Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее и особенное в модернизации Европы и России




 

Россия, как и Западная Европа, фактически находясь на разных витках своего развития, во многом стоят перед общими проблемами. Россия, как и другие европейские страны, сталкивается с вызовами, продиктованными трансформацией постиндустриального общества и переходом к глобальному обществу. Приведенный ниже текст, на наш взгляд, достаточно точно описывает ситуацию:

"Нам необходим новый взгляд на экономику, потому что ей брошен новый экономический вызов. Смысл его в том, что свои научные и технические достижения, свои знания и творческий дух мы должны обратить в рабочие места, в экономический рост и хозяйственные успехи. В условиях глобально взаимозависимой экономики выработка, распространение, применение и использование собственного ноу-хау является движущей силой экономического роста. Это значит, что вознаграждаются нововведения, предприимчивость и расторопность. Понять, каким образом мы сможем преуспеть в новой экономике, движимой знаниями, значит получить ответ на вопрос, волнующий сегодня многих: как мне и моим детям предстоит в будущем зарабатывать на жизнь? Не дав ясного и убедительного ответа на этот вопрос, политические лидеры лишатся всякого доверия и поддержки. Но найти сколько-нибудь убедительный ответ становится все труднее, потому что в экономической жизни происходит переворот, какого не было никогда прежде". Под "нами" автор - Чарльз Лидбитер в своей работе "Новая экономика Европы" подразумевает Европейский Союз[3].

Вполне возможно, осознание того, что перед Россией встают те же, что и перед Европейским союзом проблемы, позволит нам органично войти в общеевропейский процесс экономического развития, предоставляя возможность решить большую часть российских "специфических" проблем.

При достаточно глубоком усвоении западноевропейских модернизационных моделей Россия всегда сохраняла нетронутыми базовые структуры традиционного общества, которые и блокировали ее самостоятельное развитие. Наиболее явно противоречие между современными и традиционными чертами проявилось в тоталитарном советском обществе, которое, участвуя на равных с современными демократическими обществами в технической революции, восстановило при этом самые архаичные основы с элементами сакрализации сознания и восточного деспотизма. Демонтаж этих структур лишь изменил формы всепроникающего противоречия между архаикой и модерном, проявляющегося в многочисленных контрастах постсоветской действительности. Переплетение старого и нового, традиций и новаций здесь столь многообразно и сложно, что не позволяет применять стандартные модернизационные концепции к России.

Балансирование традиции между архаикой и модернизацией, с трудом поддерживаемое в странах органической модернизации, то есть в Европе, едва ли можно было сохранить в странах догоняющей модернизации. За десятилетия здесь предстояло сделать то, что в Европе строилось столетиями. Не оставалось времени реформировать старые традиции, их приходилось отменять и вводить новые порядки, учреждения, нормы. Это удавалось сделать там, где модернизация становилась ценностью, но не мыслилась как наступление на традицию, например, в Японии. Традиция там призывалась в союзники модернизации. Прагматические конфуцианские традиции Юго-Восточной Азии позволяли многим странам рационально и селективно подойти к модернизации, не форсируя ее там, где она не была необходима. И действительно, такие традиционные ценности как семья, стабильность, труд, нравственность помогли создать оригинальную модель в высшей степени современного японского общества, для которого возвращение архаики не представляло опасности

По другому пути пошла Россия. Модернизация с ранних пор здесь стала ценностью, но лишь технической, инструментальной. Основы социума – традиционное аграрное общество и абсолютистские формы власти – оставались неприкосновенны. Достаточно сказать, что в начале XX в., через два столетия после начала петровской индустриализации, крестьянское население составляло абсолютное большинство, а государство было последним в Европе, не тронутым парламентаризмом. В то же время и традиция представляла для процесса модернизации не ценность, а помеху. В той сфере, где модернизация проводилась, она проводилась без оглядки на традицию: коренным образом менялись содержание и формы жизни. Результат этого подхода – образование социальных групп, которые концентрировали в себе или модернизацию, или традицию. Высший класс, дворянство, интеллигенция, бюрократия, промышленники, отчасти купечество и мещане противостояли океану крестьянства как совершенно иному миру[4]. Модернизационные силы России были по-особому динамичны, силы традиции – по-особому косны. Агрессивная модернизация не видела возможности смычки со стагнирующей традицией. Напряженное противостояние вылилось в буржуазную Февральскую революцию, мыслившуюся как преодоление традиции, и нашло завершение в Октябрьской революции, установившей власть архаики.


Заключение

 

Процессы модернизации, т.е. непрерывного совершенствования технологической и технической основы цивилизации и подстройки к ней общественных организационных структур, принято связывать с последними двумя веками нашей истории. В действительности же процесс модернизации есть составляющая общего процесса развития человечества, если угодно, процесса антропогенеза, поскольку он связан и с преобразованием экологической ниши человека, и с изменением самого человека. Он проходит очень по-разному в разных частях планеты, в странах с разными цивилизациями. Это и есть проявление общих тенденций самоорганизации, роста разнообразия и сложности организации общества.

Модернизация не означает полной реконструкции цивилизации. Многие цивилизационные стандарты, особенно взаимоотношения личности и общества, крайне консервативны и их изменение требует многих поколений. Что же касается изменения структуры производительных сил, технико-технологической основы жизненного устройства, то в нынешнее время все это существенно меняется уже при жизни одного поколения. Кажется, что в этих условиях технотронные цивилизации получают особые преимущества. Но не все так просто: традиционность, технический прогресс и способность к внедрению высших технологий не связаны однозначной зависимостью.


Список литературы

 

 

1. Вишневский Р.В. Модернизационные циклы русской истории/ Материалы V кондратьевских чтений «Теория предвидения и будущее России. – М., 1997.

2. Денчев К. Восточная Европа после социализма: поиск новых парадигм// Россия и современный мир. – 1998. Выпуск 4 (21).

3. Красильщиков В. А., Гутник В. П., Кузнецов В. И., Белоусов А. Р., Клепач А. Н. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. - М., 1994.

4. Федотова В. Г. Плюсы и минусы модели «догоняющей» модернизации// Модернизация и национальная культура. - М., 1995.

 


[1] Вишневский Р.В. Модернизационные циклы русской истории/ Материалы V кондратьевских чтений «Теория предвидения и будущее России. – М., 1997. – С. 167.

[2] Денчев К. Восточная Европа после социализма: поиск новых парадигм// Россия и современный мир. – 1998. Выпуск 4 (21). – С. 37-75.

[3] Цит. по: Красильщиков В. А., Гутник В. П., Кузнецов В. И., Белоусов А. Р., Клепач А. Н. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. - М., 1994. – С. 92.

[4] Федотова В. Г. Плюсы и минусы модели «догоняющей» модернизации// Модернизация и национальная культура. - М., 1995. С. 65-70.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 5670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.