Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекцияекции 4. Основные этапы развития группы в тренинге

Случайная погрешность измерений ее оценка

Случайная погрешность - составляющая погрешности измерения, изменяющаяся случайным образом при многократных измерениях одной и той же физической величины. В проявлениях такой погрешности не наблюдается никакой закономерности, они обнаруживаются при повторных измерениях одной и той же величины в виде некоторого разброса получаемых результатов.

Грубая погрешность (промах) – случайная погрешность результата отдельного измерения, входящего в ряд измерений, которая для данных условий резко отличается от остальных результатов этого ряда. Они возникают из-за неправильных действий оператора (его психофизического состояния, неверного отсчета, ошибок в записях или вычислениях, неправильного включения приборов или сбоев в их работе). Причиной возникновения промахов может быть также кратковременные резкие изменения условий проведения измерений. При обработке результатов с помощью специальных критериев результаты, содержащие промахи отбрасывают.

Случайные погрешности нельзя исключить из результатов измерений, т.к. невозможно предсказать результат отдельного измерения и исправить его введением поправки., однако их можно существенно уменьшить путем увеличения числа измерений. Поэтому для получения результата, максимально приближающегося к истинному значению, проводят многократные измерения с последующей математической обработкой экспериментальных данных. Применяемые для такой обработки методы теории вероятности и математической статистики позволяют установить вероятностные (статистические) закономерности появления случайных погрешностей и на их основании дать количественные оценки результата измерения и его случайной погрешности.

Вопросы.

1. Понятия «Погрешность измерений», «Погрешность средств измерений», «Действительное» и «Истинное» значения измеряемой величины. Классификация погрешностей.

2. Систематическая погрешность измерений. Виды систематических погрешностей и причины их возникновения.

3. Способы обнаружения и уменьшения систематических погрешностей. Поверка средств измерений.

4. Случайная погрешность измерений и ее оценка.

 

 

§4.1 Групповая динамика

§4.2 Стадии и фазы развития групп

 

 

§4.1 Групповая динамика

Групповая динамика — одно из центральных понятий, введен­ное в социальную психологию К. Левином в первой половине XX века. Впоследствии это понятие стало также центральным в практике групповой работы. Общее понимание этого феномена сводится к тому, что он рассматривается как «...совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явле­ний, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой груп­пы и его этапы» (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 99)

Шутц В., рассматривая особенности развития группы, уста­новил определенный характер ее динамики:

■ на ранних этапах развития группы ее участники испытыва­ют стремление к включению в ситуацию. Здесь формирует­ся чувство принадлежности к группе и желание установить адекватные отношения со всеми ее участниками;

■ на второй стадии ярко актуализируются потребность в конт­роле ситуации, негативизм. Возникают соперничество, стрем­ление к независимости, желание выделиться, занять лиди­рующее положение;

■ на третьей стадии доминирующее место занимает потреб­ность в привязанности. Устанавливается тесная эмоцио­нальная взаимосвязь участников друг с другом. На первый план выступают сплоченность, чувство открытости, близо­сти, эмпатии (W. Schutz, 1958).

 

Фоппель К. (2004), рассматривая этапы развития группы, пи­шет следующее:

«Каждая группа одновременно развивается в двух плоскостях, а именно в плоскости работы над групповой задачей и в области развития социальной структуры.

Первую область многие, к сожалению, считают гораздо более важной. Речь здесь идет о том, что группа берется за поставленную задачу и доводит ее до конца. Это может быть задача для команды менеджеров в фирме (образование работоспособной команды), для школьного класса (обучение новым навыкам и знаниям), для терапевтической группы (переориентировка участников со стра­тегий выживания на личностный рост) и т. д.

В то же время между членами группы возникают межличност­ные отношения, динамика которых связана с индивидуальными потребностями в принадлежности, влиянии и уважении. Сложив­шиеся межличностные отношения именуются в дальнейшем со­циальной структурой группы.

Идеальная модель развития группы, по его мнению, выглядит следующим образом:

■ стадия 1 — ориентация;

■ стадия 2 — конфронтация и конфликт;

■ стадия 3 — согласие, сотрудничество и компромисс;

■ стадия 4 — интеграция личных потребностей и требований группы (Фоппелъ К., 2004).

Представленная идеальная модель группового развития пока­зывает, что происходит с группой в плоскости развития социаль­ной структуры и в плоскости достижения целей. Эта модель под­ходит практически к любому виду групп. Как ребенок проходит через специфические стадии биологического, эмоционального и когнитивного развития, так и каждая группа проходит через ряд определенных стадий. В то же время как развитие ребенка, так и развитие группы является единственным в своем роде и неповто­римым процессом.

 

По мнению Исуриной Г. Л., к характеристикам групповой ди­намики традиционно относят:

- цели и задачи группы;

- групповые роли и проблемы лидерства;

- групповую сплоченность;

- напряжение в группе;

- актуализацию эмоционального прежнего опыта;

- образование подгрупп;

- фазы развития группы.

 

На современном этапе в понятие групповой динамики входит 5 основных элементов:

1. Цели группы.

2. Нормы группы.

3. Сплоченность группы.

4. Структура группы и проблема лидерства.

5. Фазы или стадии развития группы.

Элементы групповой динамики — все процессы, происходящие в группе, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения группы за время её существования.

 

Остановимся на каждом элементе групповой динамики подробнее.

1.Цели группы.

В контексте проблем групповой динамики важно отметить, что внимание тренера должно быть сосредоточено на следующем:

- на формировании адекватных и конструктивных целей;

- на формировании адекватных ожиданий;

- на преодолении существенного расхождения между обще­групповыми целями и целями отдельных участников группы.

Цель группы - определяет тот результат, который группа должна получить в ходе своего функционирования, своей работы или жизнедеятельности. Цель группы зависит от методологических основ, на которой строится программа каждой отдельно взятой группы. В зависимости от типа группы будут формулироваться специфические цели участников, достижению которых и служит их опыт пребывания в группе. Если функции группы состоят преимущественно в решении каких-либо проблем, главенствующее значение имеет решение определенной задачи, а не психическое самочувствие отдельных личностей. В группе личностного развития главным является душевный комфорт их участников. Целью участия в группах развития может быть переживание радости и самоудовлетворения. Их задачи обычно связаны с самоисследованием и самопознанием.

Цели различных групп можно проиллюстрировать следующими примерами:

1.Роджерианские группы - принятие себя реальным, осознание своих чувств и самораскрытие

2.СПТ поведения - овладеть эффективными моделями поведения.

3.Группы трансактного анализа - анализ отдельных Эго-состояний личности (взрослый, родитель, дитя) и анализ их проявлений во взаимодействиях с другими людьми, осознание жизненных сценариев, быть «о’кей».

4.Группы психосинтеза - осознания многообразия элементов психической жизни индивида, отказ идентифицироваться лишь с некоторыми элементами, синтез на более высоком уровне.

5.Телесно-ориентированный тренинг – снятие мышечных и, как следствие, психологических зажимов.

6.Тренинг умений - овладение определенными навыками.

Шейн и Бейнис (1965) выделяют следующие цели лабораторного тренинга:

Развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне.

1. Понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (размер группы, членство).

2. Постижение межличностных отношений в группе для более эффективного взаимодействия с другими.

3. Овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем - например, разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплоченности.

Цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов.

Разнообразие целей, кроме того, связано с обилием резко различающихся подходов к пониманию тренинга. Вместе с тем, опираясь на мнение известных специалистов (А. А. Александров, 1997; К. Рудестам, 1993 и др.), выделим общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:

• исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

• улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

•изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

• развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

• содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

2.Нормы группы.

Нормы группы - это совокупность принятых правил поведения, регулирующих некоторые аспекты действий участников группы. Тренинговые группы вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы. Часто механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в социальных общностях внешнего мира, является не только непродуктивным, но и прямо зачастую вредным и антитерапевтичным. Впрочем, попытки перенести нормы тренинговой группы в реальную жизнь в большинстве случаев также бессмысленны и обречены на провал.

С общими нормами группы или принципами групповой работы участников знакомит её ведущий в начале работы группы.

Основные нормы групповой работы.

1. Искренность в общении.

2. В группе не стоит лицемерить и лгать.

3. Активность каждого участника в ходе групповой работы.

4. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

5. Конфиденциальность.

6. Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.

7. Право каждого участника группы сказать «стоп» — прекратить обсуждение его проблемы.

8. Каждый участник говорит от себя, от своего имени.

9. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

10. Общение между всеми участниками и ведущим — на «ты».

11. В разговоре, говоря о присутствующих, избегать 3-го лица.

 

Выделяют следующие виды норм в тренинговой группе:

1. нормы, которые задаются ведущим группы или внешние нормы (эксплицитные);

2. нормы, вырабатываемые группой — внутренние (имплицитные) нормы.

Так, в каждой группе устанавливаются свои эксплицитные и имплицитные нормы. Обычно стандартом становится поощрение проявлений эмоциональной открытости и душевного тепла. В большинстве психокоррекционных групп устанавливаются нормы психотерапевтического общения, которые включают высокий уровень самораскрытия, откровенность в конфликтах и выражении приязни, признание каждым своих собственных чувств. Соблюдение этих норм способствует установлению честных и откровенных отношений между членами группы. Стиль реализации этой обратной связи может быть разным: в некоторых группах принято за правило высказывать замечания в мягкой и позитивной форме, в других поддерживается установка на резкую конфронтацию. Кроме того, нормы могут меняться по мере развития группы. Например, высокий уровень самораскрытия поначалу может вызывать неудобство у тех, кто только-только стал ощущать себя членом группы, но в дальнейшем такое поведение может стать для них совершенно естественным.

В группах СПТ формируется много позитивных норм и участники группы прилагают значи­тельные усилия для их сохранения и защиты. В СПТ, например, и допустимыми, и желательными являются высказывания «по кругу», по очереди, так как такая норма упо­рядочивает работу и экономит время. В группах СПТ часто в качестве нормы выступает проявление только положительных эмоций и положительного подкрепления. Ясно, что в процессе работы члены таких групп испытывали самые разнообразные эмоции по отношению друг к другу, ко­торые либо сознательно контролировались, либо подавлялись.

Но далеко не все эти нормы являются желательными и для личностного тренинга. Поэтому важной проблемой является фор­мирование конструктивных, адекватных для динамической груп­пы норм и преодоление непродуктивных.

В группах личностного тренинга она рассматривается как неже­лательная и неконструктивная, поскольку ограничивает спонтан­ную активность участников. Такая норма, как открытое выраже­ние собственных чувств, особенно негативных, также не является сформированной.

Опасения по поводу того, что личностный тренинг может из­менить атмосферу, сложившуюся в группе, и отношения в ней, связаны именно с этим. Поэтому формирование нормы открытого выражения собственных чувств встречает в группе сопротивле­ние, причины которого должны быть проанализированы не толь­ко с точки зрения групповой ситуации, но и с точки зрения учас­тия каждого члена группы.

К позитивным нормам следует отнести:

- искреннее проявление эмоций (в том числе по отношению к ведущему);

- открытое изло­жение своих взглядов и позиций, рассказ о своих проблемах;

- при­нятие других и терпимость по отношению к их позициям и взгля­дам;

- активность;

- стремление избегать оценочных суждений и ряд других (Исурина Г. Л.).

3.Сплоченность группы.

Сплоченность является ключевым понятием теории групповой динамики, разработанной Куртом Левином. Он определял сплоченность как тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе. С. Кратохвил определяет сплоченность группы как взаимное тяготение членов группы друг к другу. Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.

Обобщение имеющихся исследований (А.А. Александров,1997; Ж. Годфруа,1992; К.Рудестам,1993 и др.) позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:

1. совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;

2. достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю — нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);

3. атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

4. активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

5. привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;

6. квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;

7. наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;

8. присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то).

 

Исурина Г.Л. рассматривает групповую сплоченность как «...при­влекательность группы для ее членов, потребность участия в группе и сотрудничества при решении общих задач, как взаим­ное тяготение индивидов друг к другу». Исурина Г.Л. пишет о том, что эта характеристика может рассматриваться как аналог отноше­ний между психологом и клиентом в индивидуальной работе, психотерапевтических отношений между пациентом и психоте­рапевтом в процессе индивидуальной психотерапии.

В числе условий, обеспечивающих появление и развитие груп­повой сплоченности, она выделяет:

- удовлетворение личных потребностей членов группы;

- актуальных и потенциальных целей всей группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями;

- выгоды, которые из этого членства следуют;

- ожидание несомненной пользы;

- разного рода симпатии между участниками группы, их вза­имное тяготение;

- мотивированность членов группы;

- дружеская, располагающая атмосфера;

- престиж группы и пр.

 

При этом обращается внимание на тот факт, что в группах СПТ уровень групповой сплоченности достаточно высок. Поэто­му в начале личностного тренинга проблема заключается не в том, чтобы способствовать развитию групповой сплоченности, а скорее в том, чтобы противодействовать так называемой «псев­досплоченности» и помочь участникам группы конструктивно работать с групповым напряжением, а не избегать его.

Последнее, по ее мнению, первоначально возникает в связи с несовпадением ожиданий участников группы с реальной груп­повой ситуацией; несовпадением их личных устремлений; необ­ходимостью соизмерять свои потребности, желания, позиции, установки с другими членами группы; обращением к болезнен­ным проблемам и переживаниям. В контексте групповой динамики в качестве противоположности напряжению рассматривается групповая сплоченность, кото­рая означает взаимное тяготение членов группы друг к другу и обеспечивает поддержку, принятие и безопасность. Напряжение действует как центробежная сила, возникающая в результате групповых конфликтов и столкновений между участниками груп­пы и направленная на разъединение, а групповая сплоченность - центростремительная сила, направленная на сохранение группы, как создающая прочность и устойчивость. Результаты работы с группами в лабораторных условиях свидетельствуют о том, что создающие сплоченность механизмы действуют как «адаптивная спираль».

В целом, чем лучше группа отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях, тем она сплоченней. Чем сплоченней группа, тем жестче групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, тем строже в ней соблюдаются групповые нормы и тем выше степень принятия индивидами групповых ценностных установок. В сплоченной группе создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, и у членов ее формируется чувство групповой идентичности.

Сплоченность порождает эмоциональную привязанность участников и лояльное отношение к общим задачам, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах и способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных целей. Придерживаясь норм сплоченной группы, ее члены приобретают в ней большую популярность, что способствует повышению их самооценки. Чем привлекательней для участников опыт пребывания в группе, тем регулярней они будут посещать занятия и тем выше вероятность, что они останутся в группе и получат пользу от пребывания в ней.

Члены сплоченной группы побуждаются к применению навыков общения, которые в дальнейшем могут пригодиться в межличностных отношениях, как в группе, так и вне группы. Вынужденно придерживаясь норм, находясь под влиянием других членов группы, они слушают более внимательно, выражают себя более открыто, исследуют себя более глубоко и продолжают вести себя в том же духе, получая подкрепление в виде проявлений приязни со стороны значимых для них партнеров.

Большая сплоченность допускает более откровенное выражение враждебности и конфликтов. Когда члены группы чувствуют привязанность друг к другу, они с большей готовностью выдерживают создаваемый отрицательными эмоциями дискомфорт и прорабатывают свои конфликты до исхода, имеющего более высокую терапевтическую ценность.

Социально-психологические характеристики сплоченных групп:

1. Участники группы больше общаются друг с другом.

2. Участники группы открыты взаимному влиянию друг на друга.

3. Участники реже покидают группу.

4. В группе между участниками меньше враждебности друг к другу и легче её переносят.

5. Выше самооценка участников группы.

Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:

1. возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации тренинга);

2. знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга — это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;

3. неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;

4. отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим;

5. вялая групповая динамика.

 

Еще одной важной характеристикой групповой динамики яв­ляется актуализация прежнего эмоционального опыта. Мы уже говорили о том, что в процессе работы группы у ее участников актуализируется прежний эмоциональный опыт и прошлые сте­реотипы межличностных отношений во взаимодействии с окру­жающими. Г. Л. Исурина пишет о том, что реакция каждого уча­стника группы определяется не только влиянием конкретного человека или групповой ситуации, но и переносом собственного отношения к какому-либо человеку или событию в прошлом на актуальную групповую ситуацию. В этом плане группа пред­ставляет собой модель той реальности, в которой находился и находится человек в реальной жизни: здесь он проявляет те же чувства, отношения, установки, типичные для него стереотипы поведения, что предоставляет важнейший материал для работы группы, для выделения, анализа и переработки неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов, собственной про­блематики, особенно в том случае, когда в группе имеется вари­ативность, разнообразие личностных особенностей, особенно­стей эмоционального реагирования и поведения участников.

В своей работе, посвященной проблеме групповой динамики, Г. Л. Исурина обращает внимание на тенденцию игнорирования прошлого, биографического материала, т. е. всего того, что обо­значается как «там и тогда». С ее точки зрения, опора на анализ актуального поведения участников группы, безусловно, является основой, но содержание обратной связи становится более досто­верным и убедительным для человека, если он имеет возможность соотнести эту информацию с прошлым жизненным опытом. Конструктивным, по ее мнению, будет не изолированное обсуж­дение биографии и ориентация на индивидуальную динамику, а естественное обращение к биографическому материалу на осно­вании анализа группового взаимодействия, т. е. ориентация на группу и достижение изменений у ее участников посредством воздействия группы.

 

4. Формирование подгрупп. Они могут возникать на разных основаниях: возраст, пол, общий культурный уровень и т. п. Сам по себе факт возникновения внутри группы отдель­ных объединений является вполне закономерным явлением. Опасность может представлять их «закрытость», «изоляция». По мнению Г. Л. Исуриной, сам факт образования подгрупп, их цели, нормы, роль в групповом процессе, могут быть темой продук­тивной групповой дискуссии.

 

5. Фазы развития группы. Они определяются, в первую очередь, изменениями в преобладаю­щих типах взаимодействий и взаимоотношений между ее участ­никами, а также основным, преобладающим типом групповых интеракций. Фазы развития группы — это этапы группового процесса, характеризующиеся специфическими видами актив­ности и взаимодействия участников группы и выполняющие различные функции (Исурина Г. Л., 1999).

 

Рассматривая психологический тренинг как форму развива­ющей работы, Битянова М. Р. отмечает, что развитие тренинговой группы, поддержка и формирование групповой динамики - это особая тема. По ее мнению, в тренинге общения эта задача не выделяется как особая, так как работа на групповую динамику не всегда совместима с отработкой навыков общения. В СПТ-группах тренер управляет динамикой развития группы, стиму­лирует те процессы, которые способствуют освоению навыков эффективной коммуникации (например, нормообразование). В ряде случаев ведущий регулирует и контролирует те дина­мические процессы, которые уводят группу в сторону от основ­ной цели (Битянова М. Р., 2004).

Рассматривая проблему основных этапов развития группы в тренинге, Вачков И. В. пишет о том, что группы, с которыми ему пришлось работать, проходили в своем развитии стадии, указан­ные еще Тукманом Б. (Tuckman В., 1965):

- зависимое и исследующее поведение;

- разрешение внутригрупповых конфликтов;

- сплоченность;

- эффективное решение проблем.

 

Рассматривая проблемы групповой динамики, Б. М. Масте­ров предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, и как следствие, выделяет внутри каж­дой из них стадии. При переходе от этапа к этапу, а также при «пробуксовках» в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовы­вать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос «Что происходит с нашей группой?» и отвечая на него словесной пли поведенчес­кой метафорой (Мастеров Б. М., 1995).

В другой работе, посвященной проблемам тренинга, отмеча­ется, что процесс тренинга в рамках любой теоретической пара­дигмы имеет по крайней мере три ключевых этапа:

- выведение из внутреннего плана во внешний неконструк­тивных элементов и моделей поведения;

- построение модели идеального поведения во внешнем плане;

- модификация поведения участников группы в сторону мак­симального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане. На последнем этапе здесь выделяется два подэтапа: модифи­кация и закрепление (Зайцева Т. В., 2002).

 

§4.2 Стадии и фазы развития групп

 

Подход предложенный О. В. Немиринским (1993) описывает стадии тренинга развития самосознания вследствие введения для анализа групповой динамики такого понятия, как ведущий контекст самосознания. Под контекстом самосознания имеются в виду представленные в форме оппозиции ("Я-Ты", "Мы-Они" и т. п.) рамки осмысления своего поведения. Для различных стадий групповой динамики можно выделить различный ведущий контекст индивидуальных изменений.

На первой стадии ведущим контекстом осознания индивидуальных изменений является оппозиция "Мы-Они". Это стадия идентификации с группой, с социально целым (с "Мы"). "Они" при этом относится к внегрупповому пространству.

На второй стадии, стадии обретения ответственности, акцент смещается на оппозицию "Я-Они", отражающую противопоставление себя другим членам группы ("Они" другие члены группы). "Они" при этом относится к внегрупповому пространству.

Третья стадия – стадия "Я-Ты"-отношений. Это период проживания способности к близости и любви.

Четвертая стадия – стадия обращения к своей экзистенциальной уникальности. Ее ведущий контекст может быть определен как "Я-Я". Таким образом, групповой процесс в тренинге предстает как путь к Я, путь участников к своему Я, и через него – к Я других людей. (Вачков И. В., 2000).

В целом, можно рассматривать задачу выделения этапов ра­боты с группой в контексте проблемы групповой динамики. В этом случае здесь можно выделить:

■ образование группы;

■ функционирование группы;

■ развитие группы;

■ стагнация;

■ регресс;

■ распад.

 

Эту же задачу можно рассматривать в контексте собственно процесса организации работы с группой как задачу определения основных «шагов», ведущих к поставленной цели. В таком слу­чае можно выделить следующие этапы:

■ введение (знакомство друг с другом, с основными правила­ми, первичная адаптация, презентация, самопредставление и т. п.);

■ разминка («разогрев»);

■ основной процесс (собственно тренинг), включающий в себя обязательный компонент — «рефлексия»;

■ определение содержания самостоятельной работы и перс­пектив (планирование следующих встреч, домашние зада­ния и т. п.).

 

Проводя анализ проблем группового консультирования, Дж. Коттлер и Р. Браун представляют свое видение стадий груп­пового процесса. В частности, они отмечают, что каждая группа проходит по крайней мере через пять отдельных стадий разви­тия:

- стадия формирования;

- начальная стадия;

- переходная стадия;

- рабочая стадия;

- стадия завершения.

 

Кратко остановимся на каждой из них.

Стадия формирования. Здесь группа начинает свое развитие в процессе подбора будущих участников, которые уже тогда начи­нают размышлять и строить предположения о том, чего им следует ожидать. Знакомые между собой до первой встречи группы участ­ники, скорее всего, будут делиться своими ожиданиями и чув­ствами по поводу предстоящих встреч.

Начальная стадия — это время, когда завершена вступитель­ная часть, намечена цель, установлены основные правила и осу­ществлена предварительная работа по решению проблемы дове­рия. Она может длиться от нескольких минут (если программа действий ясна, а степень доверия высока) и до двух-трех сессий (в случае если необходимо более серьезно подойти к решению проблемы доверия и комфорта).

Здесь важно создать атмосферу доверия и установить правила. Одна из основных целей ведущего на этом этапе — задать опреде­ленную структуру, чтобы группа могла решить проблемы этой стадии и перейти на следующую.

Переходная стадия является вполне закономерным этапом, на котором в большинстве групп возникает ряд инцидентов и под­дающихся прогнозированию проблем, которые, как правило, яв­ляются знаками сопротивления и замешательства. Это период времени между тем, как члены группы впервые начали знако­миться друг с другом, и тем, когда они уже начали заниматься более серьезной работой. Здесь заметен ряд типичных признаков: долгое молчание; просьбы, чтобы ведущий задал структуру; вы­раженное беспокойство и дискомфорт у участников; некото­рые члены группы вступают в споры, создают затяжные конф­ликты, проявляют агрессию и даже нападают на ведущего.

Рабочая стадия. Преодолев (или «проскочив») предыдущую стадию, члены группы начинают работать над решением конкрет­ных проблем, рассматривать имеющиеся противоречия, исследо­вать те или иные проблемы, делиться личными наблюдениями. Среди основных признаков этой стадии выделяют: плавное пере­ключение внимания группы с одного участника на другого; от­дельные члены группы работают над достижением своих инди­видуально поставленных целей; уровень сплоченности, близости и доверия в группе достаточно высок; игры, конфликты и дей­ствия, воспроизводящие прежние модели поведения, быстро об­наруживаются, их начинают рассматривать и успешно прорабатывают; люди охотно раскрываются, конструктивно рискуют и делятся своими чувствами; члены группы становятся значитель­но более сензитивными и чуткими по отношению друг к другу.

Стадия завершения. Здесь участники пытаются разобраться с оставшимися нерешенными внутригрупповыми проблемами, оценить уровень производительности группы, попрощаться и за­вершить свои отношения с группой. Главная цель этой стадии заключается в том, чтобы помочь участникам сохранить свою энергию для продолжения развития после завершения работы группы (Коттлер Дж., Браун Р., 2001, с. 250-254).

С. Кратохвил выделяет три фазы развития группы.

1 фаза — фаза ориентации и зависимости. Участники ориентируются в ситуации, сильная зависимость от ведущего группы.

2 фаза — фаза конфликтов и протеста. Появляется тенденция к соперничеству, идет кристаллизация ролей. Преобладающие эмоции — тревога, напряженность, враждебность. Встречается открытая конфронтация с ведущим группы, иногда объект агрессии один из участников группы.

3 фаза — фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности. Формируется чувство принадлежности к группе, осознание всеобщего «мы». Появляется искренность в выражении чувств, группа способна обеспечить развитие личности.

Основные стадии развития группы (по В.Ю.Большакову):

1. Знакомство участников друг с другом и тренером.

2. Стадия агрессии (фрустрационная — больше подходит по смыслу).

3. Стадия устойчивой работоспособности.

4. Стадия распада группы.

Первая и вторая стадии — подготовительные, третья стадия — главная. Не обязательно, что будет точно выполнена последовательность и интервалы, но группа согласно социально- психологическим механизмам пройдет эти все стадии.

 

1.Стадия знакомства включает: 1) обмен приветствиями, 2) обмен краткой информацией о себе.

Характеристики:

• участники предстают друг перед другом не раскрытыми;

• проявляются те особенности индивида, которые являются следствиями его предыдущего социального опыта;

• участников объединяет общие цель и задачи.

 

2.Стадия фрустрационная:

Характеристики стадии:

• происходит формирование структуры группы — каждому участнику группы присваивается своя роль;

• создаются правила деятельности;

• группа готовится к решению своих задач.

Стадия начинается с выявления претензий участниками группы на какую-либо социальную роль. Чаще это заявление на лидера (громкий голос, размашистые жесты, подчеркивание своего опыта в решении задач). Все члены группы проявляют себя каким-либо образом. Таким образом, каждый член группы делает заявку на определенную роль. Может быть, два или три лидера, несколько экспертов и т.д. Распределение ролей может вызывать борьбу (психологическую), что и обусловливает обозначение стадии как агрессии, но лучше фрустрационная. Постепенно идет структурирование группы по ролям, с учетом соответственного желания участника. Группа формирует свою структуру, идет распределение ролей: лидера, эксперта, оппозиционера и т.д.

 

3.Стадия устойчивой работоспособности.

Основные социальные ниши заполнены. Участники группы не чувствуют необходимости работать на свой авторитет, на повышение своего статуса с точки зрения, оценивания престижности той или иной роли. Группа вступает в стадию устойчивой работоспособности.

 

4. Стадия распада группы. Логическое завершение тренинга. Но иногда стадия распада может быть преждевременной, что обусловлено следующими причинами:

1. Решение в ходе занятий всех вопросов, интересующих группу.

2. Уверенность большего числа участников группы, что больше занятия ничего не дадут.

3. Физический уход из группы лидеров.

4. Конфликт тренера с группой перешедший в деструктивную фазу.

Ухтомский выделяет следующие стадии развития группы.

I стадия - номинальной организации. Группа представляет собой некий конгломерат, объединяет участников только общая цель, есть высокая мотивация к работе в группе. Мотивом работы в группе является её полезность для каждого участника, и это является главным для данной стадии двигателем группы. На этой стадии важно создать и развить условия для достижения общих целей.

II стадия — дифференциация структуры и установление контактов. На этой стадии начинается непосредственно содержательная работа в группе. При этом каждый член группы может увидеть как положительные, так и отрицательные черты других. А так же возможна демонстрация своих отрицательных сторон, что приводим к собственной уязвимости. Данные процессы ведут к дифференциации ролей в группе. Появляются говорливые и молчаливые, инициативные и пассивные, открытые и замкнутые, проявляются статусные различия. То есть, идет формирование групповой структуры. Складывается определенная иерархия. Появление иерархических отношений указывают на то, что структура группы сложилась. Это скелет группового организма, а мускулы — это те личные влияния участников, которые они осуществляют друг на друга.

Важно, чтобы иерархия не застывала, была гибкой. Если иерархия законсервируется, то эффект тренинга будет минимальный. Сделать гибкой иерархию очень трудно, некоторые участники будут стремиться к постоянному доминированию, подчинению себе всей группы. Тренеру нужно быть чутким, чтобы управлять процессами лидерства с первых занятий.

III стадия — стадия высшей сплоченности. На данной стадии группа наиболее работоспособна, идет основная, содержательная работа в тренинге, сочетается в отношениях между участниками теплота и оценочная способность, доверительность и внутренняя требовательность друг к другу.

Л. М. Митиной (1994) была предложена модель конструктивного изменения поведения, включающая стадии и процессы, происходящие на каждой стадии. Выделяются четыре стадии изменения поведения участника тренинга:

- подготовка;

- осознание;

- переоценка;

- действие.

Модель объединяет основные процессы изменения : мотивационные (I стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (III стадия), поведенческие (IV стадия).

Первая стадия – подготовка

Некоторыми ведущими тренингов иногда недооценивается такой важный фактор, как готовность участников к поведенческим изменениям. Между тем тренинговой группе для эффективной работы всегда необходим некоторый "разогрев", создание мотивации изменений. Иногда для "разогрева" группе достаточно нескольких часов, иногда этому требуется посвятить весь первый день занятий. Очевидно, это связано прежде всего со степенью внутренней готовности участников группы к непривычным и необычным способам работы и мотивированностью на процессы развивающего взаимодействия, самораскрытия, изменения своего поведения. На этом этапе в зависимости от состояния и поведения группы ведущий применяет различные тактики:

1. если группа настроена доброжелательно, но напряженно, то его задача – помочь расслабиться, избавиться от напряжения, создать атмосферу открытости, доверия, психологической безопасности и "мажорного" настроения у участников, позволяющую обеспечить условия для позитивной мотивации на групповое взаимодействие;

2. если группа с самого начала настроена скептически или даже враждебно (что случается ввиду насильственного включения в группу по требованию администрации учреждения или предприятия), ведущий сознательно провоцирует выход этого недовольства, предлагая задания, трудные психологически и подчеркивающие отсутствие умений эффективной коммуникации и навыков нахождения нестандартных способов решения проблемы.

Кризис в развитии тренинговой группы

Часто скептицизм и недовольство не исчезают, а даже нарастают на второй день работы ("Что мы тут теряем время?", "Кому бы рассказать, какой ерундой мы здесь занимаемся!" и пр.). Ведущему очень важно в этой ситуации сохранять терпение, исключить раздражительность и демонстрировать на собственном примере образец доброжелательности, открытости и искренности в общении. Практически все группы, которые нам довелось вести, успешно преодолевали период кризиса, что происходило обычно на третий день работы. Разумеется, этого нельзя сказать о каждом из участников группы. У кого-то выход из кризиса затягивался до самого конца тренинговых занятий. Некоторые, не сумев до конца погрузиться в процесс общегруппового развития, проявляли конформизм и скрывали свое непонимание и тревожность под маской псевдоискренности. Часто у этих участников группы осознание произошедшего на тренинге наступало только спустя некоторое время после окончания работы. В этом проявлялся отсроченный эффект тренинга, который, кстати, оказался характерен не только для этих конформистов, но и для участников, получивших для себя позитивный результат сразу. У последних иногда происходили еще более глубокое осознание и некий "аффективный удар", инсайт также спустя некоторое время.

Кризис группового развития вызывается, по-видимому, с одной стороны, недостаточно осознаваемым внутренним протестом против необходимости увидеть свой новый психологический портрет, пересмотреть свое самоотношение и свои поведенческие паттерны, т.е. противоречием между Я-действующим и Я-отраженным, а с другой стороны – вполне понятным страхом открыться перед другими участниками группы и ведущими (особенно отчетливо это проявляется тогда, когда приходится работать с членами одного коллектива, много лет знающими друг друга, но с привычной "фасадной" стороны).

Вторая стадия – осознание

Вместе с тем продолжение работы в группе вынуждает участников тренинга совершить шаги по преодолению периода кризиса. И тогда происходит переход на стадию осознания. На этой стадии основным процессом изменения является главным образом когнитивный. Как было указано выше, самосознание при переходе с более низкого уровня на более высокий характеризуется изменением рефлексивных процессов. Расширение, усложнение и углубление рефлексии связано с необходимостью своеобразного "раздвоения", выхода за пределы непосредственного текущего процесса или состояния. А это в свою очередь обусловливается остановкой, прекращением хода процесса, что является основой первичного различения субъектом себя и осуществляемого им движения. Фиксация остановки в сознании определяет более высокий уровень рефлексии.

Уровень осознания существенно повышается благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации возможных точек зрения, позиций, способов и приемов восприятия и поведения, обсуждаемых в малых группах. Благодаря увеличению информации участники группы начинают осознавать и оценивать альтернативы нежелательному поведению и рост собственных профессиональных и личностных возможностей в связи с отказом от нежелательного поведения. Критичность и скептицизм уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремлению понять слова ведущих и процессы, происходящие в группе и внутри самих участников. Рефлексия становится более глубокой и содержательной. Все чаще звучат шутки, смех, отношения становятся по-настоящему теплыми. При выполнении упражнений возникает желание помочь друг другу, эмоционально поддержать. Активно применяются (разумеется, на игровых имитационных моделях) новые способы взаимодействия, поведения, решения проблем. На этой стадии с особенным вниманием изучаются и апробируются участниками способы самопознания, самоанализа, самоконтроля и саморегуляции. На этой стадии чрезвычайно полезны упражнения, ориентированные на самораскрытие

Третья стадия – переоценка

Третьей стадией развития группы является стадия переоценки. Она сопровождается увеличением использования не только когнитивных, но и аффективных и оценочных процессов изменения. У участников появляется тенденция к осмыслению влияния собственного нежелательного поведения на непосредственное социальное окружение (семью, коллег по работе) и к переоценке собственной личности. На этой стадии в процессе выполнения различных психологических техник, деловых игр, анализа и проигрывания реальных жизненных ситуаций участник группы все более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном, принципиальном. Выбор и принятие решения действовать – основной результат этой стадии.

На этом этапе в группе активно используются техники гештальттерапии и психодрамы, а также телесной терапии и нейролингвистического программирования. Закономерным на стадии переоценки является обучение способам решения личных и профессиональных проблем и изменения отношений к событиям и людям.

К этому времени в группе уже складываются теплые, дружеские отношения, рассказы о себе искренни и откровенны. Созданию обстановки взаимного доверия способствуют техники телесной терапии.

Четвертая стадия – действие

Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию. В группе они могут обсудить свои трудности, проблемы, получить открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь, поощрение за осуществление изменении в поведении.

Устойчивость (толерантность) к стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении – основной результат этой стадии.

Здесь применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников. Успешное выполнение таких задании в еще большей степени способствует сплочению группы и в то же время создает чувство собственной самореализации при осуществлении личного вклада в общую работу.

Стадии развития групп со спонтанной и управляемой динамикой

Существуют и другие подходы к выделению этапов в процессе групповой работы. Так, Б. М. Мастеров (1995) предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, подразумевая разные уровни доминирования ведущего. В группах этих типов выделяемые стадии несколько отличаются. Кратко опишем эти стадии и начнем с групп со

 

спонтанной динамикой:

1 этап: заключение первичного психологического контракта, знакомство, притирка участников, общение, светское общение, рост эмоциональной напряженности.

2 этап: – эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.

3 этап: самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.

4 этан: выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.

 

управляемой динамикой:

1 этап: заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.

2 этап: рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.

3 этап: личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.

4 этап: изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.

5 этап: выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.

При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обнаружение и уменьшение систематической погрешности | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 12909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.