Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовая коммуникация и ее средства




В культурологических концепциях Ф. Ницше,сформулиро­ванных им в известных трудах:» Рождение трагедии из духа музы­ки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра»(1884), элитарная концеп­ция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.

Проблема реализации инстинктов жестокости, агрессивнос­ти в художественных произведениях массовой культуры не нова.О том, порождает ли жестокое художественное зрелище жестокость в зрителе, слушателе или читателе спорили еще Платон и Аристо­тель. Платон считал изображение кровавых трагедий общественно опасным явлением. Аристотель — наоборот — ожидал от изображе­ния сцен ужасов и насилия очищения реципиентов катарсисом, т. е. он хотел видеть определенную душевную разрядку, которую испы­тывает реципиент в процессе сопереживания. Долгие годы изобра­жение насилия в искусстве было характерно для задворок массовой культуры. В наши дни «сверхнасилие», которым проникнуты книги, спектакли, фильмы вышло на первый план. Массовая культура бес­прерывно выбрасывает на публику все более порочные и жестокие фильмы, пластинки, книги.Пристрастие к вымышленному наси­лию напоминает зависимость от наркотика.

Есть неосознанной ненавистью индивида к обществу, которая выра­жается в агрессивности. Но поскольку общество обладает достаточно сильными для подавления этой агрессивности индивидов возможно­стями, человек находит выход своим неудовлетворенным страстям в искусстве. Главное влияние фрейдизма на массовую культуру кроет­ся в использовании его инстинктовстраха, секса и агрессивности.

Источники информации

1. В.П. Руднев Словарь культуры ХХ века Массовая культура http://www.sol.ru/Library/Kulturology/kultslov/index.htm

2. В. Махнач ‘Россия в ХХ столетии’ (Диагноз историка культуры) http://www.russ.ru/antolog/inoe/mahn_o.htm

3. А.Я.Флиер ’МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ‘,Высшая школа культурологии Государственного университета культуры http://www.culture.circle.ru/index.htm

4. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994

5. 13.11.58. Культура "массовая" и "элитарная" Рубрикатор экспертного центра РАН http://www.gc.spb.ru/Russian/GRNTI/level_3/13_11.html

 

 

XX век войдет в историю человечества, как век страха. Разру­шительные войны, революции, катастрофы, стихийные бедствия способствовали появлению в мировой художественной культуре об­раза «маленького человека». В книге «Бегство от свободы.» амери­канский философ и социолог последователь 3. Фрейда Э. Фромм сравнивает человека нашего века с мышонком Микки Маусом — ге­роем мультфильмов У. Диснея. Фромм подчеркивает, что люди не смотрели бы без конца варианты одной и той же темы, если бы для них в ней не было бы чего-то сокровенного и близкого. Зритель пере­живает с мышонком все его страхи и волнения, а счастливый конец, в котором Микки всегда избегает опасности, дает ему, зрителю, чувст­во удовлетворения. Древние греки создали в искусстве образ героя, который органично существовал с окружающим его миром, художе­ственное творчество XX столетия широко эксплуатирует образ ма­ленького человека, как героя нашего времени.

В реализации инстинкта страха особенно преуспел современ­ный кинематограф, производящий в огромном количестве так назы­ваемые фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются:

природные катастрофы (землетрясения, цунами, бермудский треу­гольник с его неразгаданными тайнами); просто катастрофы (кораб­лекрушения, авиакатастрофы, пожары); монстрыним относятся гигантские гориллы, агрессивные акулы, жуткие пауки, крокодилы-людоеды и т. д.); сверхъестественные силы (речь идет о дьяволах, ан­тихристах, духах, явлениях переселения души, телекинеза. Особо выделяется в этом ряду жанр «трупомании»); инопланетяне.

Катастрофы находят отклик в душах людей потому, что все мы живем в нестабильном мире, где повседневно и повсеместно происхо­дят реальные катастрофы. В условиях экономического и экологическо­го кризиса, локальных войн, национальных столкновений, гарантий от жизненных катастроф не существует. Так, постепенно тема «катаст­рофы», «страха», порой даже не всегда осознанно, овладевает людьми.

В последние десятилетия XX века в качестве повода для изобра -жения катастрофы на кино — и телеэкранах все чаще стали использо­ваться трагические события политической жизни: акты жестокого терроризма и похищения людей. Причем в подаче и раскручивании этого материала прежде всего важны сенсационность, жестокость, авантюрность. И как результат — психика человека, натренированная фильмами-катастрофами, мастерски эстетизированная коммерчес­ким экраном постепенно становится нечувствительной к происходя­


щему в реальной жизни. И вместо того, чтобы предостеречь человече­ство от возможного разрушения цивилизации, подобные произведе­ния массовой культуры просто готовят нас к этой перспективе.

Сегодня отношения у людей к насилию в художественной культуре разное. Одни считают, что ничего страшного в реальную жизнь тема насилия не привносит. Другие считают, что изображе­ние насилия в художественной культуре способствует увеличению насилия в реальной жизни. Безусловно, усматривать прямую связь между произведениями, в которых пропагандируется насилие и ростом преступности было бы упрощением. Так же как и чтение ро­манов А. Толстого и пристрастие к музыке П. Чайковского совсем не обязательно делают человека высоконравственным. Конечно, впе­чатления от восприятия художественных произведений составляют лишь небольшую долю от общей суммы воздействий, оказываемых ва человека условиями его реальной жизни. Однако в обществе мас­сового потребления фильмов, телепрограмм, пластинок — все это часть реальной жизни. Художественная культура всегда оказывает огромное влияние на человека, вызывая определенные чувства.

4. Элитарная культура как антипод массовой культуры

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рас­сматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой об­щества — элита (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное). Опрвделение элиты в различных социологических и культурологичес­ки теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельс и Г- Моска, считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. Однако


в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфи­ческими духовными способностями. С точки зрения этого подхода -— понятием элита обозначается не просто высший слой общества, пра­вящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита

— это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потреб­ностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содер­жатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

В своем основополагающем труде «Мир как воля и представ-ленш», завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (т. е. спо­собных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (т. е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмирова­ны в элитарной культурологической концепции X. Ортега-и-Гассета. В 1925 году выходит в свет самое известное сочинение испан­ского философа, получившее название «Дегуманизация искусства», посвященное проблемам различия старого и нового искусства. Основ­ное отличие нового искусства от старого — по Ортеге — заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому со­вершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Более того «.-радоваться или сострадать человеческим судьбам, — пишет Орте-га, — есть нечто очень отличное от подлинно художественного на­слаждения» (Ортега-и-ГассетХ. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.С. 224). Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация» — и есть основа нового искусст­ва XX века. «Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на ху­дожников и тех, которые художниками не являются. Новое искусство

— это чисто художественное искусство (Там же. С. 226).

Элита — по Ортеге — это не родовая аристократия и не приви­легированные слои общества, а та часть общества, которая обладает особым «органом восприятия». Именно эта часть общества способ­


ствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращать­ся своими произведениями художник. Новое искусство и должно со­действовать тому, «...чтобы «лучшие» познавали самих себя,... учи­лись понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражать­ся с большинством» (Tам же. С. 221-222).

Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сло­жившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «ис­кусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде те­чений отечественной и западноевропейской художественной куль­туры. Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи эли­тарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства». Лидерами «мирискусников» были редактор одноименного журнала С. П. Дягилев и талантливый ху­дожник А. Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцель­ности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве», декларируемую Л. Толстым, проявлением односторон­ности. Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мирискусничества» в духе элитарных культурологических кон­цепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации лично­сти творца. Считалось строго обязательным наличие в любом живо­писном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности. Причем это воззрение понималось как совестли­вое понимание художественного в человеке (Астафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. Л-М., 1966. С. 29). Под совестью искусства, однако, подразумевалось лишь субъективная искренность индиви­дуального творца в выражении им красоты. Именно отсюда берет свое начала «мирискусническая» декадентская претензия на вне-классовость и надклассовость своей идеологической позиции.

Лидер «мирискусников» А. Бенуа многое сделал для пропаган­ды нового русского искусства и у нас в стране и за рубежом. При всей элитарной деятельности членов этого объединения оно получило ми­ровое признание. Аналогичных идейных установок придерживались представители западноевропейского модернизма и постмодернизма, о которых пойдет речь в соответствующем разделе данного пособия.

^ЛИТЕРАТУРА ________.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. Асафьев Б. В. Русская живопись. М., 1965. Гуревич П. С. философия культуры. М.. 199S. Нищие Ф. Так говорил Заратустра /Ницше Ф. Соч. В 2-х. Т. 2., М,1900. Ортега-и-Гассет X. Эстетика, философия культуры. М., 1991. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России. 1890-1910 гг. М., 1988.

1. Каковы объективные условия появления массовой коммуникации?

2. Опишите альтернативные коммуникации (концерты, театральные

представления, карнавалы, фестивали, ярмарки и т.д.), иные формы массовойкоммуникации.3. Раскройте функции массовой коммуникации (социальные контроль и управление, формирование общественного мнения, распространение культуры, развлечений и т.п.).4. Раскройте место и роль каждого составного элемента массовой коммуникации (источник, сообщение, СМИ, аудитория, эффекты и эффективность, ситуативная составляющая).5. Раскройте особенности СМК как специфических каналов массовой коммуникации. В чем состоит конкуренция, взаимодополнение и взаимодействие различных СМК?6. В чем состоят особенности аудитории массовой информации?Приведите общие характеристики аудитории (открытая-закрытая, потенциальная, наличная, целевая). Опишите аудитории отдельных каналов массовой коммуникации. Дайте типологию аудитории. 7. Что такое эффективность, эффект и действенность (результативность) массовой коммуникации?Домашнее задание1. С опорой на книгу Н. Н. Богомоловой (с. 26 – 30), книгу Л. В. Матвеевой, Т. Я. Аникеевой и Ю. В. Мочаловой (с. 26 – 40) или книгу Т.В. Ляпиной (с. 84 – 104) Сделайте сравнительный анализ межличностного и опосредованного с помощью СМИ видов общения
Виды Элементыобщения Межличностное общение Общение в условиях массовой коммуникации
Наличие посредникав общении    
Субъекты общения    
Социальная илииндивидуальнаяориентированностьобщения    
Характер общения    
Наличие обратной связи    
Соблюдение норм    
Коммуникатор    
Реципиент    
Распределениекоммуникативныхролей    
Характер восприятиясообщения    
Другое (впишите)    
1.Читаете ли Вы газеты? Если читаете, то каким из них отдаете предпочтение? Всё для Вас Народная газета Приложение к пятничному номеру газеты «Комсомольская правда» Московский Комсомолец Аргументы и факты Приложение к газете «Аргументы и факты» Другое 2.Слушаете ли Вы радио? Какие радиостанции Вы предпочитаете слушать? Радио в целом (слушаю) Европа плюс Русское радио ДругоеКакие передачи по радио Вы слушаете часто и стараетесь не пропускать?Прогноз погоды Российские новости Местные новости Криминальные новости Музыка Игры, розыгрыши призов Встречи с интересными людьми Автомобильные новости Курсы валют Спорт Другое 3.Смотрите ли Вы телевизионные передачи? Каким телеканалам отдаете предпочтение? Телевидение в целом ОРТ РТР НТВ ТВ-6 ТНТ ТВЦ «Культура» СТС Другое 4. Какие телепередачи Вы обычно смотрите? Информационные программы («Время», «Вести», «Новости» и др.) Художественные фильмы Спортивные передачи Развлекательные программы, ток-шоу Документальные фильмы Культурно- просветительные программы Реклама Аналитические программы Другое 1. Представьте развернутый план ответа по вопросу о роли средств массовой информации.2. Выделите и опишите общие и специфические функции отдельных СМИ.3. Опишите основные функции массовой коммуникации на индивидуальном уровне (информирование, обучение, личностная идентификация, развлечение, общение и т. д.).4. Опишите главные функции массовой коммуникации на групповом уровне(социальная связь, мобилизация, обеспечение преемственности поколений и т. п.).5. Раскройте особенности воздействия различных СМК как следствие различий их выразительных средств.6. В чем состоят отличия в восприятии устной, визуальной и аудиоинформации? Как они сказываются на эффективности СМК?7. Выявите особенности печатных СМИ.8. Раскройте особенности кино как вида СМК.9. Опишите преимущества и недостатки радио как разновидности СМИ.Раскройте психологические и социально-психологические аспекты восприятия радиоинформации. 10. Покажите место телевидения в системе информации общества.«Зрительно-звуковой» язык телевидения.11. Выявите специфику компьютерных систем как разновидности СМИ. Определите их достоинства и недостатки. Домашнее задание 1. Покажите специфику, преимущества и недостатки печати (телевидения,радио, компьютерных сетей) как средств массовой коммуникации (в видетаблицы). 2. Представьте модель коммуникативного акта, опосредованного тем илииным СМК (телевидение, радио, пресса и т.д.). Сопоставьте полученныемодели, выделите в них общее и особенное (3 – 4 стр.). Контрольные вопросы и проблемные задания1. Почему из всего набора ощущений (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, двигательные, осязательные, вибрационные и т. д.)наиболее употребительными в массовой коммуникации являются зрительные(телевидение, кино, печать и т. д.), слуховые (радио, театр и др.), вкусовыеощущения (реклама в СМИ и т.п.)?2. Опишите основные способы и механизмы формирования новых и разрушения старых установок и стереотипов. Почему стереотипизация выступает условием осуществления массовой коммуникации?3. Опишите факторы привлечения внимания в процессе массовой коммуникации.4. Опишите объективные и субъективные факторы понимания в массовой коммуникации. Что такое блокирование понимания, эффект «бумеранга»? Как организуется понимание сообщений в средствах массовой коммуникации?5. Каковы особенности запоминания в процессе массовой коммуникации? Перечислите и раскройте факторы, влияющие на запоминание и воспроизведение информации.6. Опишите психологические, языковые и социальные барьеры в массовой коммуникации. 10. Раскройте коммуникативные барьеры и ошибки: перцептивно-интерпретационные, диспозиционные, статусные, семантические и пр. Контрольные вопросы и проблемные задания1. Проанализируйте понятие эффекта в массовой коммуникации.2. Раскройте основные эффекты массовой коммуникации: нейтральная реакция, малые изменения, перестройка взглядов («конверсия»).3. Опишите эффекты массовой коммуникации на индивидуальном уровне: планируемые и непланируемые, преднамеренные и непреднамеренные, краткосрочные и долгосрочные (индивидуальный отклик, индивидуальная реакция и т. д.).4. Чем отличается взаимодействие в массовой коммуникации от воздействия массовой коммуникации?5. Опишите социально-психологические феномены восприятия коммуникатора (идентификация, эмпатия, аттракция).6. Проанализируйте основные методы психологического воздействия в массовой коммуникации (убеждение, внушение, заражение и т. д.).7. Опишите 2 – 3 примера анормального психического состояния (личности,группы, аудитории) в массовой коммуникации. Контрольные вопросы и проблемные задания1. Иногда говорят, что «реклама – королева массовой коммуникации»(занимает лучшее время на телевидении, радио и т. п.). Представьте рекламу как специфическую форму и способ передачи информации.2. Раскройте место и роль восприятия, внимания и понимания в рекламе.3. Выделите и проанализируйте основные виды рекламного психологического воздействия (информирование, убеждение, побуждение,внушение и т. д.).4. Опишите игровые приемы в рекламе (мифология, парадоксы, каламбуры,стилистические диссонансы, рифма, идеологемы и др.).5. Раскройте вербальные и невербальные компоненты рекламного сообщения.6. Раскройте понятие коммуникативной эффективности рекламы и ее основные критерии (распознаваемость, запоминаемость, притягательность,агитационная способность и т. п.).7. Эксперты выделяют следующие факторы успеха рекламного сообщения у российской публики: красота, дороговизна, убедительность, остроумие и т.д.Дополните этот ряд. Подумайте о сходстве и различиях данных факторах у разных народов Домашнее задание 1. Предназначение коммерческой рекламы – увеличение покупательскогоспроса и объема продаваемого товара или услуги. Отсюда основные психологические функции рекламы – привлечение внимания, фиксация памяти на конкретном товаре (услуге), возбуждение желания приобретения и т. д.Сделайте сравнительный анализ психологии коммерческой, политической исоциальной рекламы 2. Опишите психологическую специфику рекламы в прессе, по радио, по телевидению, наружной рекламы, транзитной рекламы, рекламы в интернете и т.д. 3. Покажите слухи как специфический вид межличностной и массовой коммуникации. 4. Определите факторы, стимулирующие появление слухов. 5. Какие Вы знаете виды и формы слухов, каналы их распространения? 6. Опишите трансформации сообщения во время передачи слухов (нивелировка, выпячивание, ассимиляция, рационализация, подгонка под стереотип и т. д.). 7. Какие психологические процессы и состояния в наибольшей степенизадействованы при формировании, распространении и угасании слухов? 8. Покажите место и роль внушения и заражения в распространении слухови предрассудков. 9. Покажите место и роль СМИ в механизме порождения и распространения слухов и предрассудков. 10. Опишите способы борьбы со слухами и предрассудками.Домашнее задание 1. Подробно опишите главные особенности слухов как разновидности массовой коммуникации (самотранслируемость, анонимность и т. д.). 2. Раскройте механизм действия предрассудков (предубеждений), препятствующий адекватному восприятию сообщения, действия 3. Проанализируйте социально-психологическую природу паники, котораязачастую возникает на основе слухов и предрассудков (3–4 стр.). 4. Известно, что своевременная и точная информация является главнымспособом подавления слухов. Приведите 5–7 примеров из общественной илиличной жизни (ПР-деятельность, антикризисные мероприятия и т.п.), которые подтверждают или опровергают данный тезис (3–4 стр.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.