Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы




При составлении отчета о состоянии здоровья детей медицинские работники обязаны использовать показатели эффективности (неэффективности) физкультурно-оздоровительной работы данного учреждения.

Оздоровительную эффективность физкультурно-оздоровительной работы медицинские работники учебных заведений должны оценивать по:

показателям заболеваемости (дням временной нетрудоспособности, числу заболеваний на 1 ребенка);

функциональным показателям: а) частота пульса в покое; б) время восстановления частоты сердечных сокращений после функциональной пробы; в) тип реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку; г) длительность задержки дыхания на вдохе;

самостоятельному использованию школьниками физических упражнений в режиме дня для укрепления здоровья (данный показатель определяется в ходе беседы с учащимися во время врачебного приема);

перераспределению детей по группам здоровья, медицинским группам по физической культуре (производится при очередном медицинском обследовании). При этом обращается внимание на динамику показателей, которые послужили основанием для зачисления учащегося в подготовительную группу, специальную медицинскую группу, группу ЛФК.

критерии эффективности физкультурно-оздоровительной работы могут быть сведены в форму, заготовленную средним медицинским работником и вклеенную в медицинскую карту учащегося.

для каждого обследованного на основании анализа полученных данных делается запись, в которой характеризуются и оцениваются вышеперечисленные показатели. Если из 8 показателей более половины изменились положительно, делают заключение о наличии оздоровительного эффекта занятий физической культурой. Если положительная динамика выявилась в 3 и менее показателях, оздоровительный эффект недостаточный (требуется выяснение причин недостаточности). При 2-3 и более отрицательных показателях оздоровительного эффекта нет.

Медицинский работник учебного заведения вносит предложения по улучшению физкультурно-оздоровительной работы, которые доводятся до сведения администрации учреждения.

 

^ СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1

Дать гигиеническую оценку физкультурного занятия и условий его проведения в старшей группе (5-6 лет) дошкольного учреждения.

Занятие по счету первое. Место проведения – зал для гимнастических занятий. Температура воздуха +22оС, относительная влажность 75%, скорость движения воздуха 0,01 м/сек, световой коэффициент 1:5, освещенность люминесцентными лампами 175 лк. Влажная уборка и проветривание зала перед занятием не проводились. Форма одежды – хлопчатобумажные футболки, колготки, шорты, кроссовки.

 

Длительность вводной части занятия – 3 минуты, на общеразвивающие упражнения отведено 10 мин, на обучение основным движениям – 9 мин, подвижную игру – 7 мин, заключительная часть – 1 мин. Общая плотность занятия на основании хронометража мальчика составила 75%, моторная – 55%.

Частота пульса у ребенка А до занятия 90 уд/мин, после вводной части и общеразвивающих упражнений – 153 уд/мин, после обучения основному движению – 126 уд/мин, после подвижной игры – 144 уд/мин после занятия – 130 уд/мин. Время восстановления пульса 5 мин.

^ Решение ситуационной задачи.

При гигиенической оценке физкультурного занятий и условий его проведения в старшей группе дошкольного учреждения установлено:

Нецелесообразно проводить занятие первым по счету, лучше – после занятий по обучению грамоте или счету.

Не соблюдаются санитарно-гигиенические условия проведения занятия: а) не проводилась влажная уборка и проветривание зала; б) температура воздуха повышена и составляет 22оС (19о), снижена скорость движения воздуха 0,01 м/сек (0,2 м/сек), повышена влажность воздуха 75% (60%) в) недостаточной является искусственная освещенность 175 лк (200 лк).

3. Форма одежды не соответствует гигиеническим требованиям – колготки не следует надевать под шорты.

4. Не соблюдаются гигиенические рекомендации по продолжительности отдельных частей занятий: увеличена длительность общеразвивающих упражнений до 10 мин (6 мин) и подвижной игры до 7 мин (4 мин), занижена длительность обучения основным движениям – 9 мин (13 мин) и заключительной части – 1 мин (4 мин).

5. Физиологическая кривая по пульсу ребенка А не правильного типа, так как максимальный подъем пульса наблюдается после общеразвивающих упражнений – на 70% (15-20%), такой пульс должен быть после подвижной игры. После обучения основному движению – на 40% (50-60%), после подвижной игры – на 60%.

6. Снижена общая и моторная плотность занятий – 75% и 55% (80%, 60% соответственно).

Заключение.

Физкультурное занятие в старшей группе дошкольного учреждения не соответствует гигиеническим требованиям.

Предложения:

1. Проводить физкультурное занятие вторым или третьим по счету в режиме дня.

2. Соблюдать санитарно-гигиенические требования к условиям для гимнастических занятий.

3. Соблюдать форму одежды для занятий физкультурой.

4. При организации занятия придерживаться гигиенических рекомендаций по продолжительности отдельных частей занятий. При проведении занятия учитывать состояние здоровья и физическую подготовленность детей.

 

 

^ СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2

Дать гигиеническую оценку урока физической культуры и здоровья и условий его проведения в 5-ом классе общеобразовательной школы.

Уроки физической культуры и здоровья в указанном классе проводятся два раза в неделю (вторник, среда) последними по счету. Место проведения – спортивный зал, расположенный в цокольном этаже школы. На момент обследования температура воздуха +22оС, относительная влажность – 70%, содержание СО2 - 0,3%. Освещенность зала – боковое левостороннее, КЕО – 1,2%, уровень искусственной освещенности на полу (лампы люминесцентные) – 150 лк.

Все учащиеся одеты в спортивную форму.

Длительность урока составила 40 мин. В структуре урока выделены три части: подготовительная (6 мин), основная (32 мин), заключительная (2 мин). Общая плотность урока на основании хронометража ученика А составляет – 75%, моторная плотность – 55%.

Частота пульса ученика А (отнесен к основной группе по состоянию здоровья) до урока составила 70 уд/мин, после подготовительной части - 90 уд/мин, в основной части – 110 уд/мин, после заключительной части – 80 уд/мин. Время восстановления пульса – 3 мин.

Средняя частота пульса 87 уд/мин.

 

^ Решение ситуационной задачи.

При гигиенической оценке урока физической культуры и здоровья в 5-ом классе общеобразовательной школы выявлены следующие недостатки:

1. Уроки физической культуры и здоровья в указанном классе проводятся два дня подряд последними по счету, в то время как рекомендуется проведение их 3 и 4 уроками по счету (не более одного раза в неделю первыми и последними уроками).

2. Не допустимо расположение основных помещений школы (спортивного зала) в цокольном этаже.

3. Нарушены санитарно-гигиенические требования к условиям проведения урока: температура воздуха 22оС и относительная влажность 70% в спортивном зале повышены (соответственно гигиенический норматив +15 - +18оС; 30-60%). Увеличено содержание СО2 до 0,3% (гигиенический норматив – 0,1%).

Значение параметров естественной и искусственной освещенности ниже гигиенических нормативов: КЕО – 1,2%, в то время как коэффициент естественной освещенности при боковом левостороннем освещении в наиболее удаленной от окон точке учебного помещения должен составлять не менее 1,5%; рекомендуемый уровень искусственной освещенности в спортивном зале при освещении люминесцентными лампами –200 лк.

 

4. Не соблюдаются гигиенические рекомендации по продолжительности урока и его структурных частей. Длительность урока физической культуры и здоровья составляет 40 мин (45 мин), увеличена длительность основной части – 32 мин (30 мин), снижена длительность заключительной части – 2 мин (3-5 мин).

5. Физиологическая кривая по пульсу ученика А (основная группа по состоянию здоровья) правильного типа: постепенное увеличение частоты пульса с максимальным подъемом в основной части и последующим снижением частоты сердечных сокращений в заключительной части урока). Однако, физическая нагрузка на уроке недостаточна, так как при правильной организации урока физической культуры и здоровья частота пульса после подготовительной части должна увеличиваться на 50-60% от исходного (у ученика А частота пульса после подготовительной части увеличилась на 28%); в основной части урока частота пульса должна возрастать на 70-90% (у ученика А частота пульса в основной части увеличилась на 57%).

Таким образом незначительный подъем физиологической кривой и средняя частота пульса – 87 уд/мин (140-160 уд/мин) свидетельствуют о недостаточной нагрузке на уроке, не обеспечивающий тренирующего эффекта.

6. Низкие величины общей и моторной плотности – 75% и 55% соответственно (рекомендуемые их величины 80% и 60%) также подтверждают недостаточную физическую нагрузку на уроке.

Заключение. Условия проведения и организации урока физической культуры и здоровья в 5-ом классе общеобразовательной школы не соответствуют гигиеническим требованиям.

 

Рекомендации:

1. Проводить уроки физической культуры и здоровья 3-им или 4-ым по счету в режиме дня.

2. Соблюдать санитарно-гигиенические требования к условиям проведения урока.

3. Выполнять рекомендации, касающиеся длительности урока и его структурных частей.

4. Учитывая физическую подготовленность и состояние здоровья учащихся, увеличить физическую нагрузку на уроке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.