Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как снизить «физиологическую стоимость» обучения




Как распределять учебную нагрузку

Известно, что при правильно, с гигиенической точки зрения, составленном расписании уроков, наибольшая интенсивность нагрузки (количество баллов за день по сумме всех предметов) для учащихся старших классов должна приходится на вторник и (или) среду; для школьников младшего и среднего звена — на вторник и четверг при несколько облегченной среде. Плохо когда наибольшее суммарное число баллов за день приходится на крайние дни недели, или когда оно одинаково во все дни недели. Учитывая вышесказанное, распределение учебной нагрузки в течение недели должно строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на середину недели (когда работоспособность нарастает). В эти дни в школьное расписание следует включать либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни.

 

Таблица 1. Шкала трудности учебных предметов для учащихся 5–9-х классов

Общеобразовательные предметы   Количество баллов (ранг трудности)
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Химия - -      
Геометрия - -      
Физика - -      
Алгебра - -      
Экономика - - - -  
Черчение - - -    
Мировая художественная культура (МХК) - -      
Биология          
Математика     - - -
Иностранный язык          
Русский язык          
Краеведение         -
Природоведение     - - -
Этикет     - - -
География -        
Граждановедение         -
История          
Ритмика   - - - -
Труд          
Литература          
ИЗО         -
Физкультура          
Экология          
Музыка         -
Информатика          
ОБЖ          

 

Таблица 2. Шкала трудности учебных предметов для учащихся 10–11-х классов

 

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности) Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Физика   Информатика, Экономика  
Геометрия, Химия   История, Обществознание, МХК  
Алгебра   Астрономия  
Русский язык   География, Экология  
Литература, Иностранный язык   ОБЖ, Москвоведение  
Биология   Физкультура  

 

В начале недели (понедельник) и в конце ее (пятница/суббота) — работоспособность самая низкая и, соответственно, суммарная нагрузка — наименьшая. Следует помнить, что в течение дня оптимальные значения показателя работоспособности приходятся на интервал 10–12 часов, то есть основная учебная нагрузка должна приходится в средних и старших классах — на 2, 3, 4 уроки.

Таким образом, при составлении расписания предлагаем для практического применения представленные шкалы трудности учебных предметов для школьников, поскольку они составлены с учетом тех перемен, которые произошли в содержании школьного обучения в последние годы.

 

Длительное время обсуждается вопрос о возможности проведения сдвоенных уроков по одному учебному предмету. Гигиенические исследования последних лет, проведенные в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, позволяют утверждать, что с позиций сбережения детского здоровья проведение сдвоенных уроков по одному предмету совершенно недопустимо в начальных классах (речь идет об основных предметах). В этом случае степень утомления детей возрастает после таких уроков в 7 раз (!) по сравнению с показателями работоспособности после одинарного урока. Если речь идет об учащихся средних и старших классов, то сдвоенные уроки на фоне модульной технологии обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, 2001) вполне допустимы. Возможность осваивать учебный материал посильного уровня трудности и в оптимальном для каждого темпе, устранение калейдоскопичности занятий в течение дня, возможность углубленно работать с меньшим набором учебных предметов в течение недели в том случае, если оно составлено в расчете на двухнедельный цикл (одна неделя — преимущественно гуманитарные предметы, другая — естественнонаучные), сокращение затрат времени на приготовление домашних уроков — все это позволяет снизить «физиологическую стоимость» обучения.

Использование информационных технологий и компьютерной техники для составления школьного расписания существенно расширяет возможности применения шкал трудности. Появляется множество автоматизированных программ, среди которых оптимальны те, которые учитывают физиолого-гигиенические основы построения школьного расписания. Данный путь является наиболее перспективным, особенно при условии комплексного подхода к проблеме: сочетание принципов сбережения здоровья школьников (в качестве приоритета) и интересов и возможностей администрации и педагогического коллектива школы.

В обновленном виде шкала может быть использована для распределения образовательных нагрузок в течение дня и недели с учетом кривой работоспособности и возраста учащихся непосредственно в работе самого образовательного учреждения.

Литература

Агарков В.И. Гигиенические основы нормирования умственной нагрузки младших школьников: Автореф. дис…. докт. мед. наук, Ростов-на-Дону, 1987.

Берзинь В.И., Глущенко А.Г., Бевз Р.Т., Стасюк Л.А. Гигиеническое обоснование методологичесих основ составления расписания уроков в школе I степени при лицее. / М-лы Всерос. конф. с межд. участием «Образование и воспитание: гигиенические проблемы», М., 2002.

Глушкова Е.К., Доскин В.А., Сорокина Т.В. Оптимизация урока как один из путей профилактики утомления школьников / Сб.тр. «Психофизиологическое развитие и состояние здоровья детей и подростков», М., 1987.

Гребняк Н.П., Машинистов В.В. К оценке трудности учебных предметов в общеобразовательных лицеях и колледжах // Гигиена и санитария, 1993, №6.

Громбах С.М. К вопросу о гигиеническом нормировании трудности учебных занятий / Сб. науч. тр. «Гигиена детей и подростков», М., 1978.

Караковский В.А., Матусевич О.Л. Программы для составления школьного расписания: возможности и опыт применения // Информатика и образование, 2002, № 1.

Кучма В.Р. К вопросу оценки рисков влияния факторов окружающей среды на здоровье в гигиене детей и подростков / Информ. бюл. «Здоровье населения и среда обитания», 2002, № 2.

Матрос Д.Ш. Опыт конструирования оптимального учебного плана школы //Педагогика, 1999, № 1.

Сивков И.Г. Гигиеническая оценка расписания уроков с помощью ранговой шкалы трудности предметов // Гигиена и санитария, 1979, № 4.

Степанова М.И. Гигиеническая оценка трудности уроков в начальной школе //Гигиена и санитария, 1984, № 12.

Тимофеев В.П., Попов А.Ю., Семкина З.В. К вопросу о разработке критериев трудности предметов в средних специальных образовательных учреждениях / М-лы конференции «Современный подросток», М., 2001.

Усищева Ц.Л. О причинах утомительности школьных уроков / Сб. науч. тр. «Гигиена детей и подростков», М., 1978.

 

© Журнал «Директор школы» 4-2004

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.