Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избирательность и направленность восприятия




Категоризация и идентификация как свойства восприятия

Сенсорная депривация

Депривация – прекращение восприятия какого-либо вида.

Депривация может иметь две основные причины: органические нарушения в деятельности нервной системы и искусственно созданные условия, при которых нарушается восприятие одного или нескольких видов.

Слепота и глухота наиболее распространенные примеры депривации органического происхождения.

Искусственно сенсорная депривация создается, как правило, в научно-исследовательских целях.

При депривации вследствие поражения какого-либо органа чувств другие анализаторы значительно повышают свою чувствительность. Например, при зрительной депривации (слепота) обостряется чувствительность слухового, обонятельного, вестибулярного и суставно-мышечного анализатора. При слуховой депривации – вестибулярный, мышечно-суставный и особенно зрительный анализаторы.

Воспринимая различные объекты окружающего мира, мы прежде всего идентифицируем их в соответствии с определенными признаками. При этом исходя из имеющихся у нас знаний, мы классифицируем данные объекты. Так, стол относится к категории мебели, чашка - к категории посуды, а кот - к категории домашних животных. В каждую категорию попадают объекты, имеющие какие-либо существенные общие черты и свойства. Такая категоризация облегчает нам познание мира, дает возможность успешно действовать в нем. Мы не обходимся без категоризации и тогда, когда речь идет о людях, как из непосредственного окружения, так и тех, с которыми никогда не встретимся. Эта постоянно демонстрируемая нами тенденция называется процессом социальной категоризации. От того, к какой социальной категории мы относим какого-либо человека, зависит и наше отношение к нему, и последующие действия.

 

Юмор. На вопрос «как пройти к такому-то дому?» люди в соответствии со своими интересами и общей направленностью личности отвечали по-разному.

Мужчина: «Идите по этой улице мимо пивного ларька, доходите до винно-водочного магазина, поворачиваете за угол – там отделение милиции, затем направо и дальше наискосок от вытрезвителя будет нудный вам дом».

Женщина: «Идите прямо в сторону парикмахерской, до косметического салона, переходите улицу напротив магазина женской одежды, поворачиваете за угол рядом с кафе будет нужный вам дом».

На человека всегда воздействуют различные стимулы со стороны окружающей среды. В соответствии со своими потребностями и интересами, ценностными ориентациями, осознаваемо или неосознаваемо, человек осуществляет определенный отбор (селекцию) этих стимулов. Они являются важными для жизнедеятельности человека в данной ситуации, и именно их человек выделяет и использует из всей массы получаемой информации.

В зависимости от своего опыта, профессии, ряда различных обстоятельств человек обращает внимание на те или иные стороны одного и того же стимула.

 

Вопросы для самоконтроля знаний

 

1. Дайте определение понятия «познавательная сфера».

  1. Назовите основные компоненты познавательной сферы личности.
  2. Дайте определение понятия «ощущения».
  3. Назовите свойства ощущений.
  4. Дайте определение понятия «нижний абсолютный порог ощущений».
  5. Дайте определение понятия «верхний абсолютный порог ощущений».
  6. Дайте определение понятия «разностный порог ощущений».
  7. Назовите виды ощущений.
  8. Назовите виды нарушений чувствительности.
  9. Назовите закономерности изменения чувствительности.
  10. Дайте определение понятия «сенсибилизация».
  11. Дайте определение понятии «десенсибилизация».
  12. Дайте определение понятия «адаптация».
  13. Дайте определение понятия «контраст ощущений».
  14. Назовите специфические особенности болевых ощущений.
  15. Охарактеризуйте роль болевых ощущений в жизнедеятельности человека.
  16. Назовите закономерности изменения чувствительности.
  17. Дайте определение понятия «восприятие».
  18. Назовите свойства процесса восприятия.
  19. Назовите виды восприятия.
  20. Назовите главные особенности видов восприятия.
  21. Назовите закономерности восприятия.
  22. Назовите факторы, влияющие на процесс восприятия.
  23. Назовите виды нарушений восприятия.
  24. Дайте определение понятия «сенсорная депривация».

 

 

Практическое задание № 1 "Свойства восприятия"

 

Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

  1. Известный отечественный врач-онколог во время посещения Лувра заметил, что на одной из картин изображена женщина, больная раком груди.
  2. Когда мы видим схематическое изображение какого-либо объекта (например, человеческой фигуры), то без труда угадываем его. Это свойство восприятия широко используется художниками.
  3. При просмотре шахматной партии опытный шахматист без труда определяет, чья позиция выигрышнее.
  4. Если впервые посмотреть с большой высоты вниз, то все будет казаться уменьшенным по размеру. Но со временем все нормализуется.
  5. После ампутации конечности у людей наблюдается феномен фантомной конечности. Он выражается в том, что у них длительное время сохраняется образ несуществующей руки или ноги, и они ведут себя так, как если бы она действительно была на месте. Время от времени им кажется, что она неудобно лежит, чешется, болит и т.д.
  6. Известно, что влюбленный человек не замечает изъянов во внешности своего избранника.
  7. Если смотреть на удаленные рельсы, то они кажутся сходящимися.
  8. Обычно мы смотрим на стоящие на столе тарелки сбоку, а не сверху. Однако, мы воспринимаем их круглыми, а не овальными.

 

Задания в тестовой форме обучающего типа

  1. Ощущения движения органов своего тела, называются

а) интероцептивные

б) кинестезические

в) проприоцептивные

г) экстероцептивные

  1. Ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма

а) интероцептивные

б) кинестезические

в) проприоцептивные

г) экстероцептивные

  1. Ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении

а) интероцептивные

б) кинестезические

в) проприоцептивные

г) экстероцептивные

  1. Взаимодействие ощущений разной модальности

а) сенсибилизация

б) чувствительность

в) сенсорика

г) синестезия

  1. Ощущения, сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира

а) интероцептивные

б) кинестезические

в) проприоцептивные

г) экстероцептивные

  1. К экстероцептивным ощущениям относятся

а) кинестетические

б) слуховые

в) вкусовые

г) органические

  1. Наименьшее различие между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные, называется

а) разностный порог

б) абсолютный порог

в) нижний порог

г) верхний порог

  1. Форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств

а) ощущения

б) восприятие

в) апперцепция

г) сенсорика

  1. Зависимость восприятия от прошлого опыта

а) ощущения

б) восприятие

в) апперцепция

г) сенсорика

  1. Искаженное отражение реальности носящее устойчивый характер

а) ощущения

б) восприятие

в) иллюзии

г) сенсорика

  1. Свойства восприятия все кроме

а) сравнение

б) избирательность

в) осмысленность

г) предметность

  1. Свойство восприятия соотносящее сведения получаемые из внешнего мира к этому миру

а) константность

б) избирательность

в) предметность

г) структурность

  1. Свойство восприятия тесно связанное с мышлением и пониманием сущности предмета

а) константность

б) осмысленность

в) предметность

г) структурность

  1. Свойство восприятия проявляющееся в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими

а) константность

б) избирательность

в) предметность

г) структурность

  1. Свойство восприятия благодаря которому мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету и т.д.

а) константность

б) избирательность

в) предметность

г) структурность

  1. Свойство восприятия благодаря, которому мы воспринимаем фактически абстрагированную обобщенную из ощущений структуру

а) константность

б) избирательность

в) предметность

г) структурность

  1. Свойство восприятия целостного образа предмета

а) константность

б) избирательность

в) целостность

г) структурность

  1. Простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений

а) восприятие

б) ощущение

в) память

г) внимание

  1. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение

а) абсолютный

б) подпороговый

в) верхний

г) средний

  1. К дистантным ощущениям относятся все, кроме

а) слуховых

б) зрительных

в) обонятельных

г) вкусовых

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Изд. 4-е, исправленное. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

Дополнительная литература:

1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: ПИТЕР, 2010.

2. Психология ощущений и восприятия: Учебное пособие/ под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской, Г.Ю. Любимовой. Изд. 3-е, перераб. и дополн. - М.: АСТ: Астрель, 2009.

3. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. - ПИТЕР 2009.

Интернет – ресурсы:

1. Психологическая библиотека. http://www.psylib.org.ua/books/index.htm

2. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

3. Портал психологических изданий http://psyjournals.ru/journal_catalog/

4. Словари и энциклопедии на Академике. http://dic.academic.ru/

5. Национальная психологическая энциклопедия http://vocabulary.ru/dictionary

6. Психология, С.-Петербургский университет, библиотека электронных книг и учебных материалов http://psihologia.biz/meditsinskaya-psihologiya.html

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.