Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект и объект в научном познании




 

Гносеологическая система «субъект — объект» конкретизирует­ся как «исследователь — объект исследования». Субъект научной деятельности функционирует в современном обществе на трех вза­имодействующих уровнях — индивидуальном, коллективном и об­щественном.

Размышляя об этой особенности субъекта научно-познава­тельной деятельности, известный физик Л. де Бройль считал, что «нельзя допускать, чтобы коллективный ум и направляемое ис­следование исключали оригинальность стремлений и независи­мость мысли; нельзя допускать, чтобы они приводили к созданию капелл верующих, где царят предвзятые идеи или непримиримая ортодоксальность. Хорошо, что существуют коллективы, хорошо, что они четко организованы, но столь же хорошо, что живут неза­висимые исследователи, что в относительном одиночестве они могут свободно размышлять над проблемами и открывать новые пути исследования, чего никакой руководитель научного учреж­дения не в состоянии предусмотреть в своих планах работы» (Бройль Л. По тропам науки. М., 1962. С. 340).

Объект научной деятельности становится таковым лишь вслед­ствие активной материально-практической и теоретической дея­тельности исследователя. Фрагмент реальности, став объектом познания, подвергается предметно-орудийному воздействию, например, в ходе физического эксперимента; для того чтобы он стал объектом теоретического мышления, его «превращают» в иде­альный объект путем накладывания на него сети научных понятий, специально созданной системы научных абстракций. Отсюда воз­никает необходимость введения понятия «предмет науки», которое фиксирует главные, сущностные признаки объекта познания, вы­явленные в связи с условиями познания в ходе активной познава­тельной деятельности, в целом общественно-исторической прак­тики субъекта. Один и тот же объект познания может стать основой для формирования предмета ряда наук; например, человек стал предметом исследования нескольких сотен наук, естественных и социально-гуманитарных. То же можно сказать и о таких объектах, как язык, наука, техника и т. д. В дальнейшем может возникнуть необходимость создания общей теории данного объекта, что воз­можно лишь на основе принципов системного подхода и ведет к созданию новой научной дисциплины. Так было, например, в слу­чае науковедения, экологии, а сегодня выдвигается задача созда­ния человековедения.

Возможна и другая ситуация: предмет науки складывается как отражение существенных параметров некоторого множества объ­ектов, взятых в определенном отношении. Так, предмет химии — превращение различных веществ, сопровождающихся изменени­ем их состава и строения; предмет физиологии — функции различ­ных живых организмов (рост, размножение, дыхание и др.), регу­ляция и приспособление к внешней среде, происхождение и ста­новление в процессе эволюции и индивидуального развития.

 

Литература




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.