Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление проблематики личности в истории отечественной психологии




Индивид, личность и индивидуальность в категориальной системе современного человекознания

 

В направлениях современной науки, которые наследуют энгельсовской редакцией идей Маркса, человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека, в-четвертых, изучается динамика развития человека как конкретного единичного существа. Одним из признанных подходов к человеку был предложен классиком советской психологии Б.Г. Ананьевым. Он выделил в системе человекознания четыре понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Индивид это человек как единичное природное существо, представитель вида. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, «личность». Под личностью понимают индивида как субъекта социальных отношений и социальной деятельности; существуют, конечно, и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие личность характеризует человека как социальное существо

 

Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность. Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.

 

 

 

12. Методологический анализ проблемы личности в работах С.Л. Рубинштейна Теоретики Л признавали решающую роль мотивацыонных процессов. Они были убеждены в том, что адекватное понимание человеческого поведения возможно только при изучении чел в его целостности. Настаивали на том, что 5-та необходимо рассматривать с позиций целостного функционирования Л разрабатывалась в 2-х направлениях:

1) как теоретические проблемы общественной психологии на основе методологии марксизма, но соотносительно с контекстом мировой психологии (С.Л.Рубинштейн);

2) как проблема психологического развития реб и его личности (Выготский,

Запорожец, Божович).

Системный подход. С.Л.Рубинштейн выдвинул принцип единства сознания и деятельности^ при этом сознание включается в контекст жизненных связей чел с объективным миром. Основу этих связей образует деятельность, посредством которой чел, изменяя мир, изменяется сам. Он предложил новый продуктивный метод психологического познания - единство воздействия и изучения. Постигая себя, чел творит свою жизнь В деятельности чел, в его делах, практических и теоретических, психическое и духовное развитие не только проявляется, но и формируется.

13. Личность как объект системного психологического изучения (Б.Г. Ананьев).

 

Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания чело­века характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдель­ных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов иссле­дования человека.

Б.Г. Ананьев выделял следующие уровни изучения человека. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: инди­вид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

 

ЛИЧНОСТЬ - человек как представитель общества (социальное существо), субъект социальных отношений, определяющий свою позицию среди других людей, субъект общественного поведения и коммуникации. Появляется на основе индивида и субъекта деятельности. Вступает во взаимодействие с различными элементами социального пространства.

Личность - саморегулирующаяся система, удерживающая свою целостность, осущевляющая поиск системообразующего основания или смысла жизни, выбор себя. Выбор жизненного сценария. Колебания между бессознательными мотивами и чувствами и миром логически обоснованных мотивов.

Структурно-динамические свойства личности:

Первичные:

1) статус – экономическое, политическое и правовое положение в обществе.

2) роль личности – нормативная функция, одобренный образ поведения, ожидание от каждого занимать данную позицию.

3) ценностные ориентации – отношения личности, которые являются критериями положительной и отрицательной оценки окружающей среды.

Вторичные:

4)структура личности

5) особенности мотивов поведения

6) особенности общественного поведения.

Третичные:

7)характер и склонности.

 

14. Деятельностный подход к изучению личности (А.Н. Леонтьев).

Личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Предмет анализа - это проблема внутренней структуры личности образующей ее уровни, их иерархическое отношение. У Л общественно историческая сущноть, личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид (наделеный природными св-ами и способностями), а личностью он становится лишь в качеств еобьектата общественных отношений

Представление о личности – представление о мотивационной сфере.

А. Н. Леонтьев: есть 3 направления развития личности и измерения ее структуры:

1) широта связей человека с общественным миром (число потенциальных мотивов деятельности). Набор. Например, когнитивная сложность.

2) степень иерархизации мотивов (соподчинение мотивов), упорядоченный набор.

3) индивидуальный профиль мотивационной сферы. Изучение с помощью временных срезов (у Ж.Пиаже: качественно разные стадии развития).

Эти параметры и определяют развитие личности. Увеличение числа мотивов не является развитием личности по Леонтьеву! Развитие происходит только в плане предметных связей, социальных отношений.

1-е рождение. Феномен горькой конфеты. Соподчинение мотивов.

2-е рождение. Самосознание. Мотивация бессознательна, нужен специальный анализ. Мотивационная сфера может быть осознана. Рождение личности в узком смысле – осознание мотивационной сферы, которая сложилась стихийно. Осознание – необходимо, но не достаточно. Личность входит во внешний мир и себя изменяет. Развитие требует усилия, работы. Деятельность направлена на внешний мир, только тогда возможны изменения, нельзя просто так сесть и изменить внутренний мир.

 

15. Феноменографическая традиция описания личности в советской психологии (А. Г. Ковалев, К.К. Платонов
Феноменографический - т.е. описательный. Важной основой его концепции явилось соотношение личности как предмета общей психологии с ее определением как предмета социальной психологии. Структура личности: темперамент; направленность (понимаемая как совокупность потребностей, интересов, идеалов); способности (система интеллектуальных, волевых,-эмоциональных св-ств). Он один из первых выступил против сведения психологии личности к индивидуальным особенностям чел.

Особенность подхода Платонова в том, что способности и характер рассматривались им не как структурные образования, а как общие качества личности Разработал методические приемы: метод независимых характеристик и карту личности.. Заслуга ~- поставил проблему - личность и труд, которая ранее стояла как проблема Л и деятельности.

16. Система отношений Л и ее структура (Владимир Ник. Мясищев).. Осн. положение психологии отношений заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения чел. к ней. Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которые могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь чел., - направленность.

25 Сущность, специфика динамического подхода к изучению ЛичностиСЛ.И.Анцыферова)

Динамический подход - собирательное название, направление. В нем личность рассматривается не как устоявшаяся сущность, а как нечто изменяющееся. Известно три стадии динамического подхода:

Л.И.Анцыферова считает, что псшол-ская организация Л одна из самых пластичных и динамичных организаций. Путь становления Л идет от одной стадии или фазы к другой, от более простого уровня функционирования к более сложному. все, в том числе и самые ранние стадии развития психики имеют непреходящее значение для полноценного формирования Л, для всей ее последующей судьбы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.