Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни вмешательства




Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов в воде, воздухе, продуктах питания. Уровни вмешательства.

 

Существуют "Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия и стронция в пищевых продуктах и питьевой воде", разработанные с целью снижения дозы внутреннего облучения населения Республики Беларусь, что достигается ограничением поступления радионуклидов с продуктами питания, а также "Республиканские допустимые уровни содержания цезия-137 в древесине, продукции из древесины и древесных материалов и прочей непищевой продукции лесного хозяйства (РДУ/ЛХ-2001)".

С целью степени уменьшения загрязнения сельскохозяйственной продукции разработан комплекс специальных защитных мероприятий, основными из которых являются: подбор культур, система обработки почвы, известкование кислых почв, внесение удобрений. Для получения продукции животноводства, отвечающей допустимым уровням радиоактивного загрязнения продуктов питания, рассчитаны нормативы предельно допустимого содержания радионуклидов в конкретных кормах для животных на основе типов рационов кормления.

Республиканские допустимые уровни содержания цезия и стронция в пищевых продуктах и пищевой воде (РДУ-99)

Наименования продуктов Допустимое содержание
цезия-137, Бк/кг, Бк/л Стронция-90, Бк/кг, Бк/л
Вода питьевая   0,37
Молоко и цельномолочная продукция   3,7
Творог и творожные изделия  
Сыры сычужные и плавленные  
Молоко коровье  
Мясо и мясные продукты: – говядина, баранина и продукты из них – свинина, птица и продукты из них     – –
Картофель   3,7
Хлеб и хлебобулочные изделия   3,7
Мука, крупа, сахар  
Жиры растительные  
Маргарин и жиры животные  
Овощи и корнеплоды  
Консервированные продукты из овощей, фруктов и ягод  
Ягоды дикорастущие  
Грибы свежие  
Грибы сушеные  
Детское питание всех видов в готовом для употребления виде   1,85
Фрукты  
Молоко концентрированное и сгущенное  
Прочие продукты питания  

 

Республиканские допустимые уровни содержания цезия-137 в древесине, продукции из древесины и древесных материалов и прочей непищевой продукции лесного хозяйства (РДУ/ЛХ-2001)

Наименование продукции Удельная активность, Бк/кг
Лесоматериалы круглые для строительства стен жилых зданий  
Лесоматериалы круглые прочие  
Древесное технологическое сырье  
Топливо древесное  
Пиломатериалы, изделия и детали из древесины и древесных материалов для строительства (внутренней обшивки) стен жилых зданий  
Пилопродукция, изделия и детали из древесины и древесных материалов прочие  
Прочая непищевая продукция лесного хозяйства  

Отсутствие единого подхода к ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, наличие серьезных разногласий по вопросам безопасного проживания и трудовой деятельности на загрязненных территориях, дефицит достоверных данных в мировой науке о действии малых доз радиации на население, длительное время проживающее в реальных условиях хронического внешнего и внутреннего облучения (при одновременном действии на организм гамма-излучения, альфа – и бета частиц и их комплексного влияния с другими вредными факторами окружающей среды), уникальность и масштабность произошедшей катастрофы требует определения более жестких критериев проживания, по сравнению с действующими.

При разработке критериев проживания исходили из реальных результатов работ по ликвидации последствий катастрофы, отсутствие профилактических мер в первый период после катастрофы, экономических и социальных факторов и определения условий которые максимально позволяют уменьшить опасность для здоровья населения.

В основу концепции проживания населения на загрязненных радионуклидами территориях положены следующие принципы:

1.Любая, даже самая малая дополнительная доза радиации, не является безопасной для живого организма, что требует обязательного принятия мер по ее снижению. В связи с этим следует говорить не об абсолютной безопасности, а о приемлемом риске.

2.Возможность синергизма или усиления повреждающего действия на организм ионизирующих излучений при совместном действии других повреждающих факторов внешней среды.

3.Отсутствие условий для одновременного переселения большого количества населения в чистые регионы и в связи с этим необходимость поэтапного переселения населения.

4.Существование различий в сложившейся радиационной обстановке, наличие химических и других загрязнений среды и другие факторы требуют индивидуального подхода к условиям проживания в каждом населенном пункте.

5.Максимальное сохранение здоровья населения, национальных и культурных ценностей.

Оценка состояния радиационной безопасности должна основываться на следующих основных показателях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения»:

характеристике радиоактивного загрязнения окружающей среды;

анализе обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и соблюдения норм, правил и гигиенических нормативов;

вероятности радиационных аварий и их предполагаемом масштабе;

степени готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

анализе доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

числе лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз.

Радиационная безопасность населения обеспечивается созданием безопасных условий жизнедеятельности людей, отвечающих требованиям НРБ-2000 и ОСП-2002; установлением квот на облучение от разных источников, организацией радиационного контроля, эффективностью планирования и проведения мероприятий по радиационной защите в нормальных условиях и в случае радиационной аварии, организацией системы информации о радиационной обстановке.

Обеспечение радиационной безопасности является государственной задачей, организуется в целях защиты населения от поражающего воздействия ионизирующих излучений, а внешней среды от загрязнения радиоактивными веществами при эксплуатации радиоизотопных устройств, при использовании радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений.

Обеспечение радиационной безопасности осуществляется постоянно и достигается проведением специальных мероприятий, которые включают:

*установление и поддержание режима радиационной безопасности;

*контроль за состоянием радиационных объектов;

Радиационная безопасность на объекте и вокруг его обеспечивается за счёт:

*качества проекта радиационного объекта;

*обоснованного выбора района и площадки для размещения радиационного объекта;

*физической защиты источников излучения;

*зонирования территории вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;

*условий эксплуатации технологических систем;

*разрешений уполномоченных государственных органов на практическую деятельность в сфере обращения с источниками ионизирующего излучения;

При нормальных условиях облучения контроль за источниками осуществляется таким образом, чтобы дозы облучения населения были ниже допустимых уровней, предписанных нормами. При этом контроль доз облучения населения является средством осуществления контроля над источником, а удержание облучения ниже допустимых уровней не требует ограничения человеческой деятельности.

В случае ядерной или радиационной аварии количество выброшенных радиоактивных веществ не подается контролю. Это приводит к облучению населения дозами, превышающими основные дозовые пределы для нормального облучения. В этих условиях принцип непревышения основных дозовых пределов не может быть обеспечен путем исправительных действий, направленных на осуществление контроля над источником и поэтому ограничение последующего облучения осуществляется защитными мероприятиями, применяемыми как к окружающей среде, так и к человеку. Эти мероприятия связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного функционирования территории, то есть является вмешательством, влекущим за собой экономический и экологический ущерб, а также риск неблагоприятного воздействия на здоровье населения.

Вмешательство- любое действие, направленное на снижение или предотвращение воздействия излучения от источников, которые вследствие аварии вышли из-под контроля.

Основные принципы радиационной безопасности для нормальной деятельности с некоторыми изменениями акцентов применяются и для ситуаций вмешательства. Единственный их компонент, который нельзя применять,- это предел дозы облучения отдельных лиц из числа населения.

В основе принятия решений по вмешательству лежат три общих принципа:

1.Вмешательство должно быть обоснованным, т. е. введение защитной меры должно принести больше пользы, чем вреда (принцип оправданности вмешательства).

2.Уровень. при котором вводится вмешательство, и уровень, при котором оно затем прекращается, должны быть оптимизированы с тем, чтобы добиться максимальной выгоды (принцип оптимизации вмешательства).

3.Должны быть приняты все возможные меры для предотвращения серьезных детерминированных эффектов посредством ограничения доз ниже пороговых значений для этих эффектов.

Вмешательство осуществляется при использовании одного или не скольких защитных мероприятий:

-организация укрытий и убежищ;

-назначение препаратов стабильного йода;

-эвакуация;

-отселение;

-защита органов дыхания;

-индивидуальная санитарная обработка;

-контроль доступа в загрязненные районы;

-контроль загрязненности воды и пищевых продуктов и запрет (или ограничение) на отдельные пищевые продуты;

-дезактивация местности и имущества;

использование индивидуальной защитной одежды;

-изменение профиля сельскохозяйственного и промышленного производства.

Перечисленные защитные мероприятия сами по себе имеют негативные стороны, так как нарушают привычный уклад общественной и экономической жизни, а иногда оказывают прямое вредное воздействие на здоровье и самочувствие людей. Все они ограничивают свободу деятельности и выбора, и отвлекают ресурсы, которые могли бы быть направлены на решение других социальных задач. Таким образом, при решении вопроса о введении той или иной конкретной защитной меры требуется оценить как пользу этой меры в терминах снижения риска, так и вред (принцип оправданности вмешательства).

Выбрать оптимальную стратегию-это минимизировать суммарный риск, или получить максимальный выигрыш на единицу затрат.

Сложность оптимального выбора в том, что почти всегда уменьшение одного риска сопровождается увеличением другого. Так например, установление жестких радиационных критериев на продукты питания может привести к их недостатку в рационе, а эвакуация населенного пункта приводит не только уменьшению дозы, но и к изменению привычного уклада жизни, стрессам и связанным с этим ухудшением здоровья.

Кроме того степени риска, следующие за выполнением различных мер защиты, сильно отличаются друг от друга. По этой причине невозможно установить один приемлемый во всех случаях уровень вмешательства. Поэтому, для каждого защитного мероприятия по соображениям радиационной безопасности целесообразно определить нижний уровень дозы А (ниже которого введение защитной меры нецелесообразно, так как ущерб, наносимый вмешательством, превосходит вред от предотвращаемого облучения), и верхний уровень дозы Б (при котором обязательно следует предпринять выполнение данной защитной меры, так как ущерб от облучения больше ущерба, наносимого самим вмешательством). Диапазон доз между этими двумя уровнями является тем интервалом, в пределах которого решение о выполнении мер защиты принимается по принципу оптимизации с учетом конкретной обстановки и местных условий.

 

 

Доза

Введение меры защиты обязательно

 

 

__________________________________Б Верхний уровень дозы

 

 

Диапазон, в котором устанавливаются

оперативные уровни вмешательства

по принципу оптимизации

 

_____________________________________А Нижний уровень дозы

 

Введение меры защиты неоправданно

 

Поэтому при принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятий) следует руководствоваться следующими принципами:

* предлагаемое вмешательство должно принести обществу и, прежде всего, облучаемым лицам больше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате снижения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред и стоимость вмешательства, включая его социальную стоимость (принцип обоснования вмешательства);

*форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть оптимизированы таким образом, чтобы чистая польза от снижения дозы, т. е. польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба, связанного с вмешательством, была бы максимальной (принцип оптимизации вмешательства).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.