Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Общая трудоемкость производственной практики в качестве логопеда составляет 6 зачетных единиц (216 часов)




СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость производственной практики в качестве логопеда составляет 6 зачетных единиц (216 часов).

Содержание деятельности студента во время практики определяется функциями логопеда. Она ориентирована на формирование и овладение практическими навыками и компетенциями, необходимыми для осуществления основных видов деятельности логопеда.

· Диагностико–аналитическая деятельность: студент–практикант изучает условия и оснащенность коррекционно–педагогического процесса в дошкольном учреждении и в группе для детей с нарушениями речи, педагогическую документацию, продукты детской деятельности; организует и проводит логопедическое обследование и психолого–педагогическое изучение детей; определяет причины и механизмы нарушений речи у детей, их индивидуальные особенности и потенциальные возможности.

· Коррекционно–развивающая деятельность: студент–практикант планирует и проводит коррекционную работу с детьми: индивидуальные и групповые занятия с детьми по коррекции нарушений звуковой стороны, лексико–грамматического строя, связной монологической речи; развитию речемыслительной деятельности у детей.

· Консультативно–просветительская деятельность: студент в период практики проводит консультирование педагогов, родителей по вопросам этиологии речевых нарушений у детей, их профилактике и предупреждении; по вопросам организации коррекционной помощи детям в условиях дошкольного учреждения и в семье.

· Социально–педагогическая деятельность: студент–практикант осуществляет информационный поиск и помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, способствует обеспечению полной и полноценной социальной адаптации и интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи.

· Методическая деятельность: студент овладевает методами и приемами осуществления коррекционной работы с детьми; учится педагогически грамотно оформлять речевые карты детей, демонстрационный и раздаточный материал, стенды, выставки и др.

· Научно–исследовательская деятельность: студенты на практике знакомятся с современными достижениями логопедической науки в области выявления, диагностики и коррекции речевых расстройств у детей дошкольного возраста, используемых в дошкольных образовательных учреждениях.

Весь период практики условно делится на несколько этапов: ознакомительно–адаптационный, диагностико–аналитический, коррекционно–развивающий, итоговый.

Разделы (этапы) практики Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) трудоемк. в час. Формы текущ. контр.
1. Ознакомительно–адаптационный этап инструктаж по техн.безоп знакомство с учреж, предм-развив. средой групп, кабинета логопеда составление индив плана практики изучение содерж. и метод. работы логопеда, восп. (посещ.ение занятий) изучение нор-прав. и педаг. документации сбор информации и ее анализ   установ конферпосещение учреждений
2. Диагностико–аналитический этап логопдиагн остика речи психолого-пед. диагностика детей посещ.ен. индив и групповых занятий логопеда подгот. и проведение корр. занятий с детьми подгот. и проведен консульт для воспит. и родителей анализ информации   конспект коррек.занятий посещ.учреждений
3. Коррекционно–развивающий этап провед.ение коррекционных занятий с детьми изготовление дидактических пособий, демонстрационного материала оформление речевых карт оформление карты психолого-педагогического обследования проведение конс. для восп. и родит анализ информации   конспект занятий посещ. занятий
4. Итоговый этап       подготовка слайд-презентации подготовка отчета о практике анализ итогов практики.   итог. конфер.отчет, дифф. оценка, отзыв работодателя

 

Ознакомительно–адаптационный этап длится до 3-5 дней. В течение этого времени проводится инструктаж по технике безопасности; студенты знакомятся с дошкольным учреждением, педагогами, группой детей; изучают предметно-развивающую среду группы, логопедического кабинета; изучают нормативно-правовые документы, регламентирующие работу логопеда в системе дошкольного образования; знакомятся с содержанием и методами работы логопеда, воспитателя, присутствуя на проводимых ими занятиях.

Кроме того, в это время студент готовит материал для проведения логопедического обследования (логопедический альбом), речевую карту, вместе с логопедом дошкольного учреждения определяют детей, речь у которых предстоит изучать.

Диагностико–аналитический этап начинается со второй недели практики. В это время, помимо посещения индивидуальных и фронтальных занятий логопеда, студенты проводят логопедическую диагностику, анализируют полученные результаты и формулируют логопедическое заключение. По итогам логопедического обследования заполняется индивидуальная речевая карта ребенка (в ней не указывается фамилия ребенка и его домашний адрес).

В это же время студенты проводят психолого-педагогическую диагностику развития ребенка, у которого было обследовано речевое развитие. Таким образом, продолжается работа по углублению и закреплению практических умений и навыков студентов в области психолого-педагогической диагностики детей с учетом категории нарушения развития.

Готовясь к проведению данного обследования, студент подбирает соответствующие диагностические методики, осуществляет обработку полученных данных.

По итогам психолого-педагогического изучения формулируется психологическое заключение.

Коррекционно–развивающий этап начинается примерно с середины второй недели и продолжается до конца практики. В это время студенты, реализуя поставленные задачи, выполняют профессиональные функции логопеда. С этой целью они проводят индивидуальные, групповые, фронтальные занятия с детьми по коррекции нарушений речи.

На индивидуальных занятиях осуществляется работа по развитию речевой моторики, постановке нарушенных звуков, их первоначальной автоматизации.

На групповых занятиях (2-3 человека) проводится работа по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. Тема таких занятий определяется тематическим планом работы логопеда с данной группой детей с учетом речевых расстройств и степени их выраженности.

Осуществляя коррекционно-развивающую работу с детьми, студент проводит несколько «пробных» занятий, затем проводится зачетное (индивидуальное, групповое и фронтальное) занятие. Конспекты зачетных занятий должны быть подготовлены вовремя и заверены методистом (преподавателем) вуза. Без утверждения конспекта студент к зачетному занятию не допускается.

Готовиться к зачетным занятиям необходимо с самого начала практики. Для этого необходимо тщательно наблюдать за работой логопеда (за используемыми им методами, приемами, средствами), изучать детей, их индивидуальные возможности. Важно заранее продумать необходимую наглядность, оборудование и т.д.

В период практики студенты знакомятся с формами работы логопеда дошкольного учреждения с семьей. С этой целью они присутствуют на индивидуальных, групповых консультациях, проводимых для родителей, родительских собраниях и т.д.

Начиная со второй недели и до конца практики, студенты осуществляют самостоятельно различные формы работы с родителями: беседы, консультации, готовят материалы для стендов, выставок, выступления на собраниях.

В течение всей практики студенты принимают активное участие в жизни дошкольного учреждения: помогают воспитателям группы, логопеду в изготовлении учебных пособий, атрибутов к играм, оформлении альбомов и тетрадей с домашними заданиями; принимают участие в детских праздниках, концертах и др.

Во время практики студент–практикант ведет дневник, отражая в нем всю проделанную работу. Дневник практики регулярно (1 раз в неделю) подписывается (с необходимыми комментариями) руководителем практики в дошкольном учреждении (логопедом).

Итоговый этап охватывает последние дни (2-3) практики. В это время студенты анализируют результаты практики, составляют отчетную документацию. В дошкольном учреждении обсуждается деятельность каждого студента, составляются характеристики.

В первую неделю занятий после практики в институте проводится конференция с обсуждением итогов практики.

7. УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Общие требования. Производственная практика в качестве логопеда проводится под руководством педагогов кафедры специальной педагогики и психологии, группового руководителя (логопеда учреждения).

Студент – практикант:

· участвует в установочной и итоговой конференции;

· соблюдает график работы во время практики и присутствует на практике ежедневно в течение 6 часов, своевременно извещая руководителя о причинах отсутствия на практике;

· под руководством группового руководителя практики (методиста) составляет индивидуальный план практики;

· выполняет все задания, предусмотренные программой практики;

· изучает специальную педагогическую, методическую, психологическую литературу, рекомендованную по практике;

· подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка базового образовательного учреждения, соблюдая инструкции, распоряжения администрации учреждения и руководителя практики;

· своевременно оформляет необходимую документацию;

· проводит самоанализ уровня практических умений; высказывает предложения по организации практики.

Для общего руководства практикой студентов назначается кафедральный руководитель. В связи с тем, что педагогическая практика в качестве логопеда проводится в учреждениях, из числа преподавателей кафедры назначаются методисты.

Кафедральный руководитель практики:

· обеспечивает планирование и организацию практики студентов в качестве логопеда;

· подбирает, по согласованию с органами управления образованием, базы практик и заключает договоры с базовыми учреждениями;

· распределяет студентов по базовым учреждениям и оформляет соответствующую документацию (приказ, договор и др.);

· обсуждает и анализирует деятельность студентов–практикантов с руководителями и педагогами (логопедами) базовых образовательных учреждений, оценивает работу студентов;

· отвечает за своевременное оформление необходимой документации по окончании практики (отчет, зачетная ведомость, документы на оплату и т.д.);

· проводит установочную и итоговую конференции по практике;

· обобщает опыт проведения практики, вносит предложения по ее совершенствованию;

· утверждает итоговый отчет и оценки студентов на заседании кафедры.

Методист практики (групповой руководитель):

· осуществляет непосредственное руководство и контроль за работой группы студентов–практикантов;

· участвует в установочной и итоговой конференциях;

· консультирует студентов по вопросам содержания и методики проведения коррекционных занятий, составления плана, конспекта практической деятельности;

· утверждает план, конспект открытых занятий и других видов деятельности студентов;

· проводит наблюдение, анализ практической работы студентов–практикантов, организует совместное обсуждение группой занятий каждого студента;

· анализирует отчетную документацию студентов группы, оценивает совместно с руководителями и логопедами образовательного учреждения их работу; подводит итоги практики;

· готовит выступление студентов на итоговой конференции, составляет отчет о работе группы студентов и представляет его кафедральному руководителю;

· вносит предложения по совершенствованию практики.

Педагог (логопед) образовательного учреждения:

· знакомит студентов с особенностями речи воспитанников группы, организацией коррекционной работы с ними;

· совместно с групповым руководителем уточняет содержание работы каждого студента, его индивидуальный план;

· знакомит студентов с планами своей работы, проводит открытые коррекционные занятия (групповые, индивидуальные);

· консультирует студентов по вопросам организации и проведения ими коррекционных занятий и других видов деятельности, обсуждает результаты работы; присутствует во время самостоятельного проведения студентами коррекционных занятий с детьми;

· привлекает студентов к оснащению педагогического процесса дидактическими пособиями, наглядным материалом;

· принимает участие в анализе и обсуждении практической деятельности каждого студента и группы в целом при подведении итогов практики;

· по мере необходимости консультирует студентов при затруднениях во время подготовки конспектов коррекционных занятий, во взаимоотношениях с детьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.