Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды памяти. Закономерности памяти. Индивидуальные особенности памяти




Понятие «память». Память в структуре познавательной сферы личности.

Тема 1.8. Мнемические процессы

  1. Понятие «память». Память в структуре познавательной сферы личности.
  2. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
  3. Виды памяти. Закономерности памяти. Индивидуальные особенности памяти.
  4. Нарушения памяти. Амнезия.
  5. Понятие «внимание». Внимание в структуре познавательной сферы личности.
  6. Виды внимания. Свойства внимания. Внимание и индивидуально-психологические особенности личности.
  7. Нарушения внимания.

Память — это сложный психический про­цесс, состоящий из процессов, обеспечивающих запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта.

Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоящим, а включает прошлый опыт, знания. Сеченов назвал память «краеугольным камнем развития».

Память является сложной психической деятельностью, в которой выделяют процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Забывание, т.е. утрата информации может быть полной, безвозвратной или частичной.

Существует много подходов к классификации видов памяти. Выделяют два исходных вида памяти: генетическую (наследственную) и онтогенетическую (прижизненную).

Виды онтогенетической памяти различают в зависимости от того, как, что и насколько долго запоминается, сохраняется и воспроизводится.

Как запоминается?

По характеру целей деятельности выделяют непроизвольную и произвольную память.

Непроизвольное запоминание и воспроизведение осуществляется без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само собой. Непроизвольно запоминается многое из того, что воспринимает человек. Преимуществами непроизвольного запоминания является больший объем и большая прочность запоминания. Но непроизвольное запоминание характеризуется неполнотой, неточностью, частым искажением действительности.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной па­мятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, гово­рят о произвольной памяти. В последнем случае процессы за­поминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем пред­ставляют собой 2 последовательные ступени развития памя­ти.

Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправленных характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логические приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материала. Логически осмысленное запоминание является более эффективным, чем механическое, которое предполагает многократное повторение материала.

По способу запоминания: механическая и логическая память (запоминание).

Интерес, эмоциональная вовлеченность человека в заучиваемый материал повышает эффективность запоминания (заучивания). Способствуют запоминанию: установка на длительное запоминание и чередование разных по содержанию, непохожих видов деятельности, т.к. тем самым снижается действие ретроактивного торможения.

При запоминании действует «краевой эффект», проявляющийся в том, что лучше запоминается начало и конец материала, а информация, которая была в середине, запоминается хуже.

Эффект незавершенных действий (эффек Зейгарник) проявляется в том, что испытуемые как правило стремятся к завершению прерванного действия, а незавершенные действия дольше сохраняются в памяти, чем завершенные.

Объем информации оказывает большое влияние на продуктивность запоминания: процент запомненного обратно пропорционален объему предъявленной информации.

Забывание происходит неравномерно во времени. Наибольшие потери происходят сразу же после заучивания. Для осмысленного материала характерно: забытое сразу же после восприятия (при первом воспроизведении) может восстанавливаться через 1-2 дня (при отсроченном воспроизведении). Это явление называется реминисценцией.

Что запоминается?

По характеру психической активности в памяти выделяют виды:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.