в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер.

В обществознании наряду с общественным сознанием выделяют и индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание есть отражение общественного бытия отдельным человеком через призму конкретных условий его жизни и деятельности.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задание студентам для самостоятельной работы:

 

1. Самостоятельно изучить вопрос «Семья в социальной сфере жизни общества», «Эволюция ценностей (философский аспект).

 

Использованная для подготовки лекции литература:

1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие.– М.: ООО «ТК Велби»,2003. – 256с.

2. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000.– 560с.

3. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.– 440с.

4. Краткая философская энциклопедия. – М.: Издательская группа «Прогресс – «Энциклопедия», 1994. – 576с.

5. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – М.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896с.

6. Постмодернизм. Энциклопедия. – Мн.: Иинтерпрессервис; Книжный Дом. 2001. – 1040с. – (мир энциклопедий).

7. Современный философский словарь / Под общей ред. д. ф. н. профессора В.Е. Кемерова. – 2-е изд., испр. и доп. – Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «Панпринт», 1998. – 1064с.

8. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.

9. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 590с.

10. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.

11. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2002. - 623 с.

12. Ахмебининский Б.В., Храленко Н.И. Философия. – М.: Вузовская книга, 2002. – 336с.

13. Лешкевич Т.Г. Философия: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М., 2003. – 192с. – (Серия «Вопрос-ответ»).

14. Основы современной философии. Издание 2-е дополненное. Серия «Мир культуры, истории и философии». – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 352с.

Философия (конспект лекций в схемах). – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 256с.

 

Лекция разработана доцентом кафедры общегуманитарных дисциплин, к.ф.н.

«29» августа 2011 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.