Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческие методы




Синектика. Что такое синкетика?

Синектика - это техника решения спорных вопросов, стимулирующая мыслительные процессы, направленность которых, как правило, неожиданность и случайность. Синектика официально создана Вильямом Гордоном и Джорджем Принцем. Гордон и Принц в конечном итоге разошлись во мнениях по деталям системы, но базовые принципы все же приняли. Авторство синектики, как известно на сегодняшний день, приписывается Гордону, который опубликовал ее в 1961 году.

Кроме того, синектика - это подход к творческому мышлению, зависящий от понимания возможности комбинирования несовместимых, на первый взгляд, вещей. В общих чертах ее цель можно определить так: "делать необыкновенное привычным и делать привычное необыкновенным". Это способствует, с одной стороны основательности анализа исследуемого вопроса, и с другой стороны, устранению начальных проблем творчества через создание аналогий. Таким образом, возникает возможность появления новых и удивительных решений.

Основные инструменты синектики - это аналогия или метафора. Подход часто используется рабочими группами и может помочь участникам в нахождении творческих ответов при решении задач и исследовании проблем. Она помогает пользователям разбить существующие умственные устои и освоить абстрактное мышление, а так же увидеть старые проблемы в новом свете.

Синектика очень похожа на метод мозгового штурма. Основное отличие синектики от мозгового штурма - это большая упорядоченность и строгость. Это может показаться странным, пытаться упорядочить процесс творчества, тем не менее, множество людей, участвуя в открытой форме мозгового штурма, чувствуют себя подавленными. Синектика предоставляет руководство к генерации новых идей. Она более требовательна к процедуре постановки задачи, чем метод мозгового штурма, ввиду наличия множества шагов, этот процесс более сложный и требует больше времени и усилий.

Не смотря на то, что синектика обычно рассматривается как методика или прием творчества, она так же может считаться состоянием души, или даже философией. Это по существу, сочетание сущностей, представление людьми нахождения в состоянии этих сущностей, включая идеи или даже физические объекты.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликована в 1956 году.

Для подготовки творческих результатов существуют определенные методы. Из их числа можно выделить пять классических:

Эволюция. Это - метод возрастающего усовершенствования. Новые идеи происходят от других идей, новые решения от предыдущих, новые немного лучше старых. Много очень сложных вещей, которыми мы пользуемся сегодня, развиты в течение длительного периода постоянного приращения. Делая что-то немного лучше здесь, немного лучше там, постепенно результат получается намного лучше, или даже полностью отличается от оригинала.

Например, посмотрите на историю автомобиля или любого другого продукта технологического прогресса. С каждой новой моделью делаются усовершенствования. Каждая новая модель строится на основе коллективного творческого опыта предыдущих моделей, так, чтобы в течение долгого времени улучшались экономичность, комфорт и износостойкость. В этом случае творчество находится в процессе улучшения, усовершенствования шаг за шагом, а не в каком-то полностью новом продукте.

Другим примером было бы преобразование шурупа для дерева в шуруп для гипсокартона. Такие шурупы имеют остроугольную резьбу, за счет чего поворачиваются более круто, быстрее проникают в материал и лучше крепятся. Наконечники самонарезающие. Стержни теперь стали с резьбой полностью на всю длину, продолжительностью до двух дюймов. Винты настолько лучше, что часто их можно вкрутить без предварительных отверстий, используя электрическую дрель.

Эволюционный метод творчества также напоминает нам о критическом принципе: Каждая проблема, которая была решена, может быть решена снова и лучшим способом. Творческие мыслители не разделяли идею - "как только проблема решена, она может быть забыта", или "Работает? Не трогай!". Философия творческого мыслителя состоит в том, что "нет такой вещи как несущественное усовершенствование".

Синтез. В этом методе две или больше существующих идей комбинируются в третью, новую идею. Объединение идеи журнала и магнитной ленты дает идею журнала, который можно слушать, это может быть полезно для слепых людей или водителей на автостраде.

Например, кто-то заметил, что много людей на свиданиях ходит сначала обедать, а затем в театр. Почему бы не комбинировать эти два события в одно? Таким образом, получится театр с обедом, куда люди идут сначала, чтобы поесть, а затем посмотреть представление или иное развлечение.

Революция. Иногда лучшая новая идея - совершенно другая, значительно отличающаяся от предыдущих идей. В то время как эволюционная философия усовершенствования могла бы заставить профессора спрашивать, "Как мне сделать свои лекции лучше и лучше?" революционная идея могла бы быть такой, "Почему бы не прекратить читать лекции, а сделать, так что бы студенты преподавали друг другу, работая командами или представляя доклады?"

Например, эволюционная технология в борьбе с термитами, разрушающими здания, для их уничтожения должна была развить более безопасные и более быстрые пестициды и газы. Несколько революционным изменением было отказаться от газов в целом в пользу жидкого азота, который замораживает их до смерти или микроволновых печей, которые пекут их. Поистине революционной творческой идеей было бы задать вопрос: "Как, в первую очередь, мы можем предотвратить поедание дома?" Новая приманка для термитов, которая помещена в земле в периметре вокруг дома, дает один из ответов на этот вопрос.

Повторное использование. Посмотрите на что-то старое под новым углом. Избегайте ярлыков. Не зацикливайтесь, устраните предубеждения, ожидания и предположения и постарайтесь увидеть, что можно повторно применить. Один творческий человек идет на свалку отходов и видит предмет искусства в старой коробке передач. Он красит ее и помещает в свою гостиную комнату. Другой творческий человек, мог бы увидеть в той же самой коробке передач необходимые шестерни для своего многоскоростного hot walker (машина для постепенного остывания скаковых лошадей после скачек, лошади ходят по кругу привязанные к специальной "карусели") для лошадей. Он сцепляет ее с несколькими шестами и двигателем и помещает в свой загон. Разгадка заключается в том, чтобы увидеть дальше предыдущих или существующих применений для каждой конкретной идеи, решения, или вещи и понимать что возможно другое применение.

Например, скрепка может использоваться, как крошечная отвертка, если ее спилить под углом; краска может использоваться как своего рода клей, чтобы препятствовать ослаблению винтов в механизмах; моющие посуду средства могут использоваться для удаления ДНК из бактерий в лаборатории; универсальные растворы для очистки фильтров, могут использоваться для уничтожения муравьев.

Смена направления. Много творческих прорывов происходит, когда внимание переключается от одного ракурса проблемы к другому. Это иногда называют творческой проницательностью.

Классический пример - пример дорожного департамента, пытающегося удержать детей от катания на роликовой доске в бетонированной водоотводной канаве. Дорожный департамент поднимал забор, чтобы не пустить детей. Дети обошли его вокруг. Тогда был сделан более длинный забор. Дети сделали в нем отверстие. Департамент устанавливал более прочный забор. Он так же был проломан. Помещал угрожающий знак. Он был проигнорирован. Наконец, кто-то решил изменить направление, и задать вопрос, "В чем действительно здесь проблема? Не в том, что дети продолжают проходить через забор, а в том, что они хотят кататься на роликовой доске в канаве. Так, как мы можем удержать их от катания на роликовой доске в канаве?" Чтобы устранить их желание, было принято решение, в основание канавы залить некоторое количество бетона, чтобы удалить гладкую кривую. Острый угол, созданный бетоном, сделал катание на роликовой доске невозможным. Нет больше проблемы катания на роликовой доске, нет больше проблем с забором.

Этот пример показывает важнейшую истину в решении проблемы: цель состоит в том, чтобы решить проблему, а не привести в исполнение какое-то конкретное решение. Когда один путь решения не работает, переключайтесь на другой. Не обязательно следовать конкретному пути, нужно следовать конкретной цели. Фиксация на одном пути решения иногда может быть проблемой для тех, кто не понимает этого; они становятся зацикленными на одном, не работающем, пути решения и в результате получают только разочарование результатами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.