Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.8. Познавательная сфера личности. Перцептивные процессы




Познавательная сфера личности: понятие и структура.

Перцептивные процессы. Ощущения.

Классификация ощущений.

Болевые ощущения: специфические особенности и роль в жизнедеятельности человека.

Процессы восприятия. Виды и свойства восприятия. Иллюзии восприятия.

Пороги чувствительности человека. Индивидуальные особенности ощущений и восприятий.

Нарушения чувствительности: парастезии и др.

Познавательная сфера складывается из системы взаимосвязанных познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания. Субъективно они представлены в форме всевозможных образов, представлений, мыслей, фантазий, воспоминаний и т. д. Каждый их них выполняет свои особенные и уникальные функции, которые невозможно компенсировать с помощью других познавательных процессов.

Их основное функциональное назначение:

во-первых, они обеспечивают ориентировку человека в окружающей действительности, в других людях и в самом себе, без которой невозможно выполнение практических действий;

во-вторых, они служат инструментом получения и накопления жизненного опыта человека (информации) в форме субъективных образов, понятий и психомоторных схем всевозможных действий;

в-третьих, они составляют очень важную часть души человека и принимают самое непосредственное участие в ее построении, развитии и функционировании.

 

Ощущения – простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.

Ощущения представляют собой психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности.

Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях. Отражая элементарные физические и химические свойства действительности, ощущение и само является элементарным психическим процессом. Но ощущение – это не пассивный отпечаток свойств действительности, а активный психический процесс. В ощущении отражаются качества объектов. Отражать качества объекта – значит получать определенную информацию о возможных действиях с объектом. Но сами ощущения человека опосредованы его знаниями.

В ощущениях отражаются не только специфические качества предметов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Ощущения являются каналом связи организма с действительностью, включающей не только окружающий мир, но и внутренний мир человека.

Этот процесс осуществляется благодаря функционированию всех отделов нервной системы – анализаторов, проводящих путей, спинного и головного мозга, т.е. как центральных отделов нервной системы, так и периферических.

Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной, а процесс ее приема и первичной переработки – сенсорной деятельностью.

(слайд в презентацию: рецепторы – анализаторы – проводящие пути – мозг)

Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.

Классификация ощущений

Ощущения классифицируются по качеству, силе и длительности существования.

Качество ощущений – это специфические особенности, обусловленные характером раздражителя.

Например, для зрительных ощущений – цвет, для слуховых – звук.

Сила (интенсивность) ощущений определяется той или иной степенью выраженности данного качества.

Например, интенсивность звука, цвета и т.д.

Длительность ощущения – это время, в течение которого сохраняется впечатление данного конкретного ощущения. Длительность ощущения не совпадает с длительностью реального раздражения. Действие раздражителя может закончиться, но ощущение в течение некоторого времени продолжается.

Каждое ощущение сопровождается эмоциональной реакцией, которая является сугубо индивидуальной, определяется особенностями организма и личности.

В зависимости от расположения рецепторов ощущения делятся на:

1. Экстероцептивные ощущения – ощущения, сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира. Это ощущения от рецепторов, расположенных на поверхности тела – зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и кожных.

Особенности ощущений:

Зрительные: для их возникновения необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор сетчатки глаза.

Слуховные: для их возникновения необходимо воздействие звуковых волн.

Тактильные: рецепторы расположены на всей поверхности тела, но наиболее многочисленны на кончиках пальца и языка; ощущения возникают при непосредственном внешнем воздействии на рецепторы. В сочетании с двигательной активностью тактильные рецепторы образуют осязательную чувствительность, лежащую в основе предметных действий.

Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов кожи, которые подразделяются на тепловые и холодовые. На поверхности тела расположены неравномерно. К холоду более чувствительна кожа спины и шеи, а к горячему – кончики пальцев и языка.

Обонятельные: возникают в результате воздействия на обонятельные рецепторы частиц различных веществ, находящихся в воздухе.

Вкусовые: возникают при воздействии различных веществ на вкусовые рецепторы и проявляются в виде определенного вкуса (горького, соленого, кислого, сладкого и т.д.).

2. Интероцептивные ощущения – ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма.

Интерорецепторы – рецепторы, расположенные на внутренних органах.

3. Проприоцептивные ощущения – ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении.

К ним относятся кинестетические и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате.

Статические ощущения: возникают при воздействии на рецепторы, расположенные в вестибулярном аппарате организма человека и сигнализируют о положении тела в пространстве относительно направления силы тяжести, равновесии.

Кинестетические ощущения – ощущения движения органов своего тела как результат раздражения проприорецепторов.Кинестетические ощущения возникают при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и связках и сигнализируют о положении и перемещении частей собственного тела.

Мышечное чувство – инструмент познания пространственно-временных свойств внешней среды (И.М.Сеченов).

Органические и болевые ощущения представляют собой специфические виды ощущений, не имеющие в своей основе определенного органа чувств.

Органические ощущения – это ощущения, связанные с деятельностью внутренних органов (ощущения голода, сытости, жажды, удушья, тошноты и т.д.). Органические ощущения и соответствующие чувства носят генерализованный характер и переживаются человеком как состояния организма вообще.

Вибрационные ощущения возникают в результате отражения колебаний от 15 до 1500 герц в упругой среде. Эти колебания отражаются всеми частями тела.

Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и химическими воздействиями, достигшими сверхпороговой интенсивности. Они в значительной степени связаны с подкорковыми центрами, которые регулируются корой головного мозга. Поэтому они в некоторой степени поддаются торможению через вторую сигнальную систему.

Ощущения подразделяются также на дистантные и контактные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.