Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития культуры и науки в советский период




ПЛАН

2. Система образования и наука.

3. Литература и искусство.

ЛЕКЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

 

Большевики изначально были нацелены на культурную революцию. Социалистическая цивилизация мыслилась коммунистами как общество передовой культуры и науки. На её основе должен был сформироваться новый тип личности, физически и духовно развитой и, конечно же, исповедующей социокультурные ценности марксистского толка. Итоги культурной политики, десятилетиями ориентированной на социалистический идеал, по многим аспектам оказались на уровне мировых стандартов, и все-таки, зачастую не такими однозначными, как ожидалось. Культуру советского периода характеризуют следующие черты и итоги.

Во-первых, преемственность в развитии дореволюционной и советской культуры. Советская власть унаследовала достижения «серебряного века» русской культуры. Большевики, отрицавшие традиционные ценности, первоначально взяли курс на уничтожение старой культуры и создание новой «пролетарской». Часть культурного наследия была загнана в спецхраны или запрещена. С другой стороны, Советская власть национализировала учебные заведения и лаборатории, крупнейшие музеи (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата) и частные коллекции Мамонтовых, Морозовых и др. В разное время огромную роль в деле сохранения и популяризации части отечественного культурного наследия сыграли нарком Анатолий Луначарский, Игорь Грабарь, Борис Пиотровский, Дмитрий Лихачев и многие другие представители государственных органов, искусства и науки. На первых этапах советской истории продолжалась деятельность научной и художественной интеллигенции, чье становление и расцвет пришлись на дореволюционную пору. Они во многом обеспечили преемственность между дореволюционной и советской культурой. Постепенно происходит отказ советского руководства от экстремистской программы Пролеткульта и Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), отрицавших классическое культурное наследие.

Тем не менее, именно в течение ХХ века многие художественные сокровища были утрачены. В период Гражданской войны и интервенции по стране уничтожались сотни «старорежимных» памятников. Антирелигиозные кампании советской эпохи привели к разрушению многочисленных церковных сооружений, имевших историческую и художественную ценность. В период сталинской индустриализации, когда государству понадобилась валюта, за рубеж за бесценок продавались музейные экспонаты. В ходе реконструкции городов пострадали многие исторические здания. Только в Москве были уничтожены Сухарева башня и Чудов монастырь, а также взорван храм Христа Спасителя, украшенный скульптурами и фресками работы П. Клодта, В. Верещагина, К. Маковского и В. Сурикова. Невосполнимый урон отечественной культуре и науке нанесла нацистская агрессия. В годы Великой Отечественной войны фашистскими оккупантами были разграблены и разрушены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Захватчиками были разорены дома-музеи Льва Толстого в Ясной Поляне, Ивана Тургенева в Спаском-Лутовинове, Александра Пушкина в Михайловском, Петра Чайковского в Клину, Тараса Шевченко в Каневе, Адама Мицкевича в Белостоке. Безвозвратно утраченными оказались фрески XII века в Софийском соборе Новгорода, некоторые рукописи П.И. Чайковского, полотна И.Е. Репина, В.А. Серова, И.К. Айвазовского. Погибли древние архитектурные памятники Пскова, Смоленска, Твери, Ржева, Киева, Полоцка. По настоящее время актуальна проблема реституции художественных ценностей, принадлежащих России.

Во-вторых, традиции русской культуры и науки получили дальнейшее развитие за рубежом. Несколько поколений русской эмиграции обогатили отечественную и мировую культуру. К наиболее выдающимся деятелям культуры и науки относятся, к примеру, один из создателей телевидения Владимир Зворыкин, авиаконструктор Игорь Сикорский, химик Владимир Ипатьев, социологи Питирим Сорокин и Александр Зиновьев, философ Николай Бердяев и экономист Василий Леонтьев, шахматист Александр Алёхин, писатели Владимир Набоков и Иосиф Бродский (наряду с Иваном Буниным Бродскому была присуждена Нобелевская премия в области литературы), художники Илья Репин, Александр Бенуа и Марк Шагал, композитор Сергей Рахманинов и певец Федор Шаляпин, театральный режиссер Михаил Чехов, музыкант Мстислав Ростропович и артист балета Рудольф Нуриев, скульпторы Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин.

В третьих, советская культура имела многонациональный характер. В соответствии с лозунгом о культуре «национальной по форме и социалистической по содержанию» советская власть поощряла развитие просвещения, науки и искусства во всех советских республиках и регионах, активно способствуя формированию национальной интеллигенции. На этом пути были свои горькие потери и очевидные достижения. Однако бесспорно, что отечественная культура советского периода немыслима без творчества композиторов Арам Хачатуряна и Еужениу Дога, художника Мартироса Сарьяна, кинорежиссеров Александра Довженко, Сергея Параджанова, Отара Иоселиани, театрального режиссера Леся Курбаса, поэзии башкира Мустая Карима и дагестанца Расула Гамзатова, прозы чукотского писателя Юрия Рытхэу, белоруса Василя Быкова, киргиза Чингиза Айтматова, абхаза Фазиля Искандера, грузина Нодара Думбадзе, игры Фаины Раневской, Амвросия Бучмы, Сергея Закариадзе, Донатаса Баниониса, вокального искусства Георга Отца. В течение советской эпохи происходило взаимообогащение и сближение национальных культур.

В четвертых, активная роль советского государства в судьбах науки и культуры. Октябрьская революция 1917 г. положила начало переходу к новому типу огосударствленной культуры. Процесс её развития был поставлен под беспрецедентный контроль государства, которое стремилось руководить духовной жизнью общества. С одной стороны, благодаря государственному финансированию и опеке происходило укрепление материальной базы науки и культуры, что создало благоприятные предпосылки для распространения просвещения и подготовки научных кадров, проведения научно-исследовательской работы и т.п. С другой стороны, усилился идеологический диктат и контроль руководства страны за научным и художественным творчеством. Такая государственная регламентация в рамках недемократической политической системы привела к оскудению отечественной культуры и невосполнимым потерям.

В Советском Союзе с 1920-х гг. складываются специальные цензурные комитеты, осуществлявшие контроль за искусством, художественной литературой, прессой и творчеством – Главлит и Главрепертком (последний орган специализировался на сценических искусствах и эстраде). Цензурные функции также осуществляли аппарат ЦК коммунистической партии, различные государственные ведомства и учреждения, художественные советы. В разное время из-за грубого административного вмешательства были, например, запрещены пьеса Леонида Леонова «Метель», поэма Александра Твардовского «Теркин на том свете», романы Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», Александра Бека «Новое назначение» и Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». Даже Михаил Шолохов вынужден был уничтожить рукопись романа «Они сражались за родину», понимая его несоответствие цензурным соображениям. В кинематографе возникает феномен «полочного фильма». Многие игровые картины не были допущены на экран в силу их «идеологической невыдержанности», эстетического своеобразия («Комиссар», «Проверка на дорогах», «Агония») или сняты с дальнейшего проката по идеологическим и даже персональным мотивам («Чистое небо» и другие). К примеру, первоначально цензура запретила широкий прокат фильма Григория Чухрая «Баллада о солдате». Запасники музеев превратились в долговременные резервации для произведений живописи и скульптуры, стилистически расходившихся с канонами социалистического реализма или утративших тематическую злободневность. Был наложен запрет на исполнение ряда музыкальных произведений композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке.

Из истории советской цензурной политики наиболее известны эпизоды, связанные с официальной кампанией против «формализма» в искусстве (1930-е гг.), оскорбительная казенная критика творчества Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, Анны Ахматовой, Михаила Зощенко в первые послевоенные годы, исключение Бориса Пастернака из Союза писателей за публикацию за границей романа «Доктор Живаго» (1957-1958 гг.), погромное поведение Н.С. Хрущева на выставке московских художников в Манеже (1962), травля Александра Солженицына, получившего Нобелевскую премию за «Архипелаг ГУЛАГ» (1970-е), «бульдозерная» атака властей на несанкционированную выставку московских живописцев в Битцевском парке (1974 г.). В первые послевоенные годы из-за малокомпетентного политического вмешательства квантовая механика, генетика и молекулярная биология были объявлены ложными дисциплинами, враждебными материализму. Бесспорно, что такие цензурные ограничения и некомпетентный диктат чиновников подрывали свободу творчества и тормозили развитие отечественной культуры и науки.

Научная и художественная интеллигенция, как часть общества, также пострадала от политических преследований и репрессий. В 1922 г. советское правительство по политическим мотивам выслало из страны видных философов, историков, экономистов и социологов (И.А. Ильин, А.А. Кизеветтер и другие), что, как ни парадоксально, сохранило многим жизнь. Среди жертв политических репрессий находились выдающиеся ученые: экономисты Н.Д. Кондратьев и А.В. Чаянов, специалист в области теплотехники Л.К. Рамзин, авиаконструкторы А.Н. Туполев, В.М. Петляков и Р.Л. Бартини, будущие конструкторы космических аппаратов С.П. Королев и В.П. Глушко, математик Л.Д. Ландау, биолог Н.И. Вавилов. От репрессий пострадали театральные режиссеры и артисты Алексей Дикий, Всеволод Мейерхольд, Соломон Михоэлс, писатели Николай Гумилев, Николай Клюев, Осип Мандельштам, Исаак Бабель, Николай Эрдман, Ольга Бергольц, певцы Вадим Козин и Лидия Русланова. В 1965 г. были осуждены писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. Бесспорно, что государственные репрессии нанесли колоссальный урон интеллектуальному потенциалу страны.

В пятых, художественное творчество поощрялось в рамках государственных институтов культуры. Относительная автономия культурной жизни и творческих объединений периода НЭПа сменилась постепенной ликвидацией независимых изданий, творческих ассоциаций и включением деятелей искусства в огосударствленные творческие союзы. В 1932 г. ЦК ВКП (Б) принимает постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные общественные организации: Союз архитекторов (1932), Союз художников (1932), Союз композиторов (1932), Союз писателей СССР (1934), Союз журналистов (1959), Союз кинематографистов (1965) и т.д. Принадлежность к союзам, которые распределяли заказы и предоставляли различные привилегии (мастерские, творческие командировки, тиражи, гонорары, квартиры и дачи, путевки в санатории, официальные награды и регалии), обеспечивала множество финансовых и общественных преимуществ, которыми пользовались члены союза, особенно его номенклатурная часть. За пределами творческих союзов затруднялась профессиональная деятельность и тем более доступ к массовому читателю и зрителю.

В шестых, в художественной жизни сосуществовали два пласта культуры – официальный, поддерживаемый и поощряемый государством, и неофициальный - не признанный и даже гонимый государством. В Советском Союзе литература и искусство рассматривались как социальный институт и средство коммунистического воспитания масс. Если в первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны сохранялся эстетический плюрализм, царил дух творческого поиска, то постепенно наступает эпоха ограничения художественных экспериментов и регламентации творческого самовыражения. Произведя организационную унификацию в виде творческих союзов, советская власть принялась за унификацию стилистическую. Деятели культуры принуждались следовать единому методу отображения действительности - «социалистическому реализму» (соцарту, соцреализму). Идеологически соцреализм предполагал политическую лояльность и социальный оптимизм. Настоящий метод был рассчитан на самоутверждение социалистических идеалов и воспитание общества в коммунистическом духе.

Важнейшей особенностью эстетики соцарта был реализм. Диктатура соцреализма, как ведущего творческого метода, привела к тому, что любая эстетическая система, выходившая за рамки официально признанной, квалифицировалась как формалистическая, регрессивная и антисоветская. В СССР обычно воспрещались или замалчивались авангардные направления в искусстве (символизм, футуризм, акмеизм, конструктивизм, абстракционизм). Поэтому соцреализм консервировал потенциал советской культуры и препятствовал его обновлению, а также частично изолировал отечественную культуру от общемировых художественных тенденций.

Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашенного идеала. Узкие рамки официально допустимых идей, тем и форм соцреализма не могли вместить всё многообразие творческих возможностей и устремлений. Зачастую общепризнанные лидеры соцреализма творили «для себя» или «в стол», поступаясь идеологией и эстетикой соцарта. В Москве, Ленинграде, в Прибалтике возникает искусство андеграуда, которое ориентировалось на зарубежные художественные течения и традиции раннего русского авангарда. Распространяется продукция «самиздата» - так называемые машинописные журналы, в которых печатались произведения, не имевшие шанса на публикацию в официальных изданиях[1]. Ослабление цензурного пресса в годы «оттепели» и кризис соцреализма в годы Перестройки оживили поиски в области средств и форм художественной выразительности, позволив неофициальному искусству выйти из «подполья».

Несомненно, что в рамках официальной и неофициальной культуры, а иногда в обоих одновременно, творили и талантливые и посредственные художники, мэтры и начинающие авторы. Оба пласта отечественной культуры включали как высокохудожественные образцы, так и слабые произведения, которые в своей сумме и составили отечественную культуру ХХ века.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК: СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА И НАУКА (1917-1991)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.