КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система жизнеобеспечения
Электрические заряды взаимодействуют между собой, находясь на расстоянии друг от друга, даже в том случае, когда между ними нет никакого вещества. Как же осуществляется такое взаимодействие? Взаимодействие между зарядами осуществляется через электрическое поле. Любой заряд создает в окружающем пространстве электрическое поле. Наличие этого поля проявляется в том, что на электрический заряд, помещенный в какую- либо точку поля, действует сила. По величине этой силы можно судить и о том, насколько сильно электрическое поле. Напряженность электрического поля. Таким образом для обнаружения и исследования электрического поля нужно воспользоваться некоторым ” пробным “ зарядом. “Пробный “ заряд должен быть точечным. Исследуем с помощью точечного “пробного” заряда q поле, создаваемое точечным зарядом . Поместим заряд в точку, находящуюся на расстоянии r от заряда q.
Тогда, согласно закону Кулона, на заряд q будет действовать сила . Из этого выражения видно, что сила действующая на заряд q зависит от величин, определяющих поле ( и r), а также и от величины самого "пробного"заряда q. Если помещать в одну и ту же точку пробные заряды различной величины q', q"..., то и силы F’,F’,….будут различны. Но отношение F'/q'=F"/q"=…. будет постоянно для всех пробных зарядов и будет зависеть только от и r, определяющих поле в данной точке. Поэтому естественно принять это отношение в качестве величины, характеризующей электрическое поле. (7) Векторная величина носит название вектора напряженности электрического поля. Если положить , то . Следовательно, вектор напряженности электрического поля численно равен силе, действующей в данной точке на помещенный в нее "пробный" единичный положительный точечный заряд.
Направление напряженности совпадает с направлением силы действующей на положительный заряд. Формула (7) является справедливой для любой совокупности зарядов. Подставляя в (7) выражение для силы взаимодействия между двумя точечными зарядами мы получим выражение для напряженности поля точечного заряда. СИ За единицу напряженности электрического поля принимается напряженность в такой точке, в которой на заряд равный единице действует сила, величина которой также единица. СИ [E]= 1Н/1к=1в/м Если электрическое поле создается не одним, а несколькими зарядами , то это поле будет действовать на пробный заряд q, помещенный в некоторой точке поля, с результирующей силой F равной векторной сумме сил , с которыми на пробный заряд действует каждый из зарядов системы в отдельности: , где представляет собой вектор напряженности электрического поля, создаваемого всей системой зарядов. Таким образом, вектор напряженности электрического поля системы зарядов равен геометрической сумме напряженностей полей, создаваемых в данной точке каждым из зарядов в отдельности. Это утверждение носит название принципа суперпозиции (наложения) электрических полей. Принцип суперпозиции позволяет вычислить напряженность поля любой системы зарядов.Разбивая протяженные заряды на достаточно малые доли dq, любую систему зарядов можно свести к совокупности точечных зарядов. Напряженность поля создаваемого каждым из этих зарядов вычисляются по формулам для точечного заряда и затем все напряженности геометрически складываются.
Опасность может грозить непосредственно человеку, воздействуя на его биологию — например, как у Г. Гуревича в "Функции Шорина". При скорости, близкой к световой, начинают рассогласовываться ритмы организма, что ведет к серьезным заболеваниям. Или же катастрофа может затрагивать жизненно важные потребности человека: в результате ЧП экипажу вдруг не хватает воды, воздуха, пищи. Словом — повреждена система жизнеобеспечения. Выход из подобных положений прост — если можно, уйти от источника опасности, а необходимое добыть "на стороне" или сократить потребление до минимума. Из множества произведений приведем в качестве примера рассказ Т. Годвина "Неумолимое уравнение", где уменьшать приходится... численность экипажа. Вот еще сюжет: на лунной орбитальной станции метеорит пробил резервуар с кислородом. Осталось его всего на 140 часов. В остальном (пища, вода) космонавты недостатка не испытывают. Даже при наиболее благоприятных обстоятельствах помощь придет слишком поздно — через 280 часов. Но на одного человека воздуха хватит вполне. Космонавты решают бросить жребий; проигравший должен будет совершить самоубийство. Но тут начинаются разногласия, вспыхивает ссора: трактуя результаты первой и последующих жеребьевок, они никак не могут прийти к общему мнению — кто из них должен совершить суицид. Каждый обвиняет другого в жульничестве, в замыслах убийства. Страсти накаляются... И только когда было уже почти поздно, бортовой компьютер предложил решение, которое сохранит жизнь обоим.
На станции солидный запас воды, энергии тоже достаточно. Электролизом воды, разложением аш-два-о можно добыть необходимое количество кислорода. (С. Лем, пьеса "Лунная ночь"). Но иногда, проявив выдержку и смекалку, герои благополучно уходят от грозящей им опасности. Если присмотреться, каждая такая ситуация — задача на изобретательность, на нестандартное мышление. Попробуйте поставить себя на место героев, попавших в критическое положение. Как бы вы поступили, случись это с вами? Вот, например...
Оставим эту ситуацию для самостоятельных размышлений.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |