Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Легитимность – законность власти в глазах граждан




  1. Политическая власть – это способность больших социальных групп осуществлять свою волю в обществе, навязывать ее, если это необходимо.
  1. Государственный суверенитет - верховная власть внутри страны и независимость в отношениях с другими странами.
  2. Законодательная власть – функции: издание законов и утверждение бюджета (представитель – Федеральное собрание: верхняя палата – Совет Федерации; нижняя – Государственная Дума).
  1. Исполнительная власть – функции: исполнение законов и управление страной (правительство или министерства).
  1. Судебная власть функции: суд, контроль и надзор за законодательной и исполнительной властями.

 

  1. Монархия – форма правления, при которой высшая власть, при которой высшая власть сосредоточена в руках единичного правителя и передается по наследству.

 

 

  1. Республика форма правления, при которой высшие органы власти выбираются.
  1. Демократия (греч. demos — народ и kratos — власть)— форма политической организации общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Ее характеризуют следующие признаки: выборность основных органов государства; равноправие граждан, и прежде всего равенство избирательных прав; политический плюрализм; решение вопросов большинством голосов; признание ценности мнений и интересов меньшинства; гарантирование соблюдения прав и свобод человека и гражданина; гласность и т. д.

Различаются демократия прямая (непосредственная) и представительная (опосредованная).

  1. Прямая демократия означает непосредственное участие граждан в принятии решений. К институтам непосредственной демократии относятся референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т. п..
  1. Представительная демократия – доминирующая в современных цивилизованных государствах форма демократии. Ее суть – в опосредованном через выборных представителей участии граждан в принятии решений.

 

  1. Тоталитаризм (термин впервые употребили Б.Муссолини и его критики в 1920-е годы) - политический режим, стремящийся установить полный (тотальный) контроль над каждым человеком и обществом в целом.
  1. Авторитаризм – это политический режим, при котором власть осуществляется одной силой (личность, семья, партия, класс) при минимальном участии народа.

 

  1. Гражданин 1) в юридическом (правовом) смысле— лицо, обладающее правом гражданства. Говоря иначе, это принадлежность лица к государству.

Со своей стороны, государство берет на себя обязательство по отношению к своему гражданину обеспечить реализацию в полном объеме его (гражданина) прав и свобод, защиту и покровительство, в том числе и за пределами страны;

2) с древнейших времен в понятие «гражданин» вкладывается и особый нравственный смысл: быть гражданином — значит занимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. Гражданские чувства проявляются в искренних душевных переживаниях за судьбу Родины, горячем желании видеть ее свободной и процветающей, готовности честно трудиться на благо страны, в умении обуздать свой эгоизм, прийти на помощь нуждающимся. Вместе с тем гражданская позиция всегда связана с критическим отношением к социальной несправедливости. И конечно же, гражданин всегда готов проявить личное мужество, встать на защиту своей страны от любых посягательств.

 

 

  1. Гражданство означает устойчивую правовую связь человека с государством и выражается в совокупности их — гражданина и государства — взаимных прав и обязанностей. Быть гражданином — значит иметь определенную правоспособность, т. е. обладать всей полнотой прав и свобод, но вместе с тем быть обремененным теми обязанностями, которые определены законодательством страны, прежде всего конституцией — основным законом, а также другими правовыми документами.

 

  1. Гражданское общество совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.

В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благополучии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствовании, образовании, информации, творчестве, общении и т. д.

Здесь в отличие от вертикальных (государственно-властных отношений) возникают горизонтальные связи и отношения: социально-экономические, социокультурные, социально-политические. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рамках гражданского общества возникают и функционируют негосударственные социальные институты: рыночная экономика, основанная на плюрализме (разнообразии) форм собственности, свободе труда и предпринимательской деятельности; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические выборы. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессиональные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны— местное самоуправление и др.), общественно-политические движения и политические партии. Наряду с политическими партиями, общественно-политическими движениями заинтересованные группы, включаясь в политику, осуществляют связь гражданского общества с правовым государством. Правовое государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества; оно подконтрольно этому обществу, являясь одним из его институтов.

 

  1. Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
  1. Политические права человека – обеспечивают участие граждан в политической жизни страны.

Права человека — понятие, характеризующее правовой статус (положение) человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства.

Общепризнанным является деление прав человека на следующие группы:

1) гражданские или личные права (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на владение имуществом и др.); 2) эко но мические права (право на труд, свободу предпринимательства и пр.); 3) социальные права (право на социальное обеспечение, охрану здоровья, медицинскую помощь и др.); 4) политические (право на объединение, мирные публичные мероприятия — собрания, митинги и др.; право на участие в государственных делах и пр.); 5) культурные (право на образование, право доступа к культурным ценностям, право пользования учреждениями культуры и др.); 6) экологические права (право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и др.).

Права человека закреплены в ряде основополагающих международных документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные пакты о правах человека 1966 г. и др.), а также конституциях и законах государств.

 

  1. Выборы – способ смены правящих элит через волеизъявления населения, инструмент легитимации и стабилизации власти.
  1. Референдум - голосование по законодательным или иным вопросам.
  1. Избирательное право – это система государственно- правовых норм, регулирующих условия и порядок проведения выборов в представительные учреждения и занятие выборных государственных должностей.

 

  1. Мажоритарная избирательная система – организация выборов, при которой победитель определяется по принципу большинства голосов избирателей. При мажоритарной системе (один депутат — один округ) победителем на выборах считается либо тот, кто набрал наибольшее число голосов (относительное большинство), либо тот, кто завоевал 50% + 1 голос (абсолютное большинство).
  1. Пропорциональные выборы – избирательная система, при которой депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями соответственно доле поданных за них голосов.

Пропорциональная система (избирательные округа, как правило, не выделяются, и выборы проводятся по единому общенациональному округу) предполагает голосование не за личности, а за партийные списки. Распределение мест в выборном органе осуществляется пропорционально числу завоеванных партиями голосов избирателей

  1. Кадровые партии формируются вокруг группы лидеров и характеризуются аморфностью партийной организации, отсутствием фиксированного членства.
  1. Массовые партии – многочисленные объединения со сложной организационной структурой, постоянным членством.
  2. Политическая идеология (греч. idea — понятие, представление и logos — учение) — совокупность систематизированных идей, взглядов, представлений, сложившаяся в результате теоретического осмысления политического устройства общества и политических процессов с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определенной социальной группы. Она может также выражать политические цели, не сводимые к интересам отдельных социальных групп.

Политическая идеология выполняет следующие функции: влияние на массовое политическое сознание; определение для политического сознания критериев ориентации в политической жизни; формирование привлекательного для граждан образа предлагаемой политической линии; воздействие на мотивы политического поведения граждан. Помимо теоретического уровня, характеризующего цели, идеалы, ценности, принципы, которыми руководствуется данная социальная группа, идеология функционирует на уровне политической программы, политических лозунгов и требований к власти, а также на уровне сознания масс, усвоивших идеалы и цели данной идеологии.

 

  1. Политическая культура неотъемлемая часть обще- национальной культуры, структурный элемент политической системы. Политическая культура рассматривается на двух уровнях: общества и личности.

1. Политическая культура общества — это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых политических идей и теорий, политических ценностей, моделей поведения, присущих данному обществу. Политическая культура воплощает политический опыт, передаваемый из поколения в поколение. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках; в политических обычаях и традициях; в политических символах (государственный герб, гимн, флаг); в форме действующих политических институтов и пр.

Политическая культура, будучи составной частью политической системы, во многом определяется ее типом. На основе типологии политических систем выделяют три типа политических культур: тоталитарный, авторитарный, демократический.

2. Политическая культура личности — совокупность знаний и представлений о политике, политических ценностных ориентаций, способов практических политических действий.

Политические знания и представления, политические ценностные ориентации относятся к области политического сознания. Способы практических политических действий — к моделям политического поведения.

Политическое сознание и политическое поведение состоят в тесной взаимосвязи и активно влияют одно на другое.

Политическая культура личности тесно связана с общенациональной политической культурой. Демократическая политическая культура характеризуется установками на утверждение политических ценностей (права человека, правовое государство, политический плюрализм, ненасильственные способы разрешения социальных конфликтов и пр.). Она предполагает также согласованные с демократическими правилами механизмы поведения, наличие определенных личностных качеств: толерантность, демократизм и др.

Одна из насущных политических задач России — преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа.

 

Политология наука, изучающая закономерности развития политических отношений и процессов.

 

  1. Правовое государство (нем. Rechtsstaat) — демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом. Центральная идея теории и практики правового государства — естественные и неотчуждаемые права человека.

Отличительными признаками правового государства являются: 1) верховенство права (правового закона) во всех областях государственной и общественной жизни; 2) гарантированность прав человека; 3) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную; 4) взаимная ответственность государства и личности.

Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, гл. 1). Его формирование в нашей стране — сложный процесс, связанный, в частности, с необходимостью преодоления стереотипов правового нигилизма, повышения правовой культуры государственного управления и граждан, совершенствования судебной системы, становления демократической политической культуры и др.

37. Политический плюрализм (лат. plurali~s — множественный) — основополагающий принцип политической жизни, согласно которому допускается и поддерживается многообразие идейных, социальных и политических течений, движений, организаций, партий и иных объединений, свободно взаимодействующих, конкурирующих между собой по определенным демократическим правилам. Это один из важнейших признаков демократии. Проявлением политического плюрализма является многопартийность.

В условиях политического плюрализма на основе свободной конкуренции, взаимного уважения и компромисса должен складываться баланс общественных интересов.

38. Политический режим (лат. regimen — управление)— совокупность способов и средств осуществления политической власти. Его характеризуют следующие показатели: взаимоотношения между властью, обществом и личностью, доминирующая идеология, тип политической культуры общества; наличие или отсутствие многопартийности, легальной оппозиции, разделения властей; глубина расхождения между конституционными нормами и фактически проводимой властями политикой; роль институтов гражданского общества. С учетом названных показателей различают тоталитарный, авторитарный и демократический режимы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.