Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика определение мотивов учения М. Р. Гинзбурга




 

Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к позна­вательной потребности (учебный); широкие социальные мотивы, основан­ные на понимании общественной необходимости учения (социальный); «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положе­ние в отношениях с окружающими (позиционный); игровой мотив, неадек­ватно перенесенный в новую учебную сферу (игровой); мотив получения высокой отметки (отметка).

Проведение исследования

В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Де­тям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержа­нию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкции: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали о школе.

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу по­тому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На столе перед ребенком выкладывается карточка, которая символизирует внешний мотив (Картинка А).

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учить­ся, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого учебный мотив (Картинка Б).

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» (Картинка В). Выкладывается карточка с ри­сунком, в основе которого игровой мотив.

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть боль­шим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был малень­ким» (Картинка Г). Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого позиционный мотив.

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь» (Картинка Д). Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого социальный мотив.

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки» (Картинка Е). Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого отметка.

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы: «Кто, по-твоему, из них прав? Почему? С кем из них ты вместе хотел бы учиться? Почему?»

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа ребенку недостаточно ясно, ему напоминают рассказ, показывают соответствующие картинки.

Интерпретация результатов

Делаются выводы о характерном для ребенка мотиве учения, анализируется причины того или иного мотива.

Самые действенные три первых выбранных ребенком мотивов. Соотношения мотивов могут быть следующие.

Таблица 1.

  №   Сочетания мотивов Уровень мотивации учения
1. Учебный Социальный Позиционный   Очень высокий
2. Социальный Позиционный Учебный
3. Позиционный Учебный Социальный
4. Учебный Игровой Внешний   Высокий
5. Внешний Учебный Игровой
6. Игровой Внешний Учебный
7. Позиционный Социальный Отметка   Средний
8. Социальный Позиционный Отметка
9. Отметка Социальный Позиционный
10. Отметка Социальный Внешний   Ниже среднего
11. Социальный Внешний Отметка
12. Внешний Отметка Социальный
13. Игровой Позиционный Отметка   Низкий
14. Отметка Игровой Позиционный
15. Позиционный Отметка Игровой
16. Игровой Отметка Внешний   Очень низкий
17. Внешний Игровой Отметка
18. Отметка Внешний Игровой

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.