Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема перехода в западных исследованиях




Для западной психологии представление о критических периодах в развитии многоаспектно. Говоря о психологическом переходе, необходимо выделять: 1) представление о смене некоторой структуры или организованности (Ж.Пиаже, Л.Колберг); 2) о психологическом механизме возникновения нового (Я.Боом и др.); 3) о кризисе (конфликте) как характеристике некоторого отрезка онтогенеза (Э.Эриксон, Д.Левинсон) [21, с.37].

Все эти подходы исходно задаются разными представлениями о развитии.

Представление о развитии в западной психологии неоднозначно. С одной стороны, при определении термина «развитие» указывается на такие его характеристики, как «упорядоченность, кумулятивность, качественный характер изменений».

Под упорядоченностью понимается то, что изменение происходят в определенной логической последовательности, при которой каждый следующий этап определяется предшествующим и закладывает основы последующего. Под кумулятивностью подразумевается факт интеграции предшествующего в настоящем (с добавлением нового). Говоря о качественном характере изменения, исследователи противопоставляют «рост» и «развитие»; в первом случае изменение характеризуется количественным накоплением, во втором – носит качественный характер [Там же, с. 37].

Термин «развитие», включает два типа его описания – нормативное развитие и индивидуальное. Под нормативным понимается общий характер изменений в поведении, присущий всем детям. Под индивидуальным – во-первых, индивидуальные различия в нормативном развитии некоторых способностей, т.е. вариативность нормы, во вторых, уникальность каждого индивида как личности: различные стили, предпочтения, способы выполнения действий и т.п. – это сугубо индивидуальные характеристики описывают различные траектории развития и составляют веер возможных индивидуальных жизненных линий.

Деление онтогенеза на отдельные нормативные стадии существует в различных западных исследовательских парадигмах. В частности такое деление характерно для психоаналитической и неофрейдисткой парадигм, и для теории когнитивного развития Ж.Пиаже.

Э.Эриксон выделяет восемь последовательных стадий развития, называя их кризисами развития. При этом первые пять стадий в целом повторяют известные психоаналитические стадии [54, с 131].

Перечислим последовательность стадий и соответствующие каждой из них конфликты: оральная стадия (базовое доверие или недоверие к миру); анальная стадия (самостоятельность или чувство стыда); фаллическая (инициативность, предприимчивость или чувство вины); латентная стадия (умелость или неполноценность); стадия психосексуального моратория (идентификация или диффузия идентичности).

Эти пять стадий в целом продолжают и уточняют общую парадигму Фрейда; последующие представляются новыми в психоаналитической парадигме. Э. Эриксон не дает им специальных названий: на шестой стадии (в молодости) совершается базовый выбор между близостью и одиночеством, изоляцией; на седьмой (в зрелости) – между общечеловеческими ценностями и самопоглощенностью; на восьмой (в старости) – между цельностью и безнадежностью.

Традиционно описываемые Э. Эриксоном конфликты (кризисы) в сочетании с представленной в этой концепции периодизацией давали исследователям возможность сопоставлять эту исследовательскую парадигму с принятыми в отечественной психологии. Исследования Эриксона трактовались как во многом воспроизводящие представление о возрастном кризисе.

По Э.Эриксону, кризис есть потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития.

Г.Крайг так определяет критический период: «Единственный отрезок времени в жизненном цикле организма, когда определенный средовой фактор способен вызвать эффект» [9, с. 21]. Такое понимание критического периода (кризиса) основывается на двухфакторной модели детерминации развития – средовыми и наследственными факторами. В этой модели критический период (кризис) является моментом синхронизации созревания и воздействий среды. Это означает, что есть периоды преимущественного развития какой-то способности или свойства личности. Воздействия на организм в этот период прежде всего травмирует или, напротив, способствует развитию этой способности или свойства.

«Такая трактовка термина «кризис» делает его прямым синонимом термина «сензитивный период». Восемь стадий развития, по Эриксону, есть восемь последовательных сензитивных периодов, т.е. восемь стабильных периодов, если мы перейдем на язык, разработанный в концепции Л.С. Выготского». [21, с. 39].

Работы Д. Левинсона касаются взрослости. Левинсон рассматривает развитие как регулярную последовательность стадий, как стабильных, так и переходных. В стабильной фазе развития индивида характеризуются постепенным достижением поставленных целей, поскольку существенные задачи развития на этом представляются решенными. В переходной фазе сами способы самореализации оказываются предметом анализа для индивида, а новые возможности – предметом поиска. Так, к переходным относится период от 18- до 20 лет, когда встает проблема достижения независимости от родителей. Затем наступает стабильная фаза, на протяжении которой человек находит свое место во взрослой жизни. Около 30 лет возникает необходимость пересмотра своих жизненных схем, причем, если обнаруживается их неправильность, возникает возможность изменения. При этом возможна дифференциация перехода по половому признаку: мужчины пересматривают собственные карьерные установки и способы их реализации, а женщины же делают окончательный выбор между карьерой и семьей [21, с.40].

Затем в 40-50 лет происходит еще одно переосмысление жизненных ценностей (касаются мужчин), при этом обнаруживается, «что юношеские мечты так и не осуществлялись». Факт отрицательного эмоционального переживания этого возрастного периода подтвержден в 80% случаев.

Анализируя представления о развития, Я.Боом [37] особо останавливается на определении понятия «стадия развития». Он указывает на то, что возможно полагать стадию развития лишь некоторым эмпирическим обобщением некоторых наблюдаемых характеристик поведения детей. В этом случае любые доэкспериментальные представления о развитии оказываются бессмысленными. Эта позиция Боома указывает на эмпирическое происхождение представлений о возрасте.

Специфику перехода от одной стадии развития к другой можно проанализировать на примере теории Ж.Пиаже. Сам Пиаже не исследовал специально механизм смены стадий, хотя и указывал на то, как это может выглядеть в эксперименте.

Реконструируя позицию Пиаже по данному вопросу, Я. Боом обращает внимание на термин «Рефлексивная абстракция». Рефлексивная абстракция – это момент изменения позиции действующего. Исходно ребенок действует в соответствии с некоторой интеллектуальной структурой. Как только противоречие обнаружено, для его преодоления необходимо обратиться к самим действиям, т.е. к собственной структуре, к собственным мыслительным действиям. Именно такое отношение и есть рефлексивная абстракция. Выявление собственной (использованной для объяснения явления) логической структуры, рефлексия этой структуры является необходимым условием ее (структуры) реорганизации. Таким образом, необходимо выявление этапа, на котором сам тип рассуждения (структура интеллекта, структура противоречия участников дискуссии) должен стать предметом рефлексии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.